Воронеж. 01.12.2021. ABIREG.RU – Аналитика – 1 декабря в Доме журналистов был организован прямой эфир с мэром Воронежа Вадимом Кстениным. Ему было задано более 600 вопросов от жителей города. Все они касались социально важных проблем. Будет ли метробус в Воронеже? Появятся ли в районах города платные парковки? Что будет с тарифами ЖКХ? И каково это – быть мэром? «Абирег» собрал цитаты главы города по основным темам.
О тарифах на ЖКХ
– Тарифное регулирование – сложная история. Сегодня все говорят о повышении тарифов на 9,1% – это неправильное заявление. Не тарифы растут, а растет индекс платы граждан за коммунальные услуги. Он считается так: берется платежка, все строчки складываются, кроме первой. 9,1% – речь идет об этом индексе роста платы. Тарифы меняются на совершенно другие величины. Что такое 9,1%? Разные дома в Воронеже имеют разных поставщиков ресурсов. Если брать теплоснабжение, то, например, в зоне ответственности «Квадры» есть восемь теплоисточников, у которых разные тарифы. Самые дешевые – от ТЭЦ (от 2 тыс. рублей за Гкал), самый дорогой – в зоне ответственности у единичной котельной на улице Сакко и Ванцетти, которая топит один восьмиквартирный дом. Вот 9,1% – это самый большой рост платежа граждан в этом одном доме, потому что там самый высокий тариф на тепло. Львиная доля домов в городе будут иметь рост от 7,2 до 8,4%.
Сегодня предельный индекс роста платы граждан для Воронежской области установлен на уровне 5,2% плюс 2%, которые не требуют согласования с федеральным центром, то есть 7,2%. Наше превышение максимальное – 9,1%, а в основном – 7,2% и 8,4%, мы фактически просим превысить [тариф] на 1% предельно допустимого роста. Для чего? Для исполнения инвестиционных программ предприятий в рамках концессионных соглашений, которые мы подписали не сегодня. Мы с 2012 года живем в концессии. Поэтому тарифы мы устанавливаем взвешенно.
О платных парковках
– Мы не рассматриваем вопрос создания платных парковок в других частях города. Наша задача была не заработать денег, а упорядочить парковку в центре города, повысить оборачиваемость парковочных мест. Сейчас ситуация изменилась. Много разных домыслов ходит по поводу частного оператора. Концессионер вложил 116 млн рублей. На сегодняшний день за всё время работы парковки заработали 203 млн рублей. Из этих 203 млн рублей концессионер заплатил 33 млн рублей налогов. Концессионер выплатил нам по соглашению порядка 42 млн рублей. Еще у концессионера есть операционные затраты на содержание системы – это офис, работники, содержание парковочных мест. Каждый месяц он подтверждает всё документально, а оставшуюся часть он зачитывает как окупаемость инвестиций. Лишь 25 млн из 116 млн рублей концессионеру идут в зачет окупаемости тех денег, которые он вложил.
О транспортной системе
– Нас можно много критиковать за транспортную систему. Она сложилась у нас очень давно. Транспорт в отрыве от других отраслей не может работать сам. У нас пропускная система дорог снижается, а уровень автомобилизации растет, поэтому и транспортная система страдает. Необходимо меры предпринимать. Но с бухты-барахты их принимать нельзя, можно только навредить. Поэтому мы начали с разработки ПКРТИ (программы комплексного развития транспортной инфраструктуры). Сказать, что мы ничего не предпринимаем, нельзя. <...> Мы ввели безналичную систему оплаты проезда в транспорте. И дифференцированный тариф в 21 и 23 рубля сегодня работает. Мы закупаем новый дорожно-транспортный состав. Но для того чтобы перейти полностью на цивилизованную транспортную систему, нужно закупить еще порядка 200 больших автобусов по лизинговой схеме. <...> 140 уже приобретены. Большую часть мы реновировали.
Будем решать вопрос о реновации троллейбусного парка. Сейчас мы проводим ряд переговоров о возможности его концессии. Порядка 60 единиц троллейбусов при концессии будут заменены новыми полностью. Но единственное условие – это брутто-контракты. То есть мы должны будем оплачивать транспортную работу. Первичные инвестиции будут сделаны концессионером. А мы через транспортную работу должны будем выплатить концессионеру затраты, которые он будет нести на создание этой структуры. Нужно будет выполнить большой объем работы. Инвестиции оцениваются в 6,6 млрд рублей.
О судьбе «метро»
– Я бы предложил термин «метро» не применять, потому что создавать объект, который будет стоить сотню миллиардов рублей, для того чтобы он был глубоко дотационным, при этом перекопать весь город на многие годы – это неактуально. Мы рассматриваем другие варианты. Я склоняюсь к проекту метробуса. Интересная история. Вижу возможность организации, но при одном условии. Прежде чем вкладывать 10 млрд рублей (предварительная стоимость), необходимо решить вопрос пропускной способности после этого проекта самого Московского проспекта. Там и так ситуация тяжелая. Альтернативных вариантов немного.
О подземных пешеходных переходах
– Мы в следующем году вообще закроем тему подземных пешеходных переходов. Они у нас все были в удручающем состоянии. Сегодня мы нашли вариант решения этой проблемы. Проблема заключалась не в том, чтобы полностью произвести там ремонт. Не такие уж большие деньги на это затрачиваются. Проблема была в содержании переходов. Раньше после ремонта они долго не существовали, повреждались. Сегодня ситуация меняется, но нужны люди, которые будут следить за состоянием переходов и содержать их. Поэтому мы выбрали схему концессии.
О реконструкции Левобережной набережной
– Помимо Петровской набережной мы в ближайшее время приступаем к проектированию Левобережной набережной. «Газпром» по соглашению с правительством Воронежской области уже занимается проектированием Дворца парусного спорта и частично самой набережной. Мы, в свою очередь, берем на себя обязательства допроектировать набережную до конца и практически синхронизировать строительство Левобережной набережной с окончанием строительства дворца. Это будет в 2024 году. Все набережные будут связаны единым велосипедным маршрутом.
О социальном строительстве
– Начали строительство школы «Процессор». Графики идут нормально, она будет построена ровно в те сроки, которые в контракте отражены. Также начали строительство мегашколы на 2,8 тыс. мест на Московском проспекте. Таких школ в РФ, на самом деле, нет, с таким количеством учащихся. По сути, мы реализовываем уникальный проект. В планах – строительство рядом с ней детского сада на 600 мест.
О строительстве музея ВДВ
– Мы в этом году обустроили большое количество малых общественных пространств. <...> Единственный проект, к которому мы еще не приступили, это благоустройство площадей у планируемого к строительству музея ВДВ. Мы приняли решение, что все работы должны быть синхронизированы. Делать благоустройство, а потом заниматься строительством музея было бы неправильно. Мы запроектировали музей ВДВ, получили государственную экспертизу. В этом году отторговать его не получилось, потому что желающих заходить на объект не было. Но мы в любом случае проведем работу и весной 2022 года начнем строительство музея и благоустроим пространство, которое обещали.
Об открытии парка «Орленок»
– Парк мы откроем (имеется в виду зимой – прим. ред.). Весной будут выявлены все недочеты после зимы. В кратчайшие сроки они будут исправлены. Сейчас мы не имеем права держать его в закрытом состоянии, потому что фактически он готов.
О работе мэром
– Мэром быть сложно, если ты человек небезразличный. Каждый человек всегда обращается со своей болью, пытается донести то, что его тревожит. Безразличным людям во власти не место, они не смогут эффективно работать, нести за собой прогресс. <...> Ты получаешь и свою порцию критики. Прежде чем идти на такую работу, надо быть готовым, к тому, что тебя никто не будет любить. Все в основном будут ругать. Вся твоя работа будет оцениваться потом, когда тебя не будет уже. Вот тогда, может, кто-то добрым словом и вспомнит.
Фото мэрии