Up

WorldClass

16 октября 2021, 17:57
Экономические деловые новости регионов Черноземья
16+

Отель Марриотт

HeadHunter

Главная / Светская хроника / Воронежские педагоги: «Развитие личности ребенка важнее отметок в дневнике»

25.06.2021, 15:31

Воронежские педагоги: «Развитие личности ребенка важнее отметок в дневнике»

Воронеж. 25.06.2021. ABIREG.RU – Светская хроника – Корреспонденты «Абирега» узнали от экспертов, как молодому поколению не проиграть битву с искусственным интеллектом.

Рабочие процессы в корне изменятся благодаря автоматизации, промышленной революции и последним научным достижениям. Многие профессии перестанут быть востребованными. А это значит, что нужно менять подход к образованию. Как сделать это грамотно, профессиональные педагоги рассказали на прошедшей в Воронеже пресс-конференции «Современное образование: требования и перспективы».

Как выяснилось во время дискуссии, школьников региона достойно готовятся к поступлению в вузы, но педагоги не всегда могут развивать у них индивидуальные личностные качества, которые, в свою очередь, способствовали бы креативному мышлению и умению быстро адаптироваться к разным ситуациям. В мире новой формации без этого нельзя будет обойтись.

Решения этой проблемы предложили участники данной дискуссии – директор АНОО «Частная школа Вектор» Ирина Санникова и директор АНО «Молодежный институт социальных программ», координатор образовательных проектов ВРОДО «Искра» Наталия Киреченкова. Мы попросили экспертов подробнее рассказать об их оригинальном подходе к современному школьному образованию.

– Что происходит с уровнем образования в школах России?

Ирина Санникова (далее – И. С.):

– Сейчас современное образование находится в определенном кризисе. Утвержденные программные комплексы и методика работы в основном рассчитаны на реализацию выпускников, «актуальных» 20-30 лет назад. Проблема не в том, что учителя не хотят работать, а дети – учиться, всё дело в востребованности других качеств и компетенций.

Какой человек востребован в наше время? Не круглый отличник, выучивший наизусть все теоремы. Важнее уметь быстро находить информацию, ее обрабатывать, критически воспринимать и реализовывать. Уметь общаться, находить способы разрешения конфликтов, отстаивать свою точку зрения. Современный мир требует развитых «мягких навыков» (soft skills). К сожалению, методика «набрать баллов на ЕГЭ, чтобы попасть в хороший вуз» абсолютно не гарантирует выпускнику успешность во взрослой жизни.

Наталия Киреченкова (далее – Н. К.):

– Если смотреть на то, что происходит в мире, то ему УЖЕ нужны те, кто готов работать не «по инструкции», в непредсказуемых условиях быстро адаптироваться, менять профессию, учиться и переучиваться. На протяжении многих лет школа учит детей действовать по алгоритму. Реализуются еще советские посылы. В СССР школа учила «для конвейера», чтобы могли работать на предприятиях.

С развитием искусственного интеллекта будут востребованы те, кто сможет с ним конкурировать. Будущее за коллективным командным разумом. Когда один человек продвигает другого в том или ином вопросе.

– Как учить детей, чтобы искусственный интеллект не превзошел их умы?

И. С.:

– Я считаю, что нужно делать упор на более персонализированную модель. Она отличается от традиционной, прежде всего, подходом к процессу обучения. В центре – личность ребенка, его развитие относительно себя и своих достижений, а не относительно всего класса. Главное – мотивирующий процесс, а не учеба ради отметки.

Практически это может выглядеть так: большие разделы по предметам разбиваются на модули. Каждый модуль – на темы. По итогам каждого модуля идут проверочные работы. Учитель задает срок для выполнения этих заданий, предлагает их вариативность по уровню сложности и обязательности выполнения. В «Векторе» я хотела бы попробовать сделать так, чтобы ребенок самостоятельно выстраивал свой индивидуальный план обучения.

Н. К.:

– Отметки. Наболевшая тема, из-которой было пролито немало слез. На мой взгляд, привычные всем оценки калечат детей, убивают весь интерес и любознательность. Как только ребенок понимает, что с него спрашивают оценки, то тяга к знаниям исчезает. Остается обязанность: «Я должен принести домой цифру». Так мы и получаем списанные домашние задания из интернета.

Более эффективно формирующее оценивание. Ошибки приветствуются, если дальше с ними умеешь работать. Мне бы хотелось, чтобы ребенок получал свою работу не с «красной цифрой», а с комментарием от учителя: «Посмотри, в этих примерах есть ошибка, попробуй разобраться». Так он поймет, что нужно для усвоения материала. Детям нужно как можно чаще давать ситуации с возможностью самостоятельного выбора.

– Такое обучение рискованное? Ученик быстро всё освоил, но оценок нет – вместо них только комментарии. Не сделает ли это его менее ответственным за свою учебу? Ведь если нет оценок, он может окончательно уйти в виртуальный мир смартфона.

И. С.:

– Играть не получится, потому что в такой образовательный процесс будут вовлечены все. Родитель всегда будет видеть, на каком этапе его ребенок. Еще я считаю, что кроме учителя в классе обязательно должен быть тьютор. Тьютор – это педагог-психолог, который помогает решать проблемы ребенка. Он видит ребенка на разных уроках и в разных ситуациях, знает, на что ученик способен, а в чем ему нужно помочь.

Например, мы привыкли, что на литературе нужно выйти и рассказать стихотворение перед классом. Но кто сказал, что это правильно? Если ребенок – интроверт и ему психологически некомфортно выступать? Никто же не запрещает дать ему листок и ручку, пусть напишет по памяти стихотворение, еще и орфографию с пунктуацией потренирует. Тьютор – это человек, помогающий всем участникам образовательного процесса (и ученикам, и учителям, и родителям) быть в гармонии и взаимопонимании.

Н. К.:

– Мир изменился, и учитель перестает быть центральной фигурой. Нельзя учить новому, используя старые методы. По сложившейся традиции учитель в 90% случаев работает фронтально. Приходит на урок, задает вопрос, ученик поднимает руку и отвечает, остальные радостно выдохнули и сидят.

Получается, у детей нет равных возможностей на участие. В Сингапуре, например, на уроках каждый ученик работает определенное количество времени. Учитель должен создавать вместе с учениками образовательную среду. Посыл такой: «Да, я рулю процессом, но и вы активные участники. Я не главный гуру». В московской «Хорошколе» учительский стол вообще стоит позади учеников. И это правильно, учитель должен держать пространство.

– Дети, как известно, быстрее подстраиваются под всё новое. А как быть с родителями, которые не представляют школу без привычных оценок?

И. С.:

– Я бы хотела, чтобы родители сильно в процесс обучения не погружались. Это лишает ребенка самостоятельности. Когда вечером вся семья начинает делать математику, а ребенок выступает с позиции наблюдателя, возникают вопросы: в чем смысл выполнения такого задания, какие знания он получит в итоге?

Н. К.:

– С родителями надо не бояться активно взаимодействовать. Воспитывать культуру нового отношения к учебе и у них в том числе, не только у детей. Нужно обязательно смотреть на их коммуникацию в динамике – создать задачу, которую родители и дети будут решать вместе. Реальное действие покажет, разделяют ли родители такой образовательный подход или нет. Например, можно сделать всей семьей воздушного змея. Вот и посмотрим, будут ли мама и папа давать инициативу ребенку или начнут «отодвигать» от процесса.

Фото интернет-издания 36on.ru

Сергей Павельев
Комментарии 1
СМИ2
TOP100

ПрессИндекс

Самое читаемое

онлайн-форум «Территория продаж»