Воронеж. 26.02.2021. ABIREG.RU – Аналитика – В прошлом году группа «Черкизово» отметила 15-летие. За это время компания не просто значительно увеличила объемы производства, а стала лидером мясной отрасли. О развитии предприятия, планах и тенденциях на рынке «Абирег» побеседовал с руководителем инновационного аналитического центра «Черкизово» Рустамом Хафизовым.
– В 2020 году компания отметила свое 15-летие. Какие самые значимые результаты группы «Черкизово» вы могли бы отметить за это время?
– Можно говорить о том, что совместная работа производителей позволила «импортозаместить» мясо на внутреннем рынке. Россия вышла на самообеспечение по свинине и птице, одним из крупнейших производителей которых является «Черкизово». За 15 лет годовой объем производства курицы у нашей компании вырос в 9,5 раза, а свинины – в 5,7 раза. При этом выручка компании увеличилась в 7,7 раза, составив в 2019 году 120,1 млрд рублей.
Сегодня тренды, которые формируются внутри компании, направлены на цифровизацию производства, внедрение современных технологий, которые влияют на качество производимой продукции. В 2018 году нами был открыт современный завод-робот в Кашире. Это позволило достичь 100%-й автоматизации при выпуске сырокопченых колбас. По этому пути мы планируем двигаться и дальше. Кроме того, группе принадлежит собственный лабораторный комплекс европейского уровня – НИЦ «Черкизово», который специализируется на исследованиях и разработке продуктов питания.
Если говорить про основные ценности компании, конечно, это вопросы, связанные с нашими сотрудниками. Прошлый год обозначил важность поддержания трудоспособности площадок и сохранения здоровья персонала – а это свыше 32,4 тыс. человек в 15 регионах страны.
– Как вы можете проанализировать изменения в мясном животноводстве за последние несколько лет?
– Можно отметить эволюционный процесс. Если в 2018-м мы шли к тому, чтобы наполнить внутренний рынок отечественной продукцией и решить проблему импортозамещения, обеспечив комфортную цену для потребителей и рентабельность для производителей, то сегодня отрасль решает уже другие задачи. Сегодня рынок мяса стал крайне конкурентным в нашей стране. Сейчас стоит вопрос о том, как компании на этом рынке отвечают вызовам, связанным с пандемией. Мы видим, что из-за курсовой разницы идет повышение стоимости ветеринарной группы, что негативно сказывается на стоимости кормов. В период пандемии производители лишились некоторых каналов поставок мяса, например в рестораны. Произошло изменение рынка, на которое требовалось оперативно реагировать.
– Как компания пережила непростой 2020 год?
– Мы прошли его, как и планировали. Компания работала, выполняя все свои обязательства перед партнерами и потребителями. Конечно, была колоссальная нагрузка на персонал и на производственные площадки в части организации дополнительных мер, которые нужно было обеспечить в связи с реализацией требований Роспотребнадзора. В 2021 году мы также продолжаем обеспечивать эти условия для безопасности наших сотрудников.
Если говорить о снижении продаж в HoReCa, то их компенсировали продажи в ретейле, где наблюдался стабильный спрос. В части развития альтернативных каналов поставок и реализации продукции сегодня большая ставка делается на экспортные рынки, на которых мы присутствуем. В первую очередь, это страны Юго-Восточной Азии. Помимо масштабирования работы на этих рынках, мы также планируем открытие новых экспортных направлений. Нужно сказать, что мы продаем за рубеж не только сырье, но и продукцию мясопереработки. Также, несмотря на сложный период для HoReCa, мы активно развиваем сотрудничество с сетями общественного питания – как международными (KFC, McDonald's, Burger King), так и российскими («Додо-пицца»).
– Какие инвестиционные проекты сейчас в приоритете и повлиял ли на них предыдущий год?
– Реализация инвестиционных проектов компании идет в штатном режиме. Конечно, это непросто. Пандемия вносила свои корректировки в сроки, но всё идет в рамках тех планов, которые мы для себя наметили. Из новых проектов хочу отметить приобретение в 2020 году группой «Черкизово» предприятия «Компас Фудс» в Тульской области. На нем производится продукция для ресторанов быстрого питания. Сегодня мы планируем модернизировать эту площадку, кратно нарастив объемы производства. Инвестиции в расширение производства на этой площадке составят более 3 млрд рублей. Также этот проект позволит нам создать более 100 рабочих мест в городе Ефремове.
– Каким вы прогнозируете ближайший год?
– Совершенно очевидно, что мир продолжает жить в ситуации пандемии. Те вызовы, которые пришли вместе с новым вирусом, пока никуда не уходят. Производителям придется их учитывать и дальше. Негативные факторы, которые влияют на рынок, пока остаются. Один из них – повышение стоимости продукции. При этом покупательная способность, реальные располагаемые доходы граждан снижаются, а из-за этого снижается и потребления мяса. Тот набор витаминов и аминокислот, которые человек получает, потребляя мясо, напрямую влияет на его здоровье. В условиях пандемии это крайне важно для сохранения иммунитета. И в этой части необходимы меры поддержки населения со стороны государства.
– Как высокие стандарты экспортных рынков влияют на внутренний?
– Та продукция, которая у нас производится, удовлетворяет требованиям иностранных государств. Но говорить, что мы могли, глядя на них, повысить качество, наверное, не совсем правильно. Требования внутреннего рынка по качеству продукции не ниже, а по ряду параметров даже превосходят иностранные.
На фоне пандемии появились новые требования к экспортной продукции. Сегодня все, кто занимается экспортом, вынуждены принимать их во внимание в своей работе. Нами активно учитываются вопросы биобезопасности при экспорте. Автоматизация производства, при которой минимизируется контакт человека с продукцией, во многом позволяет эти вопросы решать.
– Как еще цифровые инновации меняют мясную отрасль и работу компании?
– Сегодня, на наш взгляд, нельзя не заниматься вопросами цифровизации, внедрением новых технологий, иначе можно остаться на «обочине» прогресса. Группа «Черкизово» уделяет большое внимание внедрению новых решений. Одним из них является роботизация производства. Второе решение связано с большими данными. Информация и большие данные – это основа для цифровизации. Мы внедряем на предприятиях систему датчиков. Для нас очень важны показатели температуры, влажности. Внедрение таких систем повышает эффективность технологических процессов, в частности, отражается на здоровье животных, птиц, а также дает полную аналитику по предприятию, позволяет сокращать расходы на жилищно-коммунальные услуги.
Также для нас очень важно направление, связанное с машинным зрением. Применяя его на производстве, многие вопросы можно автоматизировать либо оптимизировать. Здесь мы всегда ищем какие-то новые решения для контроля качества нашей продукции. Это помогает переложить рутинную работу с персонала на роботов с использованием технологии машинного зрения.
– А как дела обстоят с кадрами в этом вопросе?
– С каждым годом вопрос подготовки квалифицированных кадров становится всё острее. С одной стороны, для нашей отрасли их не хватает. С другой стороны – много вопросов именно к этой квалификации. С чем это связано? Сегодня то оборудование, те производственные процессы, которые применяются, к примеру, у нас, требуют на порядок выше знаний, которые студенты могут получать в образовательных учреждениях. Это для отрасли одна из важнейших проблем, которую нужно решить для дальнейшего качественного роста.
Мы прошли этап импортозамещения и сегодня начинаем конкурировать на международных рынках. Чтобы мы могли опережать конкурентов, необходимо решить кадровый вопрос. Нужен очень качественный диалог по пересмотру программ образования совместно с университетами, министерствами, которые курируют вопросы подготовки кадров для АПК. Сейчас каждый агроном или ветеринар должен уметь пользоваться новыми технологиями. Например, в растениеводстве это беспилотные летательные аппараты. Здесь требуется системная перестройка или кастомизация под те новые вызовы, которые есть у производства. Из этого следует еще один вызов – это вопрос гибкости и скорости внесения изменений в образовательные программы. Мы видим, насколько динамично меняются технологии, на рынок приходят новые решения. Соответственно, специалисты, которые выходят из университетов, как минимум должны знать об этом, а в идеале при прохождении практики на предприятии – видеть эти новые технологические решения. С одной стороны, сейчас каждый крупный агрохолдинг занимается переобучением специалистов под себя. Но хотелось бы, чтобы степень подготовки была выше, актуальнее. И конечно, чтобы абитуриенты понимали уровень технологичности сектора АПК.
Возвращаясь к первому вопросу, могу сказать, что проблема не только в качестве, но и количестве кадров. Необходимо вести более активную работу по иллюстрированию современного АПК. Это уже не тот образ, который был раньше. Это высокотехнологичное производство. Правильный образ нужно доносить и до школьников, и до абитуриентов. Очень важна профориентационная работа. Сегодня она, безусловно, ведется, но всё равно, исходя из запроса отрасли, число абитуриентов должно повыситься кратно.
– Может дело в последующем трудоустройстве? Если бы школьники знали, что они гарантированно устроятся после вуза в «Черкизово», то, может, с большим удовольствием шли бы на сельхозспециальности?
– Группа «Черкизово» очень давно занимается вопросом подготовки кадров. Несколько лет назад работа велась с выпускниками, потом опустились на несколько курсов (3-4-й курс), ввели систему дуального образования. В этом году провели анализ эффективности и пришли к выводу, что проблема не в студентах, а в преподавателях образовательных учреждений. Как студент может знать современные технологии, применяемые в «Черкизово», если этого не знает даже преподаватель? К сожалению, такое бывает. И очень часто.
Сейчас нами запущен проект, в котором участвуют порядка 11 регионов. В ходе проекта преподаватели по различным специальностям (технологи, агрономы, ветеринары) проходят полный цикл обучения с погружением в производство. Этот проект поддержан ректорами вузов, поскольку они являются одними из заказчиков квалифицированных преподавательских кадров.
С четким пониманием того, как сегодня построено производство, на что нужно обратить внимание, преподаватели приходят в вуз и передают полученные знания студентам. В этом заключается социальная ответственность компании. Многие компании занимаются «докручиванием» кадров под себя. Есть какие-то образовательные центры и т. д. Мы также ведем эту работу, но сегодня кадровый вопрос стоит очень остро. Здесь не каждый отдельно должен заниматься проблемой, а системно работать и с вузами, и с регионами, и с профильными ведомствами. И мы как раз работаем в этом ключе.