Воронеж. 14.12.2021. ABIREG.RU – Спор воронежской ГК «Эконива» и Россельхозбанка возник из-за просроченной задолженности компании в размере более 3 млрд рублей. Это следует из решения суда, который отказал «Экониве» в признании недействительными соглашений, позволяющих банку выкупить доли юрлиц группы по номинальной стоимости. В суде компания настаивала, что весь ее бизнес стоит около 85 млрд рублей.
Напомним, через неделю после решения Арбитражного суда Воронежской области стороны заявили о примирении – банк возобновил финансирование «Эконивы» и отметил, что не намерен исполнять спорные опционы. Также в компании заявили, что не имеют задолженности перед Россельхозбанком.
Так, судя по материалам дела, до 2020 года группа получала значительную часть финансирования у «Альфа-банка». В марте прошлого года компания решила рефинансироваться, права кредитора перешли к Россельхозбанку. На данный момент кредитный портфель компании составляет 90 млрд рублей. В мае прошлого года стороны договорились увеличить лимит до 100 млрд рублей и продлить сроки выплаты кредитов.
Россельхозбанк, предоставляя кредит на значительную сумму, обязан сформировать достаточное обеспечение в соответствии с требованиями ЦБ. В случае нарушения этого правила, банк может лишиться лицензии. Поэтому было решено заключить соглашения на предоставление опционов, позволяющих выкупить доли в компании по номинальной стоимости за 5,3 млн рублей.
В итоге банк попросил дочерние лица группы АО «ММАП» и ООО «Ока молоко» досрочно выплатить задолженность в размере более 3 млрд рублей. Компания не согласилась с требованием банка, а позже получила уведомление о просроченном платеже, что и дало банку право на исполнение опционов. Как установил суд, «Эконива» не смогла доказать, что банк якобы под угрозами заставил компанию заключить кабальные сделки. В решении суда сказано: банк и компания долгое время вели переписку относительно условий опционных соглашений. При этом «Эконива» в процессе переговоров не пыталась внести в соглашения условия о продаже долей по рыночной, а не по номинальной стоимости. Суд отмечает, что компания пошла в суд только после того, как у банка наступили условия для акцепта.
В суде «Эконива» настаивала на том, что до заключения оспариваемых аукционов банк приостанавливал выдачу оборотных кредитов, это препятствовало нормальной деятельности группы. Компания также указывала на свое «тяжелое положение», в связи с чем она могла лишиться необходимого финансирования, что могло привести к неблагоприятным последствиям, в том числе к банкротству отдельных компаний.
Из материалов дела следует, что Россельхозбанк предлагал «Экониве» рефинансироваться в другом банке, однако такой возможности не было, поскольку не каждый банк готов предоставить такую сумму. Более того, к тому моменту всё ценное имущество компании уже находилось в залоге у РСХБ.
Помимо этого, компания приводила в суде независимые оценки стоимости своего бизнеса, пытаясь показать разницу со стоимостью номинальных долей, по которой банк мог выкупить дочерние юрлица. По данным мировой аудиторской компании PWC, объективная стоимость бизнеса группы колеблется в диапазоне от 716,3 млн до 1 млрд евро. По данным на конец августа, после вычета обязательств бизнес «Эконивы» можно было оценить в 824,6 млн евро (около 70 млрд рублей).