Во главе холдинга «ТФМ» ‒ о бизнесе и биографии Алексея Тайчера.
Ему довелось выводить из кризиса коммерческие и государственные предприятия. Стратегическое мышление, решительность и умение достигать любых поставленных целей помогают строить и собственный успешный бизнес: предприятия его группы входят в топ лучших в своих рыночных сегментах.
От управления к собственному делу
Предприниматель вырос и получил образование в родном Ленинграде. Окончил ПГУПС (Петербургский госуниверситет путей сообщения), где учился на экономической специальности, в 2000-м с красным дипломом. Профессиональное развитие продолжил в ведущей бизнес-школе России ‒ Международном институте менеджмента Санкт-Петербурга (IMISP), в 2003-м ему присвоили степень магистра делового администрирования (MBA).
Трудится со студенческой скамьи: в 19 лет он уже работал помощником финансового директора многопрофильной компании, а вскоре стал его заместителем.
В 24 года Тайчеру удалось проявить себя в антикризисном управлении: в течение двух лет он работал с наиболее проблемными активами столичной транспортно-экспедиторской компании «Концерн «Союзвнештранс».
Его навыки и профессиональные качества были востребованы на рынке. В 2005-м РЖД предложило менеджеру решить сложную, но интересную задачу — изменить модель рынка грузоперевозок. Он принял участие в разработке стратегического для отрасли документа ‒ ЦМР (Целевой модели рынка грузоперевозок), определившего ее дальнейшее развитие.
Идеи, заложенные в ЦМР, были реализованы Алексеем Тайчером при создании новой дочерней структуры РЖД ‒ «Первой грузовой компании» (ПГК). На должности заместителя гендиректора он отвечал за развитие и подготовку предприятия к приватизации. По итогам конкурсных торгов, прошедших в два этапа, ПГК была продана за 175,5 миллиарда рублей (это крупнейшая сделка в отрасли).
Затем управленцу удалось решить еще более амбициозную задачу. За короткий срок (всего три года) он смог перестроить работу еще одного дочернего общества РЖД ‒ АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) ‒ и вывести его из глубокого кризиса. Предприятие, которое ранее генерировало многомиллиардные убытки, стало наиболее прибыльной единицей в структуре госкомпании. Выполнив эту миссию, Тайчер взялся за реализацию собственных бизнес-проектов.
В своей колее
Первым активом бизнесмена стала доля в АО «СГ-Транс». В 2012-м он консультировал АФК «Система» Владимира Евтушенкова, которая выступила основным инвестором в сделке по приобретению компании. Вскоре Алексей Тайчер возглавил предприятие, а затем стал его совладельцем.
Сегодня предприятие лидирует на рынке транспортировки СУГ и наливной химии. В числе последних новостей о деятельности предприятия ‒ дебютный выпуск бондов на Мосбирже (в рамках программы биржевых облигаций с лимитом 50 млрд рублей). Это позволит компании привлечь дополнительные средства на развитие и реализацию перспективных проектов.
В 2019-м бизнесмен реализовал еще один сложный бизнес-проект и вошел в число акционеров лизинговой компании ПАО «ТрансФин-М». Подготовка этой сделки заняла около года. Компания стала ядром группы «ТФМ», а Алексей Тайчер ‒ бенефициаром холдинга.
В составе группы также работают:
• ООО «Атлант», которое занимает второе место по оперированию крытых вагонов в РФ и четвертое ‒ по парку в собственности по итогам I квартала 2021 года по версии INFOLine Rail Russia TOP (в управлении компании свыше 70 тыс. вагонов).
• ООО «ТФМ-Спецтехника» ‒ оператор горных услуг, парк которого насчитывает свыше 240 единиц специализированной и вспомогательной техники возрастом до 3 лет. Законтрактованный портфель заказов превышает 150 млрд рублей.
В ноябре 2021 года «ТрансФин-М» и «Гарант Рейл Сервис» объявили о создании совместного предприятия «НовоТехРейл», которое займется восстановлением и развитием Новозыбковского машиностроительного завода (НМЗ). В течение года партнеры планируют запустить современную автоматизированную линию по производству чистовой оси колесной пары с объемом выпуска 20 тыс. осей в год и в дальнейшем увеличить производственные мощности до 50 тыс. единиц ежегодно.