Кто останется в плюсе от этого решения – в материале «Известий».
Минэномразвития предлагает распространить практику обязательной маркировки питьевой воды на все страны Евразийского экономического сообщества к 1 марта 2022 года, выяснили «Известия». Россия уже провела эксперимент по идентификации бутилированной воды с привлечением к нему более 300 производителей. И в целом эта апробация, равно как и опыт маркировки других товарных групп, показали свою эффективность. По прогнозам экспертов, это позволит снизить объемы нелегальной продукции, усилить здоровую конкурентную среду и гарантировать качество товара для потребителей. Также в плюсе останется государство и бизнес.
Тестовый режим
Предложения РФ по обязательной маркировке питьевой воды поступили в Евразийскую экономическую комиссию в этом месяце (документ есть в распоряжении «Известий»). Согласно инициативе министерства экономического развития, страны союза, куда помимо России входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения, могли бы принять решение о введении на своей территории идентификации природных минеральных и лечебно-столовых вод уже с 1 декабря этого года, а с 1 марта 2022-го маркировать и упакованную питьевую и искусственную минерализованную воду.
Именно в эти сроки внедрить обязательную идентификацию производителями и импортерами упакованной минеральной воды, а затем и всей остальной намерена Россия. Страна, как известно, уже провела эксперимент по маркировке бутилированной воды. Он стартовал 1 апреля 2020-го и завершился 1 июня нынешнего года, добровольное участие в нем приняли 319 производителей.
«Известия» направили запрос в Минэк.
– Обязательной маркировке всегда предшествует пилотный проект – это дает возможность участникам отрасли в спокойном режиме подготовиться и всё протестировать. Крупнейшие производители, в основном, подключились к эксперименту в феврале-марте, ближе к концу пилотного проекта, но тем не менее на большинстве предприятий тестирование успешно завершено, – заверил «Известия» заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки) Реваз Юсупов.
Своим примером
Он также отметил, что опыт во всех отраслях, где маркировка уже является обязательной, доказывает – эта мера не скажется ни на доступности продукции, ни на ее ценах. И даже, наоборот, принесет пользу всем. В частности, Реваз Юсупов напомнил об исследовании Научно-исследовательского финансового института Минфина. В нем есть прогноз, что в результате маркировки питьевой воды и ухода с рынка нелегальной продукции, бизнес и государство получат выгоду на уровне дополнительных 12,7 млрд рублей, а расширение рынка для легальных компаний составит порядка 1,69 млрд.
К слову, недавно о финансовой выгоде этой процедуры для государства упоминал и первый зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. Он, в частности, указал, что следствием создания условий для устойчивого развития производителей и повышения прозрачности ведения бизнеса станет увеличение собираемости налогов.
Впрочем, разумеется, главной мотивацией инициативы и намерения подключить к ней коллег по ЕАЭС выступает противодействие незаконному обороту пищевой продукции в целом и упакованной питьевой воды в частности.
– Обязательная фиксация сведений о буквально каждой единице товара в привязке к производителю либо импортеру обеспечивает потребителя и контролирующие органы достоверной информацией о продукции и ее происхождении, – пояснил «Известиям» директор Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Ваагн Казарян. – Конечно, само по себе наличие некоего штрихкода на товаре не может гарантировать его безопасность. Но интеграция системы маркировки с другими системами контроля в различных сферах позволяет достичь максимально эффективных результатов в борьбе с контрафактной и фальсифицированной продукцией на рынке.
Плановое внедрение
На данном этапе в рамках всего Евразийского экономического союза приняты решения о введении маркировки в отношении обуви, отдельных товаров легкой промышленности, фотокамер, шин и покрышек, парфюмерии и молочной продукции. Но обязательная идентификация при этом сейчас действует лишь в России. Другой член ЕАЭС – Белоруссия – только наметила сроки введения этой меры, тогда как три других государства ЕАЭС обещали присоединиться по мере готовности. В этой связи, по словам Ваагна Казаряна, дать оценку эффективности маркировки в борьбе с нелегальным оборотом или контрафактом в рамках всего ЕАЭС пока невозможно.
Тем не менее поэтапное движение к идентификации большинства товаров как на территории России, так и в рамках всего ЕАЭС неизбежно. Уже к 2024 году Россия планирует внедрить единую национальную систему маркировки и отслеживания товаров, и подключение к ней других стран «пятерки» – вопрос времени.
К слову, проверка потребителями товаров на подлинность становится всё более популярной. Как рассказали на этой неделе в пресс-службе ЦРПТ, уже более 3,7 млн россиян скачали приложение «Честный знак» для проверки легальности продукции на полках магазинов, «пробив» в общей сложности более 50 млн товаров и подав свыше 50 тыс. жалоб.
Ирэна Шекоян, Татьяна Байкова
Газета «Известия», 00:01, 22.07.2021