Воронеж. 15.03.2022. ABIREG.RU – Аналитика – После начала спецоперации на Украине из России ушел крупный игрок на рынке доступной мебели – IKEA. Также из-за нарушения логистики с Европой и ростом курса валют ряд товаров и комплектующих в мебельном сегменте либо подорожали, либо стали вовсе недоступны. В этом материале «Абирег» выяснил у представителей мебельного бизнеса, дизайнеров и аналитиков о будущем этого рынка, а также плюсах и минусах ухода крупного игрока.
В начале марта IKEA закрыла все магазины в России и Белоруссии, а также приостановила весь экспорт и импорт. В связи с доступной ценой и стильным внешним видом мебель компании пользовалась популярностью у потребителей, в частности у дизайнеров, которые обставляли квартиры заказчиков на определенные суммы. Сооснователь бюро TOU! ARCHITECTS Юлия Седых отмечает, что за последние две недели стало ясно, что дизайнерам будет очень непросто. «Это касается не только мебели, но и всех отделочных материалов. Нам повезло, часть ремонтов и проектов были реализованы незадолго до дня Х. Но то, что сейчас в начальной стадии реализации... У заказчиков паника. Поставщики говорят, что с конца марта всё подорожает на 30-40%. Многие сейчас остатки со складов продают с небольшой, но уже наценкой. Поэтому нам нужно будет адаптироваться под российский рынок. В бюро мы уже обсудили и обменялись информацией о современных производителях мебели в России. У нас больше фокус на небольшие мастерские, где есть интересные продукты. Как раз недавно пошла волна популярности и крутости русских брендов, совпало немного. Мы и так начинали смотреть в их сторону, а судьба еще больше нас свяжет теперь. В новые проекты, которые сейчас в работе, мы уже закладываем исключительно российские изделия, так как несем ответственность за возможность реализации и за заявленные бюджеты заказчика. Сложность есть в подборе, потому что раньше не задумывались о поставках и возможности приобретения того или иного товара, ведь всё всегда можно было достать и привезти без проблем. Сейчас будем осторожнее и внимательнее. Лично я думаю, что мы будем больше обращаться за мебелью по индивидуальному заказу к локальным мастерским», – высказалась о ситуации на рынке госпожа Седых.
В сложившейся ситуации постоянно звучит фраза о новых возможностях для бизнеса в России, в связи с чем возникает вопрос: смогут ли российские производители мебели заполнить образовавшуюся брешь на рынке и сколько времени это займет? Эксперт в отрасли, пожелавший остаться анонимным, считает, что вопрос можно разделить на две части – ретейл и производство. «Обе истории конкурентные, поэтому уход даже такого крупного игрока (имеется в виду IKEA – прим. ред.) не приведет к катастрофе. В ретейле в краткосрочном периоде сократится ассортимент и увеличится срок доставки – сервис для конечных покупателей снизится, но ненадолго. Производство мебели уже сильно локализовано в России. Практически вся цепочка от первичного сырья до готовой продукции выстроена внутри страны. Да, есть сегмент дорогой фурнитуры, но это скорее нишевая проблема. Общей, как и в других отраслях, будет техническое обслуживание оборудования – парк по-прежнему остается импортным, запчасти, соответственно, тоже. Несмотря на то, что эта проблема стала очевидной для всех производителей еще 8 лет назад после роста курса доллара, революции в «производстве средств производства» не произошло. Собственное машиностроение пока не может системно заместить иностранных производителей. Большой вопрос, как себя будут вести иностранные поставщики. Кто-то прекратит поставки, кто-то сделает заявление, что прекратит, но придумает схемы с транзитом через третьи страны, а кто-то сохранит поставки открыто. Ясно одно, все столкнутся с усложнением логистики с территории ЕС. Морские перевозчики боятся заходить в порты России. Автомобильные дороги Украины и Белоруссии по понятным причинам нестабильны. Авиасообщение закрыто. Думаю, 3-4 месяца уйдет на выстраивание новых маршрутов. Со временем внутри страны будут появляться «кулибины», которые смогут наладить штучное производство в полубытовых условиях и частично закрыть потребности производителей. До этого будут перебои с поставками запчастей и оборудования, что приведет к дисбалансу в ассортименте. При решении задачи с обслуживанием оборудования других критичных проблем для отрасли не вижу – восстановится довольно быстро под другими вывесками», – поделился мнением эксперт.
Отечественные производители мебели в сложившейся ситуации тоже оказались в подвешенном состоянии. Коммерческий директор мебельной фабрики «Сомово» Иван Послухаев рассказал, что материалы и комплектующие подорожали от 40 до 100%. «Больше всего цена повысилась на фурнитуру, так как в России ее не производят, а курс рубля и частичное прекращение поставок сделали свое дело. Большую часть импортных комплектующих никак не заменишь, но можно рассмотреть китайских поставщиков. Многие производители, особенно матрасов, до сих пор не имеют актуального прайс-листа своей продукции. Что касается повышения цен на собственную продукцию, то 40% – это минимум, так как материальная себестоимость увеличилась на 60-70%, также из-за инфляции мы намерены повысить заработную плану сотрудников минимум на 30%. Нас сильно беспокоит неуверенность в завтрашнем дне у людей, из-за которой резко может снизиться покупательная способность. Единственный положительный фактор, который мы видим, – это отсутствие поставок мебели европейскими производителями», – поделился господин Послухаев.
Фото с bober.ru