Чиновники и владельцы маршруток ответили на вопросы общественников о повышении цены на проезд, о новой транспортной схеме и судьбе трамвая.
После новогодних каникул куряне узнали о повышении цены за проезд в маршрутках до 21 рубля. Общественники с этим не согласились и написали открытое письмо губернатору Роману Старовойту. По их мнению, расти должна не только цена, но и качество услуг.
В письме они выдвинули предложения по улучшению системы общественного транспорта.
15 января чиновники и перевозчики встретились с активистами и попытались объяснить, что цена оправданна, а идеи общественников реализовать не получится.
«Работаем и будем работать»
Проезд в одинаковых маршрутках может стоить по-разному. Почему так происходит, рассказали сотрудники администрации.
В регионе есть маршруты с регулируемым и нерегулируемым тарифом. К первому относятся перевозчики, которым возмещают выпадающую часть доходов. Из-за этого проезд в их транспорте обычно стоит дешевле. Второй вид тарифа – это когда перевозчик из бюджета ничего не получает. Тогда цена на проезд может быть выше.
Сейчас в Курске 480 единиц транспорта. 130 работают на регулируемых маршрутах и 350 – на нерегулируемых. В маршрутках, которые ездят с регулируемым тарифом, стоимость проезда – 17 рублей. Она повышаться не будет. А в остальных проезд подорожал до 21 рубля.
Одним из первых перед общественниками выступил владелец маршруток, который представляет интересы 11 товариществ автобусов большой вместимости и 12 товариществ микроавтобусов.
– Наша организация работает 18 лет и, я думаю, что еще будем работать. С 14 января 2021 года мы повысили стоимость проезда. Последний раз действующий тариф на проезд в коммерческом транспорте меняли в 2018 году. За этот период цены на ремонтные работы и обслуживание увеличились. Стоимость отечественной резины поднялась на 100 процентов, об импортной и речи нет. Выросли цены на металл, ГСМ и топливо. В 2020 году мы установили контрольно-кассовые терминалы. Все затраты легли на нас. Особенно сложная ситуация в период пандемии, когда уменьшился пассажиропоток. Некоторые ИП понесли большие убытки и прекратили работу. Мы потеряли 5 маршрутов на окраине. Там были ГАЗели, которые не справились. Около 10 маршрутов вынесли на конкурс. Сейчас ни одного человека не пришло, чтобы поучаствовать. Во время пандемии некоторые наши перевозчики брали кредиты на содержание транспорта и зарплату, – рассказал Сергей Брусенцев.
По словам перевозчика, увеличение тарифа на 2 – 3 рубля исправит ситуацию. Брусенцев считает, что после этого перевозчики смогут погасить кредиты и обновить подвижной состав. Он рассказал, что повышение тарифа в 2018 году позволило обновить парк на 50%. Сейчас они этого сделать не могут, ведь если раньше новый микроавтобус стоил 1,5 млн., то сейчас – 2,5 млн.
Его поддержал другой перевозчик – Александр Белоусов. Летом по требованию прокуратуры ему пришлось приобрести 2 дорогих низкопольных автобуса. По его словам, они в обслуживании в два раза дороже ПАЗика.
– На 18 рублей такую технику содержать очень сложно. Вопрос о поднятии тарифа созрел раньше. За исключением этих двух низкопольных машин, я не обновлял парк. Раньше каждый квартал приобретал одну новую единицу, и все это работало. Сейчас такой возможности не имею. Едва плачу налоги и кредиты. Если дальше этого не делать, оно все равно все сойдет к нулю. И 21 рубль – это не решение вопроса, чтобы дальше продолжать успешные пассажирские перевозки, – объясняет Белоусов.
Минус 100 маршруток
Общественник Кирилл Киреев рассказал, что ознакомился с письмом к губернатору и собрал инициативную группу. Он отметил, что Курск – это город из жилых застроенных островов, соединенных узкими транспортными коридорами, часто без альтернативных маршрутов.
– Пробки дикие. Люди постоянно опаздывают. Маленький транспорт (ГАЗели, «Форды» и т.д.) занимает очень много места на дороге, потому что его много. Я проявляю сочувствие к финансовым проблемам бизнесменов, но транспорт является жизненно важной вещью для функционирования города. Выход только в транспорте большой вместимости. Это ускорит перемещение людей и разгрузит дороги. К тому же будет меньше выбросов вредных веществ. Большие автобусы сложно содержать, и я понимаю, что частникам сложно это вытянуть. Так, может, уйти от практики использования частников в черте города и оставить их в пригороде? А в самом Курске сделать единую сеть перевозок с большими автобусами и картой, как в Москве. И оснастить единым терминалом. Не таким, как сейчас, а специально разработанным под транспорт, – предложил Киреев.
Кирилл сообщил, что в разработанной недавно комплексной схеме организации дорожного движения (КСОДД) фигурирует двухуровневая система на основе автобусов большой вместимости.
– Большие автобусы должны плавно заменить маленькие. Сейчас такая ситуация, что около 100 маршруток ушло из города. Это можно воспринимать как шантаж. Похоже, будто их условия не хотят выполнять и они решают уйти, чтобы посмотреть, как без них будут жить. Но это же не дело, – возмутился общественник.
Кирилл считает, что нужно оставить возможность корректировки КСОДД, чтобы оставить трамваи и троллейбусы. Он же предложил создать транспортное кольцо вокруг поселка Северного, продлить трамвайную линию на Запольной до Северо-Запада и построить трамвайный маршрут от улицы Заводской до проспекта Клыкова и вывести через Студенческую. Для этого он предложил попросить в Москве подвижной состав, бывший в употреблении, годные рельсы, шпалы, провода и прочее.
Общественник Владимир Синельников заметил, что после 21.00 из центра города трудно уехать на окраины и наоборот, а движение транспорта нерегулярно. Он спросил у перевозчиков, почему это происходит и изменится ли ситуация после введения нового тарифа.
– Были такие нарушения, но сейчас такого нет. Можете позвонить в центрально-диспетчерскую службу и спросить. Они скажут, что ПАЗики работают до 21.30, а микроавтобусы – до 23.00. Сейчас 99 процентов вечерних рейсов выполняется, – ответил ему Сергей Брусенцев.
С ним согласился и второй перевозчик.
– Интервал, конечно, увеличивается. Но не сильно. Минут 10 – 15 ждать. Я это сам неоднократно проверял, и жалобу эту рассматривали. Я считаю, что это вопрос решенный, – ответил Александр Белоусов.
Это не сговор
К обсуждениям подключился активист Олег Погожих. Он считает, что в ситуации с повышением цен нужно правильно расставлять приоритеты.
– Если мы хотим увеличить скорость проезда и комфорт, то придется платить за это. Сколько именно, это должны решать экономисты и финансисты. При этом обоснование должно быть прозрачным для каждого. Если мы говорим о тарифах, то нужно проходить через общественное обсуждение. Мое мнение, что даже 21 рубль – это недооцененный тариф. Он может быть гораздо выше. Либо хотим дешево, либо – комфортно, – сказал Погожих.
Стоимость проезда в других регионах посчитали специалисты научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ). По словам руководителя проекта реализации новой транспортной политики Татьяны Михеевой, в соседних регионах ЦФО тарифы гораздо выше.
– В Курской области цена самая маленькая. Сейчас на территории России действует социальный стандарт качества обслуживания населения. Там прописано, что каждый житель страны должен ежемесячно тратить на транспорт не более 8% заработка. В Курской области получается около 4%. Если оставить тот тариф, который есть, у нас не будет качества. Мы предлагаем единую двухуровневую систему общественного транспорта, – пояснила Михеева.
Согласно проекту, два уровня городского транспорта делятся на магистральные маршруты (они должны обеспечить сообщение центра города с его основными районами) и подвозные (их задача – связать городские окраины с пунктами посадки на магистральных маршрутах). При этом пересадка при переходе с одного уровня на другой будет бесплатной.
Татьяна Михеева предложила пользоваться брутто-контрактами, при этом оплата происходит не за каждого пассажира, а муниципалитет рассчитывается за общие перевозки. В таких случаях за опоздания, невыход на работу и другие нарушения власть может штрафовать перевозчика.
– Может, повышение стоит отложить ровно до того момента, как будет вводиться система, разработанная НИИАТ? – предложил общественник.
– Это уже второе подорожание. Если помните, три месяца назад мы пытались поднять тариф до 23 рублей, но не получилось. Я говорю, что если мы еще подождем, то многие будут ходить пешком, никто ездить не будет. Это не сговор. 21 рубль – нормальная цена. Частник никогда никого не обдирал. Мы никогда не злоупотребляли стоимостью проезда, – ответил ему перевозчик Сергей Брусенцев.
«Денег немного»
Кирилл Киреев заметил, что на данный момент и перевозчики, и пассажиры являются заложниками кризиса.
– А что мешало раньше содержать в нормальном состоянии маршрутки? Я живу на Перекальского и ежедневно вижу практически весь автопарк города. Шнуры торчат, покрышки старые, краска облупленная, ступеньки битые. Транспорт явно не ремонтируется годами. Я предлагаю отсрочить повышение цены за проезд до февраля – начала марта. Во-первых, внедрят КСОДД, во-вторых, привезут 60 единиц общественного транспорта из Москвы (40 автобусов и 20 троллейбусов). Я распечатал целую папку со скриншотами жалоб, – сообщил Кирилл.
Присутствовавший в зале общественник Сергей Волобуев обратил внимание на «паровозик» из ПАЗиков на улице Ленина.
– У нас общая маршрутная сеть – 1732 км. И получается, что у нас 3 маршрута на 1 км. На остановке на Дериглазова стоит по 10 маршруток. Или пешком по Ленина вы идете быстрее, чем едете на общественном транспорте. За 2020 год у нас данных пока нет, а в 2019 году 85% всего общественного транспорта составили частные перевозчики. И тут, наверное, нужно поработать антимонопольной службе. А как могли построить поселок Северный с 50 тыс. жителей и всего лишь одним въездом? Тут на днях представитель администрации сказал, что трамваев не будет. Давайте посчитаем, сколько будет стоить закатать в асфальт 10 км трамвайных путей от Сумского моста до Волокно. Это 150 тыс. кв. метров. Увеличим Энгельса, Кулакова, ПЛК и что дальше? Опять маршрутки будут ездить в 4 ряда. Может, пора пересмотреть всю систему транспортного обслуживания? – поинтересовался он у чиновников.
В ответ на это мэр Курска сообщил, что регулярно дает указания по организации рейдов проверки качества и согласен с тем, что систему нужно менять.
– Мы поэтому и пригласили НИАТ, чтобы правильно выстроить новую схему с научной точки зрения. Там есть несколько вариантов схем и стоимости. Будет и обязательное обсуждение с жителями. Пока НИИАТ разрабатывает варианты, ОАО «Гипрогор» к маю представит нам корректировку генплана города. А до ноября будет идти его обсуждение с курянами. В ноябре он будет принят. Вы про Северный упомянули, согласен. Идет проектирование двухуровневой развязки на Росинке, где поворот на ТЦ «Метро». Предусматривается выезд на Фестивальную ниже дач. На улице Ленина количество транспорта сократится в несколько раз по расчетам НИИАТ, – сказал глава города.
Он также добавил, что осенью 2019 года курская горадминистрация просила в Москве транспорт. В столице обещали, что дадут его в конце 2020 года. Но помешал срыв их собственных контрактов. Теперь поставка машин ожидается в феврале 2021 года.
По его мнению, нет смысла брать бывшие в употреблении рельсы с 70-процентным износом. На их перевозку и установку на маршрут потратят большие средства, а прослужат они 2 – 3 года. По словам специалистов НИИАТ, реконструкция существующих трамвайных сетей в Курске стоит 8 млрд. рублей.
– Это только на то, чтобы привести в нормальное состояние. А ведь еще нужно обновить подвижной состав. В бюджете города есть только 3 млрд. рублей долга и дефицит. В идеале всех нужно было бы перевести на брутто-контракты. Если мы это сделаем, нам понадобится 2,3 млрд. рублей. Ни у нас, ни у области сейчас таких денег нет. Но мы намерены каждый год что-то улучшать, – отчитался мэр.
Об отсутствии средств на трамваи сообщил и председатель комитета транспорта и автомобильных дорог.
– Всем хочется трамваев. Наверное, и электробусы тоже очень хорошо. Но мы же должны понимать, что все изменения зависят от того, есть ли деньги. Экономически обоснованный тариф будет таким, что никто на нем не поедет. Мы вынуждены плясать от денег. К сожалению, денег немного. В этих условиях мы будем делать все, чтобы транспорт развивался, – сообщил Владимир Муравьев.
Есть мнение
Представитель инспекции общественного контроля Владимир Синельников:
– К нашему всеобщему сожалению, основная цель мероприятия заключалась не в сборе идей и предложений, а в организации диалога с частными перевозчиками. Для каких целей здесь могли понадобиться общественники, урбанисты и просто неравнодушные к своему городу граждане, лично я сказать затрудняюсь. Поступило предложение сделать такие встречи регулярными и создать общественные советы при комитетах дорог и транспорта города и области. Инициативу одобрили. Лично я считаю главным результатом встречи именно этот аспект, на который обратили внимание немногие. Общественный контроль в области дорог и транспорта остро необходим всему региону, и тут нелишним будет вспомнить, что в ноябре 2019 года губернатор Курской области Роман Старовойт отдавал поручение создать такие общественные советы, однако к настоящему времени оно не выполнено.
Алена Мартынова
Курские известия, 01:20, 16.01.2021