22 декабря 2024, 06:15
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Газета «Известия» // Добавка стоимости

31.03.2021 14:43

Эксперт по экономике общепита Роман Тимофеенко специально для «Известий» – о том, спасет ли отрасль понижение НДС.

После адского для общепита стресса 2020-го отрасль восстанавливается, параллельно перестраивая бизнес-процессы и подходы к управлению. Правительства развитых стран спасали сектор в том числе через стимулирование спроса и вертолетные деньги населению. В России были свои методы поддержки, и нельзя сказать, что они оказались неэффективными.

Тем не менее большая часть мер либо завершилась, либо уже на исходе, поэтому дискуссия о том, как дальше жить общепиту в последние месяцы нарастает. Пока их содержание сводится, по сути, к простой формуле: понизить либо полностью отменить НДС. Идея исключительно полезна и в развитии общепита сыграла бы большую роль. Но в отрасли, где масса предприятий и каждое со своей экономикой, простые и универсальные решения не всегда оптимальны.

Предприятия МСП, хотя и занимают менее четверти в объеме ВВП, играют другую роль в развитии страны: обеспечивают социальное взаимодействие, мобильность, возможность выбора рода занятий и, соответственно, рост так называемого индекса счастья населения.

Предыдущий социальный договор между малым бизнесом и государством перестал действовать, и стороны стали более требовательны друг к другу. Это выражается в том числе в фокусе на обеление экономики для роста налоговых отчислений, который пока реализовывается успешно.

Предприниматели готовы принять новые правила игры, но для этого требуется реформа существующих схем в налогообложении МСП, и в общепите в частности.

Для небольших предприятий установлено несколько упрощенных моделей ведения бизнес: УСНО, ЕНВД (упразднен в 2021 году), Патент и Самозанятость.

Точка перехода на общую систему налогообложения – главная головная боль всех растущих предприятий общепита. Достижение лимита годовой выручки в 200 млн рублей представляется, с одной стороны, показателем успешности, а с другой – одновременно сулит снижение рентабельности – причем часто на 20 процентных пунктов. Предприятие общепита на упрощенке с рентабельностью в 20% уходит в убыток при переходе на общую систему в силу нескольких причин. Невозможность единовременно повысить цены на 15-20% без потери аудитории, входящий НДС составляет в среднем 15% (а не 20%) за счет высокой доли продовольственных товаров со ставкой 10%, значимая доля ФОТ (от 30 до 50%) в структуре расходов.

Всё это вынуждает предпринимателей скорее заниматься налоговой оптимизацией вместо прямого развития бизнеса.

Фактически, предприниматель думает, как обойти барьер по выручке, а представители налоговых органов тратят время на то, чтобы выявить нарушения. В России, согласно независимым исследованиям, около 60 тыс. предприятий общественного питания. Конечно, не все из них способны выйти за пределы лимита по выручке, но лидеры сегмента тратят ресурсы на поиски различных обходных схем, вместо того чтобы фокусироваться на расширении.

Возможности налоговой ограничены количеством людей, способных анализировать информацию и общаться с представителями общепита. Возникает порочная ситуация, когда налоговики не успевают эффективно администрировать отрасль и выгоды от использования различных схем оптимизации превышают риски их использования.

Чтобы оздоровить отрасль требуется более комплексный подход. В частности:

1. Направление суммы налогов от УСН в региональные бюджеты. Переход предприятий общепита на общую систему несколько противоречит сути этого бизнеса – компании работают и обслуживают жителей конкретной территории, поэтому и налоги должны идти на улучшение жизни людей именно в этом регионе и мотивировать власти субъекта развивать отрасль.

2. Повышение лимита годовой выручки по упрощенной схеме до 500 млн рублей. Это цифра, после которой предприятие точно может считаться ультрауспешным. Такую выручку могут делать 5–10 заведений в России, и они точно могут работать на общих условиях – там сверхсверхприбыли. Порог в 200 млн, фактически, часто ведет к двум кассам и прочим схемам.

3. Ежегодная корректировка лимита выручки на уровень инфляции.

4. Повышение с 6% до 8% налога на режиме УСНО «Доходы». Установка 15% ставки в режиме «Доходы минус расходы». По обоим вариантам нужно сохранить формулу расчета и устранить зависимость от региона (в СПб и МСК ставка по второму режиму – 7%, а в других городах – 15%).

5. Снижение ставки страховых взносов до 15% для предприятий общепита.

Это компромиссный win-win-вариант. Повышаются понятные для сбора налоги типа УСН, увеличивается порог по применению упрощенных схем – лучше дать прозрачные правила, чем замутнять, понижаются ставки страховых взносов. Такая схема позволила бы и предпринимателям заниматься развитием бизнеса, а налоговым органам – собирать больше средств, планировать и управлять качественными объективными данными, поскольку компаниям станет выгодно работать в правовом поле и не скрывать информацию.

Автор – финансовый директор в компании DocsInBox (диджитализация документооборота в ресторанном бизнесе).

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора.

Роман Тимофеенко
Газета «Известия», 08:00, 31.03.2021

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0