Воронеж. 01.06.2021. ABIREG.RU – Зачастую представители медицинского сообщества высказывают мнение, что во время эпидемии медорганизации и пациенты стали заложниками отсутствия препаратов для лечения COVID-19 либо недофинансирования системы обязательного медицинского страхования. Однако специалисты ТФОМС Воронежской области рассказали «Абирегу», что дефицит медикаментов не связан с недофинансированием системы ОМС, и аргументируют свою позицию впечатляющей статистикой.
По словам представителей регионального фонда, объяснить нехватку препаратов для лечения новой коронавирусной инфекции отсутствием финансирования системы ОМС невозможно. Лекарственное обеспечение уже заложено в тарифе на оказание медицинской помощи по ОМС в стационарных условиях. Сюда входят все предусмотренные стандартами и порядками оказания медицинской помощи медицинские препараты, необходимые для лечения заболеваний, входящих в программу ОМС.
«Результаты порядка 33,5 тыс. контрольно-экспертных мероприятий (22% от принятых к оплате счетов) в отношении случаев лечения COVID-19 за 2020 год и четыре месяца 2021-го показали, что из 5,1 тыс. выявленных нарушений основную долю составляют дефекты ведения медицинской документации – 54%. Вместе с тем нарушения при оказании медицинской помощи составили около 45%, нарушения, ограничивающие доступность медицинской помощи для застрахованных лиц, – 1%. Случаев приобретения пациентом или лицом, действующим в интересах пациента, назначенных врачом лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в период оказания медицинской помощи не выявлено», – прокомментировали в ТФОМС Воронежской области.
Если говорить об обращениях застрахованных лиц, то из 217 обоснованных жалоб (64,8% от общего числа) в 2020 году всего две касались лекарственного обеспечения.
В организации добавили, что в структуре расходов медицинских организаций эта статья, как правило, преобладает над всеми другими, кроме расходов на заработную плату. В 2020 году расходы на медикаменты и перевязочные средства достигли 21,2%, или 5,8 млрд рублей. Рост к предыдущему, 2019 году составил 19,3%, или 951 млн рублей.
Помимо этого, региональные эксперты поднимают важную тему, касающуюся изменений, внесенных в апреле прошлого года в Тарифное соглашение в части оплаты медицинской помощи больным COVID-19.
В фонде пояснили, что тарифы устанавливает Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, которую возглавляет первый заместитель руководителя департамента здравоохранения Воронежской области Олег Минаков. Также в комиссию входят представители ТФОМС Воронежской области, департамента финансов, здравоохранения, профсоюза работников здравоохранения, руководители медицинских и страховых медицинских организаций.
«Тарифы на лечение COVID-19 были установлены Комиссией дифференцированно, в зависимости от тяжести заболевания и условий оказания медпомощи. Например, тарифы на лечение пневмонии, вызванной коронавирусом и подтвержденной лабораторными и инструментальными исследованиями, для круглосуточных стационаров были установлены следующие: при легкой степени – от 67,6 тыс. до 112,7 тыс. рублей, средней тяжести – от 112 тыс. до 186,7 тыс. рублей; тяжелой – от 183,3 тыс. до 305,5 тыс. рублей», – подчеркнули в ТФОМС Воронежской области.
В частности, за 2020 год было выставлено более 1,8 тыс. счетов за лечение тяжело больных COVID-19 на сумму 615,4 млн рублей, то есть средняя стоимость лечения тяжелой формы пневмонии – около 332 тыс. рублей. А за среднетяжелых – 18,8 тыс. счетов на 2,3 млрд рублей, средняя стоимость – 121,8 тыс. рублей. Стоит сказать, что более половины счетов были представлены стационарами именно за лечение тяжелых или среднетяжелых случаев течения болезни.
Кроме того, что были установлены повышенные тарифы на оплату лечения COVID-19 и выделены специальные тарифы на диагностику заболевания, изменения коснулись самого порядка финансирования медорганизаций. Чтобы покрыть возросшие расходы стационаров, занятых в лечении пациентов с COVID-19, и компенсировать медицинским организациям недополученные доходы в связи с сокращением объемов медицинской помощи, установленных территориальной программой ОМС, были приняты беспрецедентные меры.
«Медорганизациям первичного звена был увеличен размер ежемесячного аванса на оплату медпомощи до 100% от среднемесячных объемов финансирования, предусмотренного в рамках реализации территориальной программы ОМС. В результате объем подушевого финансирования медицинских организаций, имеющих прикрепленное население, вырос в среднем на 50%. Финансирование осуществлялось независимо от фактически выполненных объемов медпомощи и выставленных счетов, чтобы покрыть расходы по оплате труда, коммунальных услуг, уплате налогов, а также расходы на содержание имущества в период простоя. Задолженность медицинских организаций перед СМО за 2020 год, не подтвержденная счетами на оплату медицинской помощи, была списана (447,4 млн рублей)», – заверили представители регионального фонда ОМС.
На дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в рамках реализации территориальных программ ОМС в медицинские организации из бюджета ТФОМС в 2020 году было направлено 297,2 млн рублей – это средства поступившего из федерального бюджета межбюджетного трансферта. В 2021 году Воронежской области выделен второй трансферт на эти цели в сумме 485,2 млн рублей.
Кроме того, фонд принял на себя обязательства профинансировать дополнительные расходы медицинских организаций за лечение COVID-19 еще более чем на 1 млрд рублей. При этом задолженность медорганизаций перед страховыми компаниями по состоянию на начало года составляла 616,5 млн рублей.
Также в ТФОМС Воронежской области пояснили, каким образом оказывалась помощь пациентам с хроническими неинфекционными заболеваниями и отвлекала ли дополнительная нагрузка в период борьбы с COVID-19 средства и ресурсы от медпомощи пациентам по другим профилям.
По информации представителей фонда, лицам, нуждающимся в заместительной почечной терапии (диализ), а также пациентам с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой и эндокринной систем, онкологическими заболеваниями медицинская помощь должна оказываться в полном объеме. Ограничений в связи с COVID-19 на оказание такой медицинской помощи в рамках программ ОМС не было и нет. Поэтому оплачивались все выставленные счета, кроме счетов, не прошедших экспертизу.
«Стоит заметить, что в Воронежской области прекрасно работает государственно-частное партнерство в сфере ОМС. Страховая модель финансирования позволяет привлекать к реализации программы ОМС частные медорганизации, таким образом наращивать мощности медицинской сети без увеличения нагрузки по содержанию имущества на бюджет и увеличивать доступность медицинской помощи для пациентов. Наглядным примером тому служит медицинское частное учреждение «Нефросовет», которое уже много лет проводит заместительную почечную терапию жителям области по полису ОМС. Преимущества такого подхода и страховой модели в целом еще раз подтвердила пандемия COVID-19. При значительном росте нагрузки на государственный сектор здравоохранения возможность оперативно подключить к работе частников весной 2020-го оказалась как нельзя кстати», – подытожили в ТФОМС Воронежской области.
В завершение добавим, что министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко объяснил низкий уровень летальности от новой коронавирусной инфекции в России по сравнению с другими странами двумя причинами. «У России было больше времени на подготовку к эпидемии новой коронавирусной инфекции. И у нее есть система ОМС. Благодаря этим двум факторам стране удалось избежать высокого уровня летальности от COVID-19», – заверил господин Мурашко.