Воронеж. 10.06.2021. ABIREG.RU – Аналитика – Из-за пандемии коронавируса бизнес переживает период неопределенности. Несмотря на то, что ситуация, кажется, начинает стабилизироваться, вопрос о том, как сохранить и приумножить собственный капитал, для предпринимателей остается открытым. Управляющий директор Росбанк L’Hermitage Private Banking в Центральной России Александр Афанасьев рассказал «Абирегу» к каким направлениям стоит присмотреться для инвестирования и о развитии Private Banking в регионах.
– Давайте поговорим в целом о работе подразделений банков с состоятельными клиентами. Вы отвечаете не только за работу Росбанк L’Hermitage Private Banking в ЦФО, но и в Сибири. Наблюдаете какие-то различия между клиентами в зависимости от местоположения?
– Если говорить в целом о России, то я бы сказал, что региональным клиентам доступны те же возможности, что и клиентам в Москве. При этом, все люди уникальны, и риск-профиль – консервативный, средний или высокий, – у каждого свой. В работе мы базируемся на детальном риск-профилировании, что дает возможность предлагать решения, наиболее точно соответствующие ожиданиям клиентов. В этом вопросе важно и то, с каким банком человек работает. Мы придерживаемся европейского подхода в работе, что характеризуется высоким качеством услуг и экспертизы, ненавязчивостью в обслуживании, совершенными технологиями принятия решений и выбора продуктов. Предлагая ту или иную стратегию, мы уведомляем клиента не только о преимуществах, но и о возможных рисках, чтобы можно было принять взвешенное решение. Клиенты видят открытость, прозрачность и больше доверяют нам.
– Есть какие-то отличия в работе с московскими клиентами?
– Стоит отметить, что наши услуги для состоятельных клиентов включает много нефинансовых опций. И если еще лет пять назад из Москвы поступали запросы, например, на открытие счетов в Монако, Женеве, то сегодня аналогичные запросы поступают и из Хабаровска, который тоже не бедный регион. Клиент оттуда может спокойно сделать запрос на покупку недвижимости на гораздо большую сумму, чем клиент из Москвы или купить яхту в Монако.
Если говорить конкретно о Воронеже, то, на мой взгляд, город по духу практически не отличается от Москвы. Здесь все то же самое, даже энергетика. Поэтому, если говорить о каких-то региональных особенностях, то, можно сказать, что границы размыты и запросы бизнесменов во многом схожи.
– Наверное, ни одно интервью сегодня не обходится без этого вопроса. Как вы строили работу во время пандемии, локдауна? Если речь идет о нескольких десятках миллионов, которые человек готов вам доверить, вероятно, он ожидает какого-то личного участия, встреч.
– Росбанк давно инвестирует в развитие цифровых каналов. Сейчас большинство рутинных операций доступны онлайн, и клиенты могут управлять финансовыми потоками, не выходя из дома. Но когда идет речь о достаточно крупных капиталах, то личное общение остается на первом месте, потому что есть много нюансов. К теме о различиях клиентов можно добавить, что в Москве и центральной России люди более охотно ведут работу дистанционно. Клиенты же из Сибири больше предпочитают личное общение.
– Что-то тектонически поменялось в работе банка?
– Глобально, это массовый переход в онлайн и растущий спрос на цифровые сервисы. Стоит отметить, что для Private-бизнеса было несколько удачных моментов. Рынки акций и других финансовых инструментов скорректировались вниз, ключевые ставки понизились, депозиты стали практически неинтересны, и многие решились на первый шаг в инвестициях. В плане нашей основной деятельности – составления инвестиционных портфелей – у нас был даже рекордный период.
– Где в регионах Черноземья у вас есть офисы Private Banking?
– У нас есть Private- подразделение в Липецке. Менеджер оттуда занимается клиентами из Воронежа. Мы стремимся развивать бизнес в городе и впоследствии открыть офис здесь.
– Чем руководствуетесь, когда принимаете решение, в каком городе открыть подразделение?
– Банк заинтересован в эффективном использовании ресурсов и максимальной загрузке всех имеющихся каналов взаимодействия с целевыми клиентами. В частности, мы планомерно наращиваем потенциал присутствия в тех регионах, где видим перспективы для развития бизнеса.
– Есть впечатление, что рынок Private Banking в регионах начал развиваться только в последние пару лет. С чем это связано?
– Согласно аналитическим данным, из года в год, в том числе в России, количество состоятельных людей только растет. Если говорить про Воронеж, это город-миллионник, и он, по сути, считается одним из целевых для нас. К слову, мы активно развиваем региональное присутствие. При этом хочу отметить, что есть банки, подразделения которых находятся только в Москве, и туда приезжают клиенты из того же Хабаровска. Есть банки с офисом только в Швейцарии, но при этом эксперты путешествуют с клиентом по всему миру. Поэтому, с одной стороны, сам офис может и не иметь большого значения, самое главное – квалифицированный банкир, который всегда отвечает на вопросы, вовремя звонит, чтобы принять важное решение.
– Какой сейчас у вас порог входа, чтобы получить предложение стать клиентом Private Banking?
– Критерии соответствуют текущим уровням private-индустрии в России и составляют 30 млн для клиентов в Москве и 15 млн в регионах нашей страны, в том числе, в Воронеже. Эта сумма может находиться в разных инструментах у нас в банке.
– По вашим оценкам, порог входа будет расти?
– За последние несколько лет порог входа в регионах вырос, но на эту динамку влияет, помимо прочего, курс валюты. Скорее всего, снижаться этот порог точно не будет, потому что качественный портфель именно в рамках Private Banking можно собрать на эту сумму. Мы предлагаем инструменты на основе определения риск-профиля. Составляем портфель так, чтобы была диверсификация и клиенту было удобно.
– Кто основной клиент Private Banking? Составьте образ вашего клиента?
– В основном, это предприниматели, которые заняли определенную нишу в своем регионе. Бизнесы могут быть совершенно разные. Популярные направления связаны с недвижимостью, если, опять же, это город-миллионник. В нашем банке достаточно много менеджеров крупных предприятий.
– А средний возраст какой?
– Я бы сказал – от 45 лет.
– В определенный момент на инвестиционном рынке был спад, и выход на биржу был довольно привлекательным. Сейчас не поздно?
– Спад был по всем направлениям. Можно было инвестировать в очень большое количество различных сфер. Всегда есть проекты, и государственные тоже, отрасли, которые интересны. Например, в Китае выделяется огромный бюджет на развитие сферы электромобилей, потому что у них очень загрязнена окружающая среда. Поэтому мы нашим клиентами предлагаем зайти на рынок электромобилей и не только, так как есть компании, которые занимаются утилизацией батарей, либо изобрели способ быстрой зарядки.
– На что еще сегодня стоит обратить внимание в плане инвестиций?
– Выделю еще несколько трендов. Тема ответственного инвестирования приобретает все большую значимость. Часто такие стратегии формируются на основе ESG рейтинга компаний – совокупности критериев, позволяющих оценить уровень влияния организации на окружающую среду и отношения руководства к социальным вопросам и вопросам надлежащего управления. Многие инвестдома и управляющие компании уже не инвестируют свои или клиентские денежные средства, если объект инвестирования не обладает достаточным уровнем ESG. То есть, если компании не заботятся о природе, либо не проводят какую-то социальную работу и так далее. Например, мы клиентам предлагаем проекты в сфере зеленой энергетики. Также привлекательны компании, которые активно участвуют в социальной жизни населения, занимаются переработкой одежды, например, либо других каких-то вещей. Выделю еще одну интересную тему – металлы будущего. На наш взгляд, они будут очень популярны уже через довольно короткий промежуток времени. Опять же, не стоит пренебрегать диджитал-сферой, которая в прошлом году показала двукратный рост. Этот канал инвестирования всегда будет оставаться перспективным.
Управляющий директор Росбанк L’Hermitage Private Banking – об инвестициях с учетом ESG-факторов и особенностях работы с состоятельными клиентами
10.06.2021, 21:00
Комментарии 1