Воронеж. 20.04.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Светская хроника - "Театр, как музей, - сказал кто-то мудрый. - Хотя мы туда практически не ходим, но приятно осознавать, что он есть". А если, когда приходим, видим что-нибудь из ряда вон выходящее – неописуемо радуемся и года три рассказываем друзьям, какую фишку придумал режиссер… Кстати, режиссеры, как утверждают театральные критики, бывают трех видов: умные, изобретательные и большинство.
В тех спектаклях Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова (к 150-летию со дня его рождения), показ которых завершился в Воронеже в прошедшую пятницу, режиссерами были явно не представители третьего вида. И хотя на эту тему уже высказались театралы и эксперты российских столиц и Европы, воронежский зритель смог убедиться в этом сам. Например, известный в Воронеже театральный журналист Надежда Роготовская высказалась о качестве спектаклей категорично: «Чеховские фестивали – лучшее, что есть в мире».
Ну конечно, и даже прежде всего, это - «Донка (Послание Чехову)», ну конечно – Даниэле Финци Паска и театр из швейцарского Лугано (не Луганска, как довелось услышать в кафешке от одной гламурной девицы за соседним столиком, которой имя режиссера подавно не далось никак, даже и повторять не берусь). А этот режиссер не только режиссер, он еще хореограф, писатель и клоун, известный тем, что талантливо соединяет в своих спектаклях элементы театра и цирка. Во время Чеховского фестиваля в Москве, который открылся именно в день 150-летия писателя, эти слова Паски звучали по всем телеканалам: «Актеры часто переигрывают, привносят в свою игру излишний пафос, а Чехов, как известно, часто повторял: "О простых вещах нужно говорить просто". Так вот, язык акробатики, движений, на мой взгляд, очень простой и точный, позволяющий без лишних наслоений передать мысль, образ, ощущение».
С замеченными на втором показе спектакля театралом, мэтром преподавательского состава факультета журналистики ВГУ Львом Кройчиком, историком театра Зиновием Анчиполовским и его супругой, а также актерами воронежских сцен мне поговорить не удалось – сразу после спектакля этого, на мой взгляд, не стоило делать. А вот Надежде Рогатовской уже было не отвертеться от моих вопросов.
- Так в чем же основная сила произведенного впечатления?
- Великолепная игра актеров. Это просто универсальные актеры!
- Значит ли это, что за ТАКИМ театром – будущее?
- Уникальность театра поражает, но это не столбовая дорога для всех. Исполнение настолько виртуозное - создается такое впечатление, что у актеров – энергетика ангелов.
Вот не больше и не меньше. Но Надя-то с её опытом и чутьем знает, что говорит!
- Ну а режиссер-то тебе как - умный или изобретательный?
- Вообще-то, я мыслю другими категориями. Он – художник. Изобретательный… да, ироничный. Но главное – по-настоящему чувствующий Чехова.
Знаменитую шекспировскую «Двенадцатую ночь», которую представляли известные московские актеры, поставил английский режиссер, который относительно Чехова имеет свое твердое убеждение: считает, что лучшим памятником ему было бы множество открытых библиотек и театров, и признается, что подарил бы ему на день рождения, если б это только было возможно, коробку с пенициллином. «И это было бы по-чеховски», - говорит Деклан Доннелан. Это и есть имя английского режиссера. Те, кто видел его «Три сестры», также с русскими актерами, утверждают, что это – тоже по-чеховски.
Ну а для не столь умудренных жизнью зрителей, как те, что «аншлагировали» оба показа предыдущих двух спектаклей, была приготовлена импровизация по мотивам сказки Киплинга. Сказка называлась, если помните, «Кошка, которая гуляла сама по-себе», а импровизация - «Как кот гулял, где ему вздумается». Несмотря на то что поставила это действо все-таки женщина - режиссер Стрем Рейбо Сигрида. А может, именно потому, что поставила женщина, и появился Кот.
Кстати, это первый спектакль цикла «Молодые режиссеры – детям». В его рамках свои дебютные самостоятельные постановки выпускают прошлогодние выпускники мастерской Женовача. Среди них и норвежская девушка Сигрид Стрем Рейбо, которую, как утверждают знатоки, можно было видеть на сцене в дипломных спектаклях курса. А в ее спектакле роли исполняют актеры Российского академического Молодежного театра (РАМТ). О «Коте» можно, конечно, сказать, что это – «попсовый спектакль для аудитории «до 16 и старше»: юноши и девушки, одетые современно, а потому обычно, говорящие на обычном современном языке, без декораций - в темноте с фонариками, имея из реквизита шарфы, ремни, ленточки, веревочки и стёганое «цыганское» одеяло, импровизируют на тему упомянутой сказки. Что называется, «на глазах изумленной публики» из темноты вдруг возникает пещера, а возле - сено и костер. А вот в этом лесу обитают Дикая Лошадь, Дикая Корова, такие же Дикие Собака и Кот. И спустя некоторое время становится ясно, что главное здесь совсем не ожидаемые декорации, а голос, мимика, движения актеров, каждый из которых очень своеобразный человек. И главное, мораль в спектакле есть: если «включить голову на работу в активном режиме», то, не жертвуя собственной свободой, можно вписаться в любую социальную систему. И уж тут окончательно понятно: спектакль ставила точно женщина! И еще - сказка для детей и их родителей, безусловно, удалась, ура дебютантке!
И еще ура российскому миллиардеру, президенту частного инвестиционного фонда "Группа ОНЭКСИМ", председателю совета директоров ОАО «Полюс Золото», в 2009 году — самому богатому, а по состоянию на начало 2010 года – второму после Владимира Лисина (по версии журнала «Финанс») человеку в России Михаилу Прохорову.
Ибо именно благодаря учрежденному им в 2004 году Фонду Михаила Прохорова, который видит свою миссию в осуществлении системной поддержки культуры российских регионов и который представляет названные выше спектакли в Липецке, Воронеже, Белгороде и Рязани, мы и смогли увидеть кусочек «лучшего в мире» Фестиваля. А также убедиться в том, что не перевелись еще в России меценаты!