23 ноября 2024, 22:29
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

О ценах на лекарства, импортозамещении и будущем фармотрасли – владелец аптечной сети «Фармия» Роман Кубанев

21.03.2022 10:54
Автор:
О ценах на лекарства, импортозамещении и будущем фармотрасли – владелец аптечной сети «Фармия» Роман Кубанев

Воронеж. 21.03.2022. ABIREG.RU – Аналитика – Минздрав и Росздравнадзор заверяют, что в России не наблюдается проблем с производством и поставками лекарств. Но, несмотря на это, люди массово скупают препараты и в аптеках постепенно с полок исчезают товары, а на некоторые позиции цены выросли минимум в три раза. «Абирег» поговорил с владельцем аптечной сети «Фармия» (насчитывает 180 аптек) Романом Кубаневым о том, на что больше всего выросли цены, есть ли у российских фармпроизводств потенциал импортозамещения и какие товары надолго пропадут из аптек.

– Хотелось бы понять, какие основные изменения, с которыми вы столкнулись, произошли в фармацевтической отрасли за последние недели.

– За последние недели поменялась сама структура ассортимента. Обычно мы привязываем наши продажи к сезонности, а сейчас в аптеках люди с хроническими заболеваниями покупают препараты с запасом на полгода, а то и на год вперед. Обычно хроники покупали свои препараты раз в месяц. Разумеется, ажиотажный спрос создал дефицит по ряду продукции.

– Какие самые основные?

– Гормональные препараты, инсулины, всё, что связано с диабетом, сердечные препараты, которые необходимо принимать на протяжении всей жизни. На самом деле нет того навязанного эффекта, что злодеи из недружественных стран перестали поставлять в Россию таблетки. Просто фармацевтическая отрасль – и сети, и поставщики – рассчитали определенную потребность, которая за две недели превратилась в трех- или четырехмесячную. Появилась дефектура. Но мы ожидаем, что катастрофы не будет, в самое ближайшее время она устранится.

– Пришлось изменить план закупок лекарств?

– Всё идет от глобального. Есть крупный производитель, который квотирует какой-либо препарат. Например, миллион упаковок на Россию. Этот миллион упаковок в зависимости от сезонности проектируется, планируется и доставляется в страну. Дистрибьюторы обычно имеют запас на два месяца, аптеки – на месяц-два, то есть в общей цепочке мы товаром обеспечены на четыре месяца. Сейчас мы имеем то, что за две недели этот товар скупили. Пусть не весь, но хроническую часть точно. У нас два варианта – дождаться новой квоты по позициям или просто не паниковать, потому что лекарства точно рано или поздно поступят. Ковидный сценарий в данном случае не повторяется. Тогда физически в два раза больше необходимо было произвести антибиотиков. В нынешней ситуации дополнительно производить ничего не нужно, нужно просто немного успокоиться.

– Как ажиотажный спрос отразился на вашей выручке?

– В среднем выручка выросла. Причем удивительно, что она выросла не в покупателях, а в среднем чеке. То есть люди явно покупали товары по 5-10 упаковок.

– А в процентном соотношении можете динамику роста выразить?

– Выручка от региона к региону выросла от 20 до 100%. Тут логика очень простая. Если смотреть на это в сиюминутной истории, кажется «классно, выручка выросла». Но все аналитики и мы, как компания, ожидаем в следующие две недели провал на 30-40%. И этот провал будет длиться следующие несколько месяцев. По количеству проданных упаковок этот год будет точно хуже, чем предыдущий. За две недели произошло тотальное перераспределение закупок. Но пройдет еще две недели, и закупившиеся с запасом люди будут думать, куда бы деть все эти таблетки, поскольку физически им столько не требуется.

– Основной вопрос, стоящий на повестке, – это дефицит препаратов иностранного производства. Например, в Белгородской области люди жалуются, что не могут купить лекарства для щитовидки, которые производятся в Германии, их уже нет в аптеках. С нехваткой каких препаратов, не производящихся в России, мы в будущем можем столкнуться?

– Пока что все иностранные компании сказали, что продолжат работать в России. Это значит, что никто не допустит гуманитарной катастрофы. В России есть препараты, которые должны быть, и они будут поставляться. Единственное, о чем некоторые заявили, это о сокращении инвестиционной активности. Что это значит? Это значит, что в какие-то заводы, промо, рекламу они прекращают инвестировать. Лекарства они оставляют, но забирают часть БАДов, которые не являются товарами первой необходимости, они в теории повышают качество жизни людей.

И эти решения необходимо рассматривать не с политической стороны, а с экономической. Никто не верит, что витамины будут пользоваться таким же спросом. Товары, которые раньше стоили до 2 тыс. рублей, никто сейчас не станет покупать за 5-6 тыс. рублей. Самый яркий пример! Бренд не назову, но сейчас производитель прислал новые цены закупки для одной известной импортной марки презервативов. Итак, вместо 270 рублей цена за пачку составляет уже 750 рублей.

– Недавно иностранные производители инсулина подтвердили, что будут продолжать работать на российском рынке. Но так как ситуация нестабильная в мире, хочется понять, с российским производством инсулина у нас всё в порядке?

– Думаю, что да. Если переводить с языка фармы на дилетантский, раньше у нас в магазине было 10 сортов колбасы разного качества и разной цены. Сейчас колбаса никуда не исчезнет, просто останется всего два сорта – хорошая и плохая. В фарме примерно то же самое. Власти прорабатывают вариант продажи немаркированной продукции в аптеках. В теории это значит, что мы сможем закупаться через дружественные страны, например Казахстан. Это даст возможность в том числе закупать какие-то недостающие позиции. Я так понимаю, государство таким образом немножечко страхуется.

Сказать, что мы ожидаем острого дефицита и что люди останутся без лечения, нельзя. Другое дело, как правильно замечает часть наших покупателей, что фармацевтика работает как палка-веревка. Например, омеги-3, к которой привыкли покупатели, может скоро и не быть. А есть условно дешевый рыбий жир, который практически не работает. Но всё равно мы не останемся без героев и без омеги.

– Насколько сильный потенциал в отрасли в части импортозамещения?

– У нас есть приличная доля дженериков, но почти нет оригинальных препаратов. Большая часть компонентов завязана не на российском сырье. Еще одна большая проблема в том, что российский производитель в теории готов начать замещать импорт, но порой сталкивается даже с нехваткой картона для упаковки. Есть такой пример. Еще один пример – крупный российский завод, который полностью собран немцами, работает на немецком оборудовании. И если с той стороны будут введены санкции, сложно сказать, что будет. Но эти риски в менеджменте сейчас необходимо учитывать.

– Наши собеседники на фармпроизводствах опасаются прекращения поставок иностранного сырья, как вы уже и сказали. Но некоторые эксперты заявляли СМИ, что многие субстанции производят еще в Китае и Индии. В принципе, можно заменить субстанции и закупать их у дружественных стран.

– Абсолютно.

– Я слышала мнение о том, что в таком случае их качество может быть несколько иным в отличие от европейских и американских субстанций.

– Всё так и есть. Мы все ходим вокруг примера с этой несчастной колбасой, который я привел. Можно ли заменить? Можно. Например, недавно у нас было совещание по части продукции, которая не требует сертификации и маркировки из Китая. На данный момент логистика до Китая стала стоить столько же, сколько стоит товар, поэтому итоговый ценник удвоится и даже утроится. Тут мы имеем две понятные истории. Первая – стоимость логистики кратно вырастет, если мы берем китайское сырье. Вторая – за счет курсовых разниц стоимость сырья также кратно вырастет. Но у многих появляется легкий диссонанс: раньше покупали более качественное сырье, а теперь придется пользоваться менее качественным.

– Дорого, но плохо.

– Абсолютно так. Сейчас все производители пытаются удержать цену на полке. Поэтому пока прогнозы следующие. Вся отрасль за год вырастет в деньгах, а в количестве упаковок начнет кратно падать. Просто потому что, повторюсь, презервативы будут стоить не 250 рублей, а 1 тыс. рублей. Сейчас задача производителя попробовать по максимуму эти цены сохранить. Все производители думают о том, как удержать текущие цены, но, скорее всего, это не лучшим образом скажется на качестве.

– Насколько цены уже выросли? И какой прогноз?

– Суммарно стоимость закупки выросла примерно на 20%. Понятное дело, есть жизненно важные лекарственные средства, на которые цену регламентирует государство, они не выросли вообще и фактически не могут. Цены на них, с одной стороны, регулируются, а с другой стороны, нужно понимать, что это всегда классная пиар-история, мол, мы заботимся о потребителях. Но это абсолютно не рыночная история. Сейчас цены на ЖВЛП повышать нельзя. И это пытаются заменить другими вещами – весьма прилично дорожает нерегулируемая ФАС «ходовка» из разряда прокладок, презервативов, растворов для линз. На конец прошлой недели прирост составил 20%.

– Когда ФАС последний раз установила предельную отпускную цену для ЖВЛП?

– Это постоянно действующий процесс. Отсюда периодически появляется дефектура. Если в аптеке говорят, что товара нет, так как он находится на перерегистрации, значит, производитель остановил производство из-за невозможности выпускать товар по предлагаемой цене. Тогда производитель должен доказать, что повышение цены связано не с его желанием получить дополнительную прибыль, а в связи с подорожавшим сырьем, оборудованием, амортизацией. Чаще всего этот процесс занимает несколько месяцев. Сейчас нам просто необходимо изменение механизма этой процедуры – нужно давать возможность регистрировать новую цену за неделю или отдавать товар на рынок. По факту в этом нет вообще необходимости – рынок сам себя прекрасно регулирует. Из-за высокой конкуренции у нас нет больших наценок. Допустим, в аптеках предельно допустимая наценка на жизненно важные препараты составляет 25%, но мы всё равно до предела не можем поднять и оставляем максимум 15%.

– Что ждать от трансформации фармацевтического рынка?

– Мы сейчас резко от ковида вылечились и резко вылечимся еще от кучи других болезней. Скорее всего, позиции, связанные с высоким качеством жизни, уйдут на второй план. В частности, это комплексные витамины и лечебная косметика.

– В связи со снижением покупательной способности населения в целом? Или какие еще могут быть причины?

– Ровным счетом сейчас на всё влияют три варьирующихся параметра. Во-первых, части позиций не будет на рынке из-за санкций. Во-вторых, очевидно население в ближайшее время не разбогатеет, а даже наоборот. Учитывая неблагоприятную ситуацию, зарплаты не вырастут или снизятся, а часть людей вообще потеряют работу. И в-третьих, это валютный курс, логистика, дефектура, импорт и другие параметры, повышающие цены. Все эти факторы приведут к снижению спроса. Насколько – это вопрос к регулятору, потому что если сейчас начнут применять грамотные меры, дотировать, выдавать льготные кредитные ставки, то в целом ситуация пройдет чуть мягче. Надо понимать, что у дистрибьюторов и производителей практически вся работа завязана на кредитах. У меня нет ни одного знакомого собственника завода, ликвидность которого позволяла бы переваривать кредиты под 30%. Такого просто нет. Если какие-то меры поддержки будут, покупательная способность упадет, но не так критично, как мы боимся.

– Для фармотрасли были уже анонсированы какие-то меры поддержки? Единственное, на что вы рассчитываете, на кредитные послабления?

– Пока да. Смотрим в сторону льготных кредитов, потому что анонсировали для бизнеса каникулы по выплате кредитов. Для фармретейла это не рабочая история, потому что условием должно быть падение выручки более чем на 30%. Учитывая, что мы в рознице, падение на 30% – это практически гибель компании, смысла в отсрочке кредита уже не будет.

– В связи с последними событиями «Фармия» пересмотрела свои планы по развитию, по новым проектам?

– Сейчас горизонт нашего планирования составляет одну неделю. Стратегия лежит, финансовая модель есть, но это не имеет никакого значения. А в целом у нас цель бизнеса какая? Мы активно занимаемся франчайзингом, то есть берем готовые действующие аптеки и улучшаем их. Мы ожидаем, что рынок сейчас начнет еще больше консолидироваться, пытаться объединяться, пытаться принимать совместные решения. По идее, мы имеем некую возможность для развития нашей компании. Но это неточно.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0