Липецк. 25.03.2022. ABIREG.RU – Аналитика – В России ежедневно меняется ситуация на рынке строительных материалов – цены растут, производители уходят, проблемы возникают и с поставками ресурсов. В непростой сложившейся ситуации срываются крупные тендеры. Так, в Липецкой области не состоялись торги на право обновить Сокольский мост и виадук через Каменный лог. Корреспондент «Абирега» пообщался с липецкими бизнесменами, представителями власти и активистами и узнал, чего ждать от ремонта автомобильных дорог в регионе в 2022 году.
Неизвестность
Причиной срыва тендеров на ремонт Сокольского моста и виадука через Каменный лог на ул. Терешковой, вероятно, стало то, что предприниматели не готовы браться за выполнение госконтрактов, которые были рассчитаны по старым ценам. За обновление Сокольского моста мэрия готова была заплатить 141,1 млн рублей, а за ремонт моста через Каменный лог – 14,6 млн рублей.
Впрочем, беспокойство вызывает не только ремонт или строительство новых объектов, но и исполнение прошлогодних контрактов. Так, в 2021 году компания ООО «Стройотдел» депутата городского совета Липецка Александра Кофанова выиграла муниципальный контракт на право провести масштабный ремонт автодороги на ул. 50 лет НЛМК. Его стоимость составила 477,1 млн рублей. В прошлом году подрядчик провел основной этап работ. Сейчас компания намерена уложить верхний слой асфальта и тротуарную плитку. Финальный этап работ – установка ограждений, светофоров и дорожных знаков, а также нанесение разметки – запланирован на лето.
«За прошедшие две недели произошел резкий скачок цен, возникли проблемы с поставками ресурсов, а некоторые стройматериалы вообще исчезли с рынка. За новые контракты мы не беремся, потому что непонятно, как будет развиваться ситуация», – прокомментировал Александр Кофанов.
Сами себе противоречат
На журналистский запрос начальник МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» Виталий Лесных «Абирегу» ответил, что индексирование муниципальных контрактов возможно только при внесении соответствующих изменений в законодательство. Увеличение стоимости договора с исполнителем возможно не более чем на 10%.
«В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, в том числе и гарантийных, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требования об уплате неустоек. Возможные санкции – штрафы и пени», – пояснил Виталий Лесных.
«В Федеральном законе № 44 прописано, что возможно повышение суммы госконтракта не более чем на 10%. Но вы сами понимаете, что это ни о чем? Еще до всех событий в феврале 2022 года, в 2020 и 2021 годах, стоимость строительных материалов постоянно росла», – комментирует «Абирегу» Александр Кофанов.
Впрочем, в официальном ответе на журналистский запрос чиновники сообщили, что пока в адрес администрации города обращений от подрядчиков по вопросу продления сроков исполнения контрактов не поступало.
Так же «Абирегу» ответил и председатель департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Николай Дергунов – «индексация госконтрактов возможна только при изменении законодательства».
Однако 24 марта на заседании в городском совете Николай Дергунов, рассказывая о реализации муниципальной программы «Развитие транспорта и дорожного хозяйства города Липецка», неожиданно заявил, что власти готовы индексировать стоимость контрактов и смещать сроки реализации.
Важно, что в этом году департамент получил на свою деятельность 1,6 млрд рублей. Чиновники столкнулись с трудностями освоения выделенных средств.
«Цены растут каждый день. Мы это видим по мониторингу цен на битум, мазут, эмульсии для дорожных работ. Никто пока не понимает, когда будет поставлена финальная точка. Чудес не бывает. Мы готовимся к возникновению рисков. Мы готовы к изменению цены контрактов и сроков их реализации», – резюмировал Николай Дергунов.
«И раньше работы не производились в срок и имели недостатки»
Депутат Липецкого областного совета от фракции «КПРФ» Николай Быковский сомневается в том, что в сложившейся ситуации подрядчики смогут сдать объекты в срок.
«Даже в то время, которое именовалось стабильностью, работы не производились в срок и имели массу недостатков. Например, дорога на Баумана, которую восстанавливали в рамках нацпроекта «БКАД», или незавершенный ремонт автодороги А133 в Липецком районе около с. Боринское, превратившей жизнь селян в ад. Недавно Правительство РФ внесло изменения, теперь средства резервного фонда станут источником финансирования подорожавших госконтрактов. Тогда на комитете по экономике звучала цифра, что ряд госконтрактов подорожал на 40%, и это до введения санкций после начала специальной военной операции. Вот по дорогам, я думаю, картина примерно такая же», – прокомментировал «Абирегу» Николай Быковский.
Лидер движения «РосЯма», липецкий активист Владимир Костров уверен, что ремонт дорог в регионе – это скорее освоение бюджетов, с которым все стороны госконтракта справляются хорошо, а вот качество дорог оставляет желать лучшего.
«Ремонт автомобильных дорог в регионе – унылые проекты дилетантов – ни безопасности, ни качества. И даже статус нацпроекта не помогает это исправить. Недочеты на каждом шагу, но исправлять их никто не будет, так как они не считают это нарушениями. С ремонтом региональных дорог проще – там нет ни бордюров, ни ливневых канализаций, ни пешеходных переходов в таком количестве. Правда, есть уголовные дела в отношении руководителей управления дорог и транспорта и чиновников администрации, но это тоже часть ритуала под названием «нацпроект»», – твердо уверен блогер.
Резюмируя, хотелось бы отметить, что делать какие-либо прогнозы даже на ближайшие полгода нельзя. Ситуация сложная и меняется каждый день. Возможно, власти и подрядчики смогут договориться и найти способ реализовать все имеющиеся контракты, а пессимистичный сценарий не сбудется.
Фото с сайта БКАД