Воронеж. 30.07.2021. ABIREG.RU – Аналитика – Прошедший год нанес серьезные удары не только по туристическим агентствам, ресторанному бизнесу, но и по предпринимателям, специализирующимся на event-тематике. Прошлым летом масштабное застолье в кафе казалось чем-то нереальным и приходилось довольствоваться любимыми блюдами с помощью сервисов доставки. Проведение крупных торжеств повально отменялось или переносилось на неопределенный срок. «Абирег» решил встретиться с владелицей студии декора «Тюильри» Еленой Королевой и выяснить, как их бизнес смог удержаться на плаву в период локдауна, насколько сократились бюджеты клиентов из-за пандемии и какой труд стоит за красивой картинкой банкетного зала.
– Расскажите немного о своей студии. Почему вы решили открыть именно этот бизнес? Не пожалели спустя время?
– В 18 лет мне нужна была работа, и я устроилась в цветочный магазин. Достаточно долго там трудилась и уже в 2006 году открыла свою студию флористики. Через два года [грянул] кризис – цветы стали резко дорожать, за помещение также повысили арендную плату. Всё это подтолкнуло меня немного перепрофилировать свой бизнес. Мы с подругой решили сделать упор на оформление свадеб. Тогда на это был спрос, данные услуги считались более востребованными. Дело в том, что в тот период все свадебные декораторы оформляли торжества исключительно шарами. Однако у нас была совершенно другая концепция – в качестве украшений мы использовали композиции из живых цветов. Кроме того, дополняли торжество декором из ткани. На тот момент это было чем-то новым и небанальным. У отца подруги был гараж, где мы и занимались созданием модных свадебных трендов. Заказы всегда были – оформление корпоративов, банкетов, свадеб, юбилеев, на месте мы не стояли. Позже я решила открыть собственную компанию, специализирующуюся на декоре. Когда-то я жалела, что решила этим заняться, иногда наоборот убеждалась в том, что выбрала правильный путь. У нас достаточно сложная работа: постоянно нужны мужские руки, чтобы монтировать серьезные конструкции из дерева и металла, нервы иногда просто не выдерживают. На этой неделе тоже хочется всё бросить, потому что сейчас какой-то нереальный наплыв заказов. Но это сезон, его надо пережить и подарить клиентам то, о чем они мечтали.
– Пандемия нанесла сильный удар не только по ресторанному бизнесу и туристическим агентствам, но и по студиям, которые занимаются оформлением мероприятий. Как ваш бизнес пережил локдаун?
– Мы до сих пор переживаем последствия пандемии. Нам пришлось взять в кредит определенную сумму, чтобы просто выжить и как-то просуществовать. Кроме того, у нас был партнер по бизнесу, который решил от нас отсоединиться в критическое время, поэтому всё прошло очень трудно. При этом некоторые свадьбы, которые студия должна была оформлять, до сих пор отменяются из-за того, что близкие родственники пар не могут прилететь в Россию.
– Сколько средств вы потеряли за время пандемии?
– Точную сумму того, сколько средств я потеряла за время пандемии, к сожалению, назвать не могу. Я ничего не заработала! Это точно могу сказать. Ну, потери из-за коронавируса свыше полумиллиона однозначно составили.
– Получали ли вы помощь от государства? Если да, то какую?
– Мы пытались получить хоть какую-то помощь от государства, однако нам отказали в финансовой поддержке, обосновав это тем, что наш бизнес не находится в группе риска. Пришлось самостоятельно справляться с навалившимися проблемами.
– Пришлось ли повышать цены на услуги в 2021 году из-за того, что годом ранее были запрещены массовые мероприятия?
– Да, нам пришлось изменить прайс, но не из-за пандемии как таковой. Произошел резкий скачок цен на наши расходные материалы. Значительно увеличилась стоимость металла (на 70%), бруса (на 50%). И цветы! Они ощутимо подорожали. В связи с этим и нам пришлось подкорректировать ценовую политику студии. Мы были вынуждены увеличить стоимость услуг на 25%. Если раньше можно было хорошо оформить свадьбу за 200 тыс. рублей, то сейчас за эту же сумму оформление будет выглядеть гораздо скромнее – несколько композиций из живых цветов на столах у гостей, украшение зоны молодых и совсем чуть-чуть декора для выездной регистрации.
– Назовите средний чек оформления торжества (отдельно для свадьбы, бизнес-мероприятия и т. д.).
– В среднем чек для представителей бизнеса составляет около 150 тыс. рублей, а для свадьбы требуется хотя бы 200 тыс. рублей. Но отмечу, что у нас есть разные клиенты. Бывали случаи, когда мы занимались оформлением торжества и за 50 тыс. рублей, но в этом случае об изобилии живых цветов говорить, конечно, не приходится.
– В свадебный сезон какой доход приносит студия, если нет ограничений на проведение мероприятий?
– Маржа у нас не такая высокая – всего лишь 30-40% от общей стоимости оформления мероприятия. Считаю, что называть конкретные цифры неуместно, всегда по-разному выходит.
– Заметили ли вы, что состоятельные клиенты начали сокращать бюджет для декора, из-за того что их бизнес пострадал в пандемию?
– Конечно, именно так сейчас и происходит. У наших клиентов после всех потрясений существенно упали бюджеты на оформление торжеств. Из-за этого специалисты студии стали усиленно работать с декоративными цветами – большинство людей уже не имеют возможности оформлять праздник исключительно живыми композициями. По словам клиентов, у них значительно уменьшились доходы, из-за чего выделить огромную сумму на декор становится проблематичным. Некоторые сокращают бюджет на 50%. У нас есть постоянные отношения с представителями крупных торговых центров, которым мы оказываем услуги по сезонному оформлению. Их бюджеты сократились минимум на 30%. Также «ужались» владельцы автосалонов.
– Расскажите о самом большом заказе. Что вы оформляли? Кто выступал заказчиком? В какую сумму вы оценили свою работу?
– Все наши крупные заказчики – как правило, представители большого бизнеса и люди, близкие к власти. Им бы не хотелось, чтобы их имена где-то фигурировали. Но про один из масштабных заказов рассказать могу. Это был юбилей мужчины, приближенного к власти. Ресторан «Дали» находился в Россоши и его вид, мягко говоря, оставлял желать лучшего. Мы декорировали потолок, стол, на все стулья пришлось делать чехлы... Даже стены мы закрывали специальными панелями. Зал был очень большим. Грубо говоря, специалисты нашей студии внутри ресторана создавали совершенно новое помещение, соответствующее статусу юбиляра. На это мы потратили четыре дня. Сумму заказа мне не очень хочется комментировать.
– Часто ли ожидания клиентов не совпадают с реальностью? Что вы в таком случае делаете?
– Если бы это часто происходило, студия бы давно закрылась. Для того чтобы ожидания совпадали с реальностью, наш дизайнер всегда разрабатывает эскиз. В зависимости от сложности заказа, специалист рисует проект в многофункциональных графических редакторах. Также возможен вариант создания 3D-модели, чтобы клиент мог сразу понять, как будет выглядеть финальный результат. Да, в договоре прописано, что мы можем вносить какие-то незначительные изменения, но глобальных правок никогда нет. Мы не можем изменить цвет или состав флористики – всё заранее утверждается с заказчиком.
– Расскажите о самом неудачном дне студии. С чем пришлось столкнуться? Как вы решили эти проблемы?
– На самом деле, неудачных дней бывает очень много. У нас нет права на ошибку, так как клиенты доверяют нам одни из самых важных событий в своей жизни. Мы не можем сказать заказчику: «Извините, подрядчик нас подвел, и мы остались без материала для вашей свадебной арки. Проведите церемонию без нее». Часто еще это касается цветов, бывают проблемы с поставками, а нам нужна утвержденная флористика к конкретному дню. Перенести мероприятие из-за срыва поставки мы не можем. А форс-мажоры бывают, от них никуда не денешься. Интересно, что по этому поводу есть рабочее правило: если случится одна проблемная непредвиденная ситуация, то она обязательно притянет еще кучу других сложностей. Это закон вселенной. Но мы люди в этом плане подготовленные, потому стараемся максимально заранее перед торжеством подготовить все необходимые материалы, просчитать всевозможные нюансы. С опытом это стало делать гораздо проще. Кроме того, в Воронеже очень сильное комьюнити флористов и декораторов, где мы друг друга постоянно выручаем: делимся своими специалистами, цветами, каким-то другим конструктивом, элементами декора. Все проблемы решаемы, главное – вовремя на них отреагировать. Однажды команда приехала на площадку, где планировалось проведение свадьбы. Монтажеры собрали конструкцию для арки, после чего ее украшением занялись флористы. И стоило ребятам всё закончить, как начались резкие порывы ветра и арка упала. Пришлось в срочном порядке опять возвращать нашу мужскую команду и просить их поднять конструкцию. Таких ситуаций, конечно, очень мало, но они есть – всё просчитать невозможно. С особенной ответственностью мы относимся к заказам за чертой города. В Воронеже всегда доступно большое количество строительных магазинов, можно при необходимости что-то купить. Если мы работаем на территории загородных площадок или вообще в других регионах, поиск недостающих расходников оказывается более критичным процессом.
– Сколько человек трудится в вашей команде? Как вы подбираете персонал?
– На постоянной основе у нас трудятся дизайнер, который отрисовывает проекты и продумывает концепции мероприятий, менеджер по продажам, непосредственно работающий с невестами и составляющий сметы. Также я веду различные проекты. Еще нам помогает флорист. Вся команда многопрофильная и может выполнять разные задачи. Также у нас есть группа монтажеров, которая помогает нам установить и разобрать масштабные конструкции. Они, как правило, работают непосредственно в дни проведения торжества. В среднем во время оформления свадьбы задействовано около 15 человек.
– Расскажите, с какими крупными компаниями Черноземья вы сотрудничаете. Что вы для них оформляли?
– Плотно сотрудничаем уже третий год с компанией «Мебель Черноземья». Создаем также для данной фирмы выставочные экспонаты, когда они принимают участие в воронежском международном фестивале «Город – сад». Занимаемся оформлением крупных торговых центров. Например, украшали ТРЦ «Максимир», Сити-парк «Град» и др. Также предоставляем свои услуги строительной компании «Выбор», часто занимаемся оформлением ресторана ARTIST. Сотрудничаем с рестораном «1586».
– Тяжелее общаться с представителями бизнеса или с молодоженами? Расскажите нюансы и разницу работы с ними?
– Скорее всего, с представителями бизнеса, так как мы не взаимодействуем с ними напрямую. Всё решается через их работников, которые пытаются раскрыть пожелания начальства. Мы не можем поговорить с ними лично, чтобы лучше понять друг друга. А донести через 25 человек свою мысль порой непросто. Однако трудности взаимопонимания и с невестами происходят. Невесты с юридическим образованием могут сразу прийти со своим договором, настаивать, чтобы мы ориентировались именно на их документ. При этом все клиенты относятся к своим заказам трепетно вне зависимости от того, свадьба это или украшение торгового центра. Все хотят, чтобы было не просто красиво, а именно так, как они это себе представляют.