О том, какие компании первыми столкнутся с новыми правилами, – в материале «Известий».
Власти обсуждают возможность взимать долги с бизнеса автоматически. В частности, чиновники рассматривают новую норму при подписании госконтрактов: если у исполнителя договора есть задолженность перед государством, то она будет автоматически взыскана. Правительство поручило ФНС и Минфину рассмотреть целесообразность разработки таких поправок в закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг...». Об этом сказано в протоколе совещания у первого замглавы аппарата кабмина Валерия Сидоренко (документ есть у «Известий»). Оценить, сколько средств может принести в бюджет новая мера, нельзя, но общая задолженность бизнеса по налогам, сборам и другим платежам в прошлом году превышала 1 трлн рублей. Предприниматели считают, что исполнители госконтракта должны ощущать свою защищенность. Ведь дополнительное ужесточение может сформировать ситуацию, когда на рынок будут выходить недобросовестные лица, которые изначально не намерены выполнять обязательства по госконтракту, отметили в «Деловой России».
Было ваше, стало наше
В правительстве обсуждают новый способ взимания долгов у компаний по обязательным платежам, например по налогам и сборам. Речь о возможности автоматически взыскивать в пользу бюджета задолженности у исполнителей госконтрактов: как только договоры будут оплачены, долги спишутся в казну. ФНС и Минфин рассматривают целесообразность внесения таких изменений в закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ). О том, что ведомства получили такое поручение, сказано в протоколе совещания у первого заместителя главы аппарата правительства России Валерия Сидоренко от 1 июня. «Известия» ознакомились с документом. Из него следует, что участники заседания обсуждали дополнительные источники доходов бюджета. Срок исполнения поручения – 11 июня, указано в бумагах кабмина.
В пресс-службе правительства «Известиям» сказали, что по предложениям, которые поступили от Минфина и ФНС, ведется дальнейшая экспертная работа. Ведомства в перспективе разработают и представят в кабмин согласованный план мероприятий (дорожную карту) по их реализации. Такое поручение уже подготовлено, уточнили в правительстве.
Закон о закупках для государственных и муниципальных нужд не регулирует вопросы по взысканию и зачислению задолженностей в бюджеты, подчеркнули «Известиям» в пресс-службе Минфина.
– Кроме того, в рамках действующих норм лицо, имеющее задолженность перед государством, не может быть участником закупки и исполнителем по контракту. Таким образом, внесение изменений считается нецелесообразным, – отметили в ведомстве.
В ФАС «Известиям» не прокомментировали запрос по существу. В службе лишь отметили, что контролируют процедуру проведения госзакупок. «Известия» также направили запрос в ФНС.
Маленькая смета – плохое качество
Перед участием в торгах на госзакупку компания должна представить справку из ФНС об отсутствии долгов, напомнил исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин.
Согласно закону о госзакупках, исключения могут сделать тем, у кого есть решение суда о признании долгов безнадежными к взысканию. Допустить к торгам могут и компании, которые подали заявку об обжаловании недоимки. Кроме этого, закон предписывает участнику закупок исполнить такие требования: фирма должна соответствовать нормам, которые действуют в РФ в отношении товара или услуги. Плюс компания не может находится в стадии конкурсного производства и быть несостоятельной, ее деятельность не должна быть приостановлена из-за правонарушений по КоАПу.
Андрей Шубин скептически оценил предложение, которое обсуждают в правительстве. По его словам, если государство хочет автоматически взимать недоимки, то сначала следует допустить должников к закупкам. Но в этом случае встает под вопрос итог работы по таким контрактам. Ведь исполнитель договора должен составить смету по нему, понимая, что после оплаты контракта с него в автоматическом режиме взыщут долги, заметил он.
– Получается, что сумма сметы сокращается. Значит ли это, что компания будет вынуждена снижать качество оказываемых услуг? – задался вопросом эксперт.
Оценить объем долгов, который государство могло бы вернуть с помощью нового инструмента, невозможно, сказал Андрей Шубин. В России нет статистики, которая позволяет выделить часть долгов, которая приходится на исполнителей госконтрактов. По данным ФНС на 1 января 2021 года, совокупная задолженность перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, страховым взносам, пеням и налоговым санкциям составила 1,1 трлн рублей, по региональным налогам и сборам – 196,5 млрд рублей.
У налогоплательщика есть право на оспаривание налогового акта, поэтому списание задолженности, которая может быть оспорена, не коррелируется с правом на защиту своей позиции, добавила руководитель экспертного центра «Деловой России» по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Екатерина Авдеева.
– Исполнители госконтракта нередко вынуждены привлекать заемные денежные средства для надлежащего исполнения своих обязательств. Поэтому взыскание задолженности, которую могут оспорить, может привести к неблагоприятным последствиям, – подчеркнула эксперт.
Екатерина Авдеева уверена, что предлагаемый проект следует оценить со всех сторон: исполнители госконтракта должны ощущать свою защищенность. Ведь дополнительное ужесточение может сформировать ситуацию, когда на рынок будут выходить недобросовестные лица, которые изначально не намерены выполнять обязательства по госконтракту, заключила эксперт.
Евгения Перцева
Газета «Известия», 00:01, 29.06.2021