Воронеж. 24.02.2021. ABIREG.RU – Аналитика – Антидемпинговые меры в отношении производимых в Европейском союзе гербицидов начали действовать 18 июля 2019 года. Согласно им, ввоз готовых препаратов из стран ЕС и Великобритании в Россию облагается пошлинами в размере от 27,4 до 52,23% в зависимости от компании-производителя. Как итог – для иностранных концернов, создающих средства защиты растений (СЗР), доступ на российский рынок стал затруднительным. Такими мерами отечественным компаниям был дан зеленый свет для развития, однако, по мнению участников рынка, качество российских препаратов осталось на порядок ниже, а объемов качественной продукции недостаточно для покрытия потребностей местных сельхозпроизводителей. В Черноземье, как в сельскохозяйственном регионе, работает много аграриев: от фермеров до крупных агрохолдингов. «Абирег» поговорил с ними и разобрался, так ли это на самом деле.
«Политика формирования антидемпинговых мер изначально такова, что в Европе пестициды продаются дороже, чем в России. Но на самом деле, это абсолютно поверхностный взгляд, так как там и уровень жизни выше, и сельхозтоваропроизводители другие, – считает руководитель ООО «АгроСоРос Трейд» Светлана Смирнова. – Сама структура поддержки фермеров со стороны государства в Европе совсем иная, чем у нас. Например, дотации, погектарные выплаты сельхозпроизводителям. У нас их нет, поэтому сравнивать просто невозможно».
Редакция Агентства Бизнес Информации «Абирег» обратилась с запросом в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России), для того чтобы прояснить ситуацию. По данным службы, антидемпинговые меры направлены на защиту внутреннего рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС) от демпинговых поставок из третьих стран. Так, ввозимые препараты обычно имеют очень низкую цену по сравнению со сложившимся уровнем цен на СЗР на национальном рынке страны импортера. По мнению ФАС, это ведет к ухудшению конкурентных условий для производителей государств – членов ЕАЭС и иностранных поставщиков соответствующей продукции.
Однако аналогичный товарный рынок ЕАЭС обладает высокой степенью концентрации собственного производства, которое занимает существенную долю рынка. А вот при ограничении импортных поставок в Россию есть риск злоупотребления доминирующим положением на внутреннем рынке, заключения антиконкурентных соглашений производителями государств – членов ЕАЭС.
Согласно рейтингу, опубликованному AgroPages по итогам 2019 года, среди крупных европейских производителей лидирующие места занимают компании BASF, Bayer, Corteva Agriscience, Syngenta, которые также представлены в Черноземье. Среди крупнейших отечественных компаний выделяются ЗАО «Фирма «Август», АО «Щелково Агрохим», ТПК «Агриматко», ТПК «Алсико-Агропром», ГК «Агротех-Гарант», каждая из них с представительствами в Воронеже.
По данным филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Воронежской области, соотношение на российском рынке иностранных и отечественных производителей средств защиты растений составляет в последние годы 2:1 и остается неизменным.
«2020-й стал первым годом, когда все производители средств защиты растений жили в условиях действия антидемпинговых мер в отношении гербицидов, импортируемых из стран Европейского союза. Российские производители средств защиты растений считали, что мы, как импортеры, продаем свою продукцию на рынке России дешевле, чем в Германии, Франции, Испании, и таким образом наносим ущерб отечественным производителям. Поскольку, по их мнению, они будут вынуждены конкурировать с продукцией, предлагаемой фермерам по заниженным ценам, – рассказывал еще в начале прошлого года «Абирегу» руководитель группы продаж департамента «Решения для сельского хозяйства» BASF, регион Запад Артем Видусов. – В ходе расследования мы не раз говорили о том, что демпингом не занимаемся, а само расследование является инструментом конкурентной борьбы российских производителей СЗР против компаний-импортеров, удачно сочетающимся с проводимой в России политикой импортозамещения. Тем не менее расследование было проведено, и по его итогам были приняты антидемпинговые меры. Целью введенных мер было повышение цен на импортные гербициды. Это в итоге и произошло. Цены выросли».
Это подтверждают и представители ФАС России, действительно многие производители сельхозпродукции стран ЕАЭС выступали против введения антидемпинговых мер, поскольку опасались повышения цен на средства защиты растений и ухудшения их ассортимента. Решением стало проведение мониторинга цен на гербициды на рынке ЕАЭС, а в случае выявления фактов необоснованного повышения стоимости – возможности пересмотра таких мер.
Ценовая политика
Мы пообщались с дистрибьюторами европейских и отечественных СЗР, чтобы узнать, каково влияние антидемпинговых мер на ценовую политику зарубежных и российских производителей препаратов.
Представитель ООО «ХИМГАРАНТ» Александр Артемов утверждает, что произошло всеобщее подорожание, за последний год общий рост цен на средства защиты растений составил от 10 до 30%.
«В первую очередь это связано с увеличением курса доллара и евро, – считает руководитель ООО «СУФФЛЕ АГРО РУС» Евгений Деревенских. – Цена оригинальных зарубежных препаратов осталась на том же уровне относительно прошлого года. Производители СЗР в среднем повысили цены. Большое повышение было в апреле-мае 2019 года, в 2020 году цены выросли не более чем на 10%. Например «Сингента» снизила прайс-лист, но убрала дистрибьюторскую скидку. Фактически цена для конечного потребителя осталась на уровне прошлого года. Ценовая политика европейских компаний зависит от доллара и евро, с чем мы столкнулись в апреле-мае прошлого сезона. Если курс в этом диапазоне останется, изменений не будет. Однако если он будет расти, стоимость вслед за долларом и евро также будет увеличиваться».
«На некоторые оригинальные СЗР увеличение было до 50%, когда антидемпинговая программа вступила в силу, вырос и курс евро и доллара, совпали два фактора, – согласна представитель ООО «АгроСоРос Трейд» Светлана Смирнова. – Многие европейские производители предлагают товары в рублях. Они оставляют за собой право, если будет большой скачок, изменить прайс-лист, но в целом для сельхозтоваропроизводителя это очень удобно, так как мы заходим в сезон 2020-2021 с рублевым предложением».
ФАС России был проведен мониторинг повышения цен российскими производителями СЗР. «Анализ причин показал, что это следствие изменения общих экономических условий рынка, в частности девальвации рубля. Кроме того, повлияло повышение цен на активные вещества, поставляемые по импорту и используемые при производстве средств защиты растений», – прокомментировали в ведомстве. При этом каких-либо жалоб на рост цен на средства защиты растений в ФАС России не поступало.
Светлана Смирнова рассказывает, что для конечных потребителей, действительно, рост цен был практически неощутим: «Они привыкли к высококачественным продуктам и хотят их приобретать не переплачивая, а мы, как дистрибьюторы, всё меньше и меньше получаем маржинальной прибыли. Увеличивая объемы закупаемого товара, работаем с большими рисками, кредитуем хозяйства и теряем свой доход, чтобы потребитель остался. Мы боремся за свою клиентскую базу, формировавшуюся годами (более 20 лет на рынке – прим. ред.).
Таким образом, повышающуюся стоимость пришлось купировать за счет программ лояльности дистрибьюторов и скидок от самих мировых производителей. Каждый из них теряет тактически или стратегически российский рынок, при этом стремясь не утратить набранный объем. Отечественные производители, получив фору от государства, становятся в заведомо сильную позицию на рынке, умножая разрыв в неравных конкурентных условиях.
Однако не все российские потребители разделяют оптимизм от такой навязанной государством «игры в поддавки» для европейских и мировых компаний. При выигрыше «в количестве» аграрии делятся опасениями о качестве продукции. Отечественным научным разработкам и формулам сельхозпрепаратов стоит начать перенимать опыт и провести совместные исследования вместо создания дженериков и роста серого рынка. Но это альтернативный путь истории, который мог бы произойти, если бы не антидемпинговое расследование, сейчас же агрорынок пошел по другому пути.
Дженерики & оригинальные препараты
В Департаменте аграрной политики «Абирегу» рассказали о том, что ситуацию с дженериками отследить очень сложно, так как оборудования для досконального исследования состава СЗР в России нет.
Конечно, есть компании – производители дженериков, имеющие патент и создающие качественные действующие вещества (ДВ). Но когда несколько фирм производят на основе этого ДВ свои препараты, ситуация на рынке меняется. Чтобы их производить, нужно сделать соответствующую формулу, которая требует определенной рецептуры. В оригинальных препаратах чаще всего она засекречена. Поэтому компании либо покупают ее, либо делают свою. Если действующее вещество закупается у оригинатора, препараты от нового производителя получаются качественными. Однако если компания решила сама выпускать действующее вещество, то ситуация может быть разной. Иногда дженерик на основе постпатентного действующего вещества может получиться даже лучше оригинального продукта. Но препараты, созданные для условий США, не всегда хорошо подходят, например, для Северной Европы. Добросовестные производители, создавая свой дженерик и его рецептуру, могут этот фактор учитывать. В такой ситуации появляется качественный препарат, который «исправил» существовавшие недоработки.
Но создать новую рецептуру с учетом выявленных недостатков предыдущих препаратов весьма недешево. И этим занимаются только несколько крупных компаний.
Есть еще один нюанс, признаются участники рынка, – дженерики, которые завозятся по серым схемам или заниженным ценам. Это препараты от ненадежных фирм или с не очень хорошей рецептурой и не очень чистым действующим веществом. Иначе поставщик ничего не выиграет на таких поставках.
«Производители, особенно гербицидные, отдают предпочтение оригинальным препаратам, но всё равно каждый для себя определяет схемы работы, кто-то дженериковые комбинирует. Портфель препаратов у всех разный, и наверняка есть те, кто готов пользоваться серыми схемами ради выгоды», – комментирует представитель ООО «СУФФЛЕ АГРО РУС» Евгений Деревенских.
Как говорят эксперты, на российском рынке есть крепкие местные производители, но европейские компании нарабатывают новые молекулы и препаративные формы – то, что отсутствует на российском рынке.
«Очень обидно, если мы из-за этих антидемпинговых мер будем отставать от передовых технологий, потому что у нас медленнее происходит и европейская регистрация продукции. На Украине, чтобы зарегистрировать какой-то продукт СЗР, требуется 3 месяца, у нас это происходит годами, и мы начинаем опаздывать. Это очень грустно, хотелось бы, чтобы и наш фермер имел всё самое лучшее как можно скорее», – говорит Светлана Смирнова.
Инновационный потенциал или провал?
«Российские производители пока не готовы вкладывать то количество денег, которое тратят европейские компании для повышения качества своей продукции, – рассказывает представитель ООО «ХИМГАРАНТ» Александр Артёмов. – Антидемпинговыми мерами мы ущемили интересы европейских компаний, но вместе с тем и дали дорогу хоть и более дешевому, но некачественному продукту. Чаще всего из Китая. Если на рынок не дали бы хлынуть той низкокачественной продукции, которой сейчас нас завалили, то, наверное, результат был бы. Например, учитывая погодные и климатические условия Оренбурга, там препаратов из Китая и было бы достаточно, а здесь, в Черноземье, для получения максимальной прибыли и урожайности все-таки нужен качественный продукт».
«Если компании планируют работать на отечественном рынке, условия заставят их локализовать производство в России. Иначе они не выдержат конкуренции. Или они будут зарабатывать, но это будет невыгодно нам, дистрибьютерам. Заработок упадет до минимума, мы станем вынужденно отказываться от европейских продуктов», – считает Александр Артёмов.
В Департаменте аграрной политики нам рассказали о реализации программы развития биотехнологий 2020-2030, курируемой правительством Российской Федерации. Благодаря ее запуску начал формироваться отечественный рынок научно-технологических центров по производству биологических и органических препаратов и средств защиты растений. «Этот сегмент быстро растет, и такие компании, как ООО «Сингента», BASF и другие, вкладывают средства в биопроекты с целью завоевания доли быстрорастущей отрасли органической продукции», – прокомментировали в департаменте.
Так как рынок научно-технологических центров только развивается в России, отечественные производители остро нуждаются и в финансовой помощи европейских концернов, и в инновационной. Опыт передовых технологий – то, что нам предстоит еще перенять.