23 ноября 2024, 22:28
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Руководитель департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Сергей Корчевников: «Нам важно, чтобы бизнес не задохнулся»

16.03.2022 18:47
Автор:
Руководитель департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Сергей Корчевников: «Нам важно, чтобы бизнес не задохнулся»

Воронеж. 16.03.2022. ABIREG.RU – Аналитика – Введение санкций, продовольственное обеспечение и возможное изменение в сегменте торговли – важные темы, которые не могут не волновать всё бизнес-сообщество. О том, как правительство региона планирует работать с предпринимателями в условиях новых ограничений, «Абирегу» рассказал руководитель департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Сергей Корчевников.

– Сергей Викторович, есть ли вероятность замены импортных товаров в магазинах российскими аналогами? Чего в этом случае можно ожидать?

– Безусловно, причем мы в этом видим некоторое решение существующей проблемы. Давайте объективно: мы понимаем, что сложившиеся внешние факторы, в том числе связанные с ростом курса валют, влияют сегодня на то, что у нас проходит на розничном рынке. Но самое главное: продукты питания, как товар первой необходимости, ни под один санкционный список у нас не попадают. И взаимодействуя с торговыми сетями, в том числе с иностранным капиталом, мы имеем подтверждение, что здесь санкции на нас никоим образом не влияют. Это уже хорошее подспорье, потому что это товары, которые нам с вами как потребителям нужны в ежедневном формате.

По остальным сегментам – да. Если так можно сказать, на сегодняшний день немножко штормит рынок: мы видим это и по ценам, и по реакции потребителей, которые, наверное, посчитали, что если они купят что-то в срочном порядке, то как-то уберегут свой капитал. Хотя, выскажу свое мнение, это никоим образом не поможет, и, наверное, лучшее с точки зрения нашего поведения – это просто спокойно ко всему относиться. Да, мы видим рост цен на электронную бытовую технику, на автомобили. Но это не есть товары первой необходимости, ради которых нужно бежать и принимать какие-то меры. В любом случае, рынок – это живой механизм, и опыт различных таких волнений, которые мы с вами испытывали в нашей стране, показывает, что в любом случае всё это урегулируется. И самое главное, что у меня не вызывает беспокойства, даже, наоборот, предчувствие некого позитива – да и пускай уходят, мы имеем потребность в товарах и услугах, и это та ниша, которую могут заполнить наши предприниматели, в том числе и местные. Поэтому наша задача сейчас – четко понимать, вычислять эти сегменты и заполнять их. В среднесрочной перспективе я не вижу каких-либо проблем, наоборот, для нас это подспорье, чтобы развивать наш собственный бизнес.

– Какие сегменты потребительского рынка могут серьезно пострадать, по вашему мнению?

– На сегодняшний день я бы не стал выделять что-то конкретное. НТО, ярмарки, рынки, сети – они все испытывают трудности, которые мы сегодня видим. Понятно, что мы стараемся сейчас наполнять рынок всё большим количеством товаров именно местного происхождения. Это больше касается продуктов питания, потому что это отрасль, которая нас волнует больше всех: нужно, чтобы полки своевременно пополнялись и не появлялись какие-то панические настроения у наших потребителей. Даже там, где был повышенный спрос, это оказалось делом времени, полки мгновенно заполнялись, потому что на распределительных центрах достаточно много любого товара продовольственной и непродовольственной группы. Поэтому все виды торговых предприятий, от НТО до крупного ретейла, в принципе, работают со всеми предпринимателями в прямом контакте, и тревожных новостей мы пока не видим.

– Можно ли ожидать серьезных изменений на рынке, например, у крупных игроков или, напротив, появления мелких компаний-производителей?

– Изменения возможны. В частности, на территории нашего региона чуть более 100 тыс. предприятий, из них 85 тыс. – это сегмент малого и среднего предпринимательства. И понятно, что сейчас мы будем внимательно наблюдать, <...> что освобождаются какие-то ниши. Мне кажется, что прогнозировать – дело неблагодарное, но в любом случае бизнес очень гибко реагирует на все изменения. Наша задача – ответить на многие вопросы и, самое главное, помочь: какими-то мерами поддержки, финансами, немного увеличить сроки, потому что кто-то открыл кредитные линии. Нам важно, чтобы бизнес не задохнулся, чтобы он почувствовал, что его не бросили, и приобрел уверенность. А дальше он уже будет гибко реагировать на изменения. Главное, что это наш бизнес и мы заполним эти ниши.

Зачастую мы тоже ставим задачи перед крупными предприятиями, чтобы более мелкие заказы отдавать малым и средним предприятиям. Я всё равно позитивно смотрю на рост количества МСП и занятых в этой сфере. Если посмотреть на опыт любого развитого цивилизованного государства, занятые в сегменте МСП являются его основой. И лично я считаю, что нам сегодня нужно наконец-таки принять политическое решение, отпустить вожжи и дать возможность развиться этому классу. Дальше всё произойдет автоматически. Предприниматели – это движущая сила экономики. Они четко чувствуют и понимают обстановку. Где-то мы что-то будем вместе подсказывать. Но они заполняют эти ниши, и идет всплеск. Это всё отложенный рост нашей экономики, так что будем верить во всё это и помогать друг другу.

– Какие меры уже приняты и какие преимущества дает государство предпринимателям?

– Понятно, что сейчас с учетом роста валют и, самое главное (что не порадовало бизнес), резкого скачка ставки Центробанка кредитные линии во много крат стали дороже. Мы не можем пополнить «оборотку», она сейчас нужна, потому что где-то зависли эти денежные средства, где-то произошел обрыв. Мы, соответственно, на региональном уровне обратились к губернатору Александру Гусеву по поводу капитализации на полмиллиарда рублей. Это позволит не просто обеспечивать предпринимателей средствами, но и намного уменьшить эту ставку. На сегодняшний день мы удерживаем для самозанятых 4%, для сферы производства, социальных предпринимателей – 10%, максимально – 15%, то есть мы уже конкурентны.

Отдельно нужно сказать про экспортную составляющую, потому что там действительно есть проблемы. У нас есть одно воронежское предприятие, я гордился им и выступал на уровне российского экспортного центра, потому что оно осуществляет поставку своей продукции в три страны: США, Канаду и Великобританию. Все понимают, какие у нас всегда взаимоотношения, но вот наша воронежская продукция там оказывалась. Сегодня нет ни продукции, ни валютной выручки. Конечно, это проблема. Федеральный центр это понимает и дает полную отсрочку по всем этим платежам, потому что деньги не вернулись. Эти проблемы для предпринимателя решаются. Для того чтобы они, простым языком скажу, не «схлопнулись», сейчас их нужно поддержать. Причем я уже понимаю, что мы пересмотрим внешние рынки, но, обратите внимание, как среагировали некие страны азиатского региона. Они сметают продукцию производства России, и поставщики не успевают их обеспечивать. Это хорошая тенденция, нам надо сейчас четко понять эти страны, наладить торговые взаимоотношения, чем мы и займемся в ближайшее время через региональный экспортный центр. И мы готовы наполнять их рынки своей продукцией. Пусть эта тенденция сохраняется, мы уверены в своей продукции, она у нас хорошего качества, конкурентна, известна многим странам, поэтому мы воспользуемся этим шансом.

– Планируются ли еще какие-то меры поддержки?

– Их много. Посмотрите, какой толщины на столе у меня лежат документы. Это то, что мы сейчас предлагаем развить, и федералы с нами это обсуждают. И более того, это не окончательный документ. Сейчас обязательно надо посмотреть на субъекты МСП, нужно воспользоваться этим моментом и дать возможность сформировать этот мощный сегмент. И действительно люди почувствуют эту поддержку – даже те, которые будут сейчас высвобождаться из-за закрытия каких-то крупных предприятий с участием иностранного капитала, могут реализовать себя в этом поле. Тем более что у нас в рамках нацпроекта проходят мероприятия по обучению, открытию бизнеса, по сопровождению на стартапе через центр «Мой бизнес». Глупо этим не воспользоваться. Денежные средства на это есть, и мы готовы целевым образом помогать всем – физическим лицам, начинающим предпринимателям и уже действующим.

– На ваш взгляд, какие сегменты может сейчас заполнить малое и среднее предпринимательство в связи с теми санкциями, которые уже были введены?

– Что бы я сделал? Взял бы перечень организаций из тех сфер, на которые наложили санкции, или тех, которые приняли решение о выходе из нашего рынка. Просто мы должны понять: мы-то с вами потребности не изменили в товарах и услугах, значит, нам это нужно. Вот вам самая простая подсказка, куда можно посмотреть и прозондировать рынок, чтобы организовать свое дело. А дальше всё, что нужно, – прийти в центр «Мой бизнес», и наши профессиональные менеджеры произведут сопровождение. И у нас такой опыт есть, мы где-то даже выходим за рамки нацпроекта, когда приходят люди с идеями как инвесторы. Мы с другими нашими коллегами из правительства решаем вопросы по предоставлению земельных участков на льготных условиях, помогаем подключаться к различного рода сетям, помогаем в налаживании торговых взаимоотношений, возим на выставки, обучаем, помогаем в составлении бизнес-планов, в получении сертификатов. И сегодня всё, что нужно предпринимателю, – просто довериться органам власти, прийти и получить эти услуги абсолютно на безвозмездной основе. И вот, мне кажется, сейчас хороший шанс для того, чтобы начать новую качественную жизнь.

– Насколько сильно, на ваш взгляд, экономика Воронежской области может пострадать? Есть какой-то оптимистический и пессимистический прогноз по поводу санкций?

– Давайте скажем простым языком: кушать мы с вами хотеть никогда не прекратим. Более того, мы импортируем нашу продукцию, и, если объективно посмотреть, страны Европы, которые в большей степени от нас отвернулись, – это всего 28% экспорта. Это промышленная составляющая. Но опять же, инновационное технологическое оборудование создается, и не зря у нас, благодаря взаимодействию с фондом «Сколково», с фондом инвестиционной поддержки предпринимателей, получено субсидий на 248 млн рублей. Это говорит о том, что наш бизнес реально востребован, он конкурентен, нам нужно его только поддержать сегодня, и завтра обязательно будет выхлоп. Поэтому переориентируясь, мы можем потратить средства для изучения иностранных рынков, потребностей жителей тех стран, для того чтобы дать какие-то наводки, подсказки нашим потенциальным экспортерам. Поэтому мы в прошлом году впервые перевыполнили план по экспорту, я вам доложу, только наши субъекты МСП заключили 72 экспортных контракта. И, несмотря на создаваемый внешний фон, я считаю, что мы можем преодолеть это препятствие и доказать, что можем работать еще лучше.

– Какие меры поддержки уже сейчас планирует принять департамент в свете последних событий?

– Во-первых, это резкое снижение налогообложения на МСП. Причем если раньше мы сами в период пандемии выделяли определенные отрасли, которые считались постановлением правительства наиболее пострадавшими, сегодня мы выделяем все виды деятельности без исключения, все ОКВЭД. Во-вторых, это снижение налога на имущество, земельного налога, предоставление кредитов по льготным ставкам. На сегодняшний день федеральное правительство подтверждает нам различные налоговые каникулы. В-третьих, это снижение бремени. Скажем так, бизнес – это различные виды проверок и прочее. Причем я бы здесь еще попросил снизить такую же нагрузку на нас, на органы исполнительной власти. Поверьте, это тоже колоссальное отвлечение сил и средств. К нам каждый месяц приходит какой-то новый орган. Это, я считаю, тоже на сегодняшний день надо прекратить и дать возможность нашим сотрудникам больше взаимодействовать именно непосредственно с предпринимателями. Просто надо пережить это сложное время.

– Рестораторы жаловались на то, что во время пандемии им было сложно, сейчас ограничения сняты. Как они будут себя чувствовать в свете ограничений?

– У нас уже есть положительный опыт именно в пандемийный год, когда для этой же цели мы помогали предпринимателям и торговым предприятиям: если не успевала поставляться продукция извне, заключались контракты с нашими поставщиками. Наши стейки знамениты на всю Россию – они в Москве ценятся, наверное, больше, чем какое-либо другое мясо. Я думаю, мы со своими производителями всегда договоримся, и пускай к нам в Воронеж приезжают туристы из другого региона и кушают нашу продукцию. Поэтому я проблем не вижу. У нас регион наполовину сельскохозяйственный, мы много чего сами производим – умеем и сыры делать, и хамон, и мясо. У нас есть хорошие проекты по разведению крольчатины, так что будем угощать еще и гостей.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0