Курск. 25.03.2022. ABIREG.RU – Аналитика – Чуть менее двух месяцев назад депутаты избрали главой администрации Курска бывшего председателя комитета по управлению имуществом Курской области Игоря Куцака. Главными направлениями программы главы областного центра стали развитие экономики и мер поддержки, обеспечение жильем молодых семей, повышение комфорта городской среды, сохранение численности населения, а также здоровье и благополучие горожан. Игорь Вячеславович уже начал кадровую перезагрузку исполнительной власти. Первые решения говорят о том, что переформатирование будет постепенным, а не фронтальным. «Абирег» поговорил об этом, а также о взаимодействии с «Квадрой», городских закупках, импортозамещении в общепите на фоне санкций, направленности бюджета и многом другом.
– В начале марта в Курск приезжала новый руководитель ПАО «Квадра – Генерирующая компания» Ксения Сухотина. Она подчеркнула, что у компании намечены большие планы по обновлению коммунальной инфраструктуры города и пересмотру традиционных методов работы с подрядчиками. Расскажите об этом.
– Сегодня «Квадра» – «Курская генерация» является единой теплоснабжающей организацией в городе. Наша задача совместно с администрацией Курской области обеспечить бесперебойную подачу тепла и услуг ЖКХ, а также обновить коммунальную инфраструктуру.
Компания продолжит реализацию масштабных инфраструктурных проектов – ремонт теплосетей, реконструкцию собственных сетей, а также замену аварийных участков, о которых стало известно в ходе гидравлических испытаний. В этом году «Квадра» планирует заменить порядка 15 км муниципальных теплосетей в рамках концессионного соглашения, а также выполнить перекладку 7,2 км собственных магистральных и квартальных трубопроводов. Мы ожидаем, что это улучшит качество теплоснабжения для 220 тыс. жителей 1,2 тыс. многоквартирных домов.
Концессия предусматривает реконструкцию внутриквартальных тепловых сетей общей протяженностью около 22,5 км в двухтрубном исполнении на общую сумму 618,7 млн рублей до 2024 года. На этот год предусмотрено 196,3 млн рублей, из них 100,1 млн рублей – средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, 30,7 млн рублей – средства областного бюджета, 2,7 млн рублей – средства местного бюджета и 62,9 млн рублей – средства «Квадры».
За 15 лет должны быть отремонтированы 244 км тепловых сетей, в том числе 24,5 км сетей горячего водоснабжения. Мы планируем обсудить увеличение финансирования на проведение ремонта в рамках концессии с фондом. В сегодняшних экономических условиях возможность опережающего финансирования не будет лишней.
В этом году намечена работа по замене дорожного полотна на улице Ленина в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». В «Квадре» понимают, как важна синхронизация работ в рамках нацпроекта БКД и благоустройства, а также точность в проектировании работ на том или ином объекте.
Также «Квадра» выполнит техническое присоединение к центральной системе теплоснабжения жилых домов по улицам Энгельса, Хуторская, Косухина, крытого плавательного бассейна КГУ на улице Коммунистическая и школы на проспекте Клыкова. На прокладку новых теплосетей к этим объектам компания направит свыше 36 млн рублей.
В Курске впервые реализуется настолько масштабная концессия, поэтому не обходится без недочетов и ошибок: договоры подряда заключались поздно, реальные работы начались только в середине лета, отсюда – сорванные сроки ремонта. Негативно сказались на результате и ошибки в проектировании. Мы проговорили этот момент с «Квадрой». Руководство компании заверило, что подрядчики выйдут на объекты сразу после окончания отопительного сезона. Горожане не раз жаловались на разрытия по всему городу после работ компании. <...> Составлялись протоколы об административных нарушениях. Ксения Сухотина отметила, что «Квадра» заинтересована пересмотреть методы работы с подрядчиками, в том числе своевременность заключения договоров и финансовый подход.
– С конца февраля в Курске ведется ямочный ремонт, вот-вот подрядные организации приступят к дорожному ремонту. Асфальтобетонные заводы готовы к старту работ?
– Сейчас на 15 асфальтобетонных заводах заканчивается подготовка к работе с начала апреля. Пять подрядных организаций будут заниматься ремонтом дорог в рамках нацпроекта БКД. Специалисты диагностируют оборудование, проверяют каждый элемент и силовой агрегат, чтобы в сезон активных работ было обеспечено непрерывное производство асфальтобетонной смеси.
В Курске в этом году планируется отремонтировать 42 улицы общей протяженностью 51,5 км и более 30 тыс. кв. м тротуаров. Кроме того, подрядчики заменят дорожные знаки, установят более тысячи метров перильного ограждения и нанесут 7 тыс. кв. м дорожной разметки термопластиком.
Подрядчик ООО «Газ Ресурс» уже начал реконструкцию дороги по улице Светлая, от улицы Фестивальная до улицы Карла Маркса, протяженностью 3 км в рамках нацпроекта БКД. Сейчас он демонтирует перильные ограждения и разбирает покрытие. Проезжую часть расширят до трех полос, на остальных двух километрах отремонтируют покрытие и благоустроят прилегающую территорию. Проект также предусматривает новые тротуар, остановки, дорожные знаки и разметку, линию наружного электроосвещения. Планируем завершить работу к концу года.
– Расскажите об обновленной структуре администрации Курска, которую утвердили депутаты Курского городского собрания.
– Теперь в моем подчинении находятся контрольно-ревизионное управление, правовой комитет, комитет архитектуры и градостроительства, отдел мобилизационной подготовки мэрии и округа как административно-территориальные единицы. Создается городской комитет юридического сопровождения с широким кругом полномочий, который усилит работу всей мэрии, и при этом его создание не потребует никаких затрат из бюджета.
Управление города организовано блоками строительства; городского и дорожного хозяйства; социальным; финансово-экономическим; внутренней политики, информации и печати; земельно-имущественных отношений и управления делами и обеспечения деятельности.
Отмечу, что количество моих заместителей (шесть человек) не изменится: их ожидает перераспределение обязанностей по отраслям. Так, после передачи Департамента пассажирского транспорта областной администрации дорожный блок переходит под кураторство моего первого заместителя Николая Цыбина. Из блока внутренней политики выведено управление делами. В блоке, который курирует мой заместитель Сергей Котляров, остаются внутренняя политика, управление информации и печати и управление молодежной политики, физической культуры и спорта. Это усилит работу мэрии в период предвыборной кампании в горсобрании. Хозяйствующий блок и управление делами возглавит отдельный заместитель. Новые учреждения создавать не будем, переформатируем имеющиеся. В целом моя команда практически сформирована.
– Городские закупки будут оптимизироваться ввиду ограниченных финансовых ресурсов?
– Сейчас, как никогда, важны высокие темпы экономического роста, развитие контрактной системы и достижение национальных целей развития, а оптимизация закупок является одним из ключевых рычагов повышения эффективности. Она позволит сэкономить деньги и обеспечить прозрачность процесса. Руководители могут принимать более рациональные решения и более эффективно разрабатывать планы на перспективу, зная, где и в каком объеме тратятся средства, и используя простые стандартизированные процедуры управления бюджетными расходами.
Мы приступили к поэтапной программе централизации закупок. Чтобы создать подразделение по закупкам, отвечающее всем стандартам, необходимо время. Однако руководство муниципальных учреждений вполне может начать с небольших преобразований в своих учреждениях и при этом добиться значительной экономии. Благодаря оптимизации закупок муниципальные учреждения способны реализовать значительный потенциал создания новой стоимости, которую можно будет направить на решение других приоритетных задач. Для этого, в частности, следует детально проанализировать структуру закупок товаров и услуг; создать необходимые стимулы, поощряющие стремление к переменам; оптимизировать процедуры закупок; усовершенствовать соответствующую организационную модель, уделяя больше внимания работе со специалистами по закупкам и оказывая им необходимую поддержку; последовательно осуществить поэтапную программу оптимизации.
– Сколько в Курске развернуто пунктов временного размещения для беженцев из Донецкой и Луганской народных республик?
– Их восемь. Они располагаются в школе-интернате № 4, областном медико-социальном реабилитационном центре им. Феодосия Печерского, спортивно-оздоровительном центре им. Валентины Терешковой, санатории «Маяк», а также гостиницах «Центральная», «Октябрьская» и «Соловьиная Роща».
Пункты временного содержания работают с первых дней начала массовой эвакуации людей с территорий ДНР и ЛНР. Паспортно-визовая служба зарегистрировала 857 человек, из которых 485 – дети. С 1 марта школьники пошли учиться в курские учебные заведения.
Ежедневно детей из пунктов временного размещения доставляют в учебные заведения школьным автобусом. На базе лагеря «Олимпиец» и центра им. Валентины Терешковой оборудованы специальные комнаты для детей дошкольного возраста. Это сделано для того, чтобы мамы могли выехать, закупить продукты, а в это время педагоги могли бы позаниматься с детьми.
Организации и обычные люди активно подключились к работе по оказанию помощи беженцам. На базе аварийно-спасательной службы Курской области продолжается сбор гуманитарной помощи. Она распределяется и доставляется в пункты временного содержания, а также воинам Российской армии, выполняющим задачи в зоне соприкосновения в приграничных с Украиной районах области и находящимся на лечении в медучреждениях Курска.
Уже более сотни беженцев вернулись домой. Сейчас к нам прибывают жители Харьковской и Сумской областей.
– Вы анонсировали создание традиционного русского общепита на площадке одного из городских рынков. Насколько это целесообразно?
– Рынки – это индикаторы стремительных экономических процессов наравне со стационарными торговыми объектами и ярмарками, в которых скрыт потенциал.
Мы рассматриваем дифференцированные ставки на торговые места. На муниципальных рынках торгуют крупные предприниматели с большим ассортиментом и пенсионеры с излишками рассады и овощей со своих участков. Я считаю, к этому вопросу нужно подходить с правильной тарифной сеткой. Нужно предусмотреть льготы или отмену аренды для пенсионеров, тогда они не будут уходить в места несанкционированной торговли.
В связи с санкциями многие сети общепита уходят: мы постараемся в ближайшее время найти им замену. Есть пилотный проект – традиционно русский общепит с пельменями, горячими наваристыми супами, кашами, соленьями, блинами и т. п. Попробуем реализовать его на территории Северного рынка, у которого среди преимуществ – расположение в центре города и сложившийся трафик покупателей. В планах – использовать специально оборудованное помещение для приготовления блюд из тех продуктов, которые покупатель выбрал сам.
– Какими будут нестационарные объекты торговли в связи с существующими третьей и четвертой книгами дизайн-кода Курска?
– Последние две книги напрямую касаются внешней среды, элементов благоустройства, рекламно-информационных отдельно стоящих конструкций, а также торговых павильонов и остановок. В третьей книге приведены готовые решения НТО: торговых павильонов индивидуального дизайна в вариациях размеров, отделочных материалов; торговых палаток, прилавков. Также для центральных улиц Курска разработаны остановочные павильоны («умные» остановки).
Сейчас многие нестационарные объекты вызывают недоумение и вопросы. Мы уже проводим их инвентаризацию. Как только мы утвердим правила, каждый предприниматель будет обязан подготовить новые паспорта для объектов и привести их в соответствие с дизайн-кодом. Есть временной план, который позволит собственникам нестационарных объектов не спеша привести в порядок документацию и сами объекты. Постепенно мы придем к единым требованиям к внешнему виду нестационарных торговых объектов, формированию целостного архитектурного облика Курска и повышению комфортности.
– Какие меры экономической поддержки город предоставит малому и среднему бизнесу в этом году на фоне санкций и двухлетней пандемии?
– Курское городское собрание утвердило перечень городского недвижимого имущества, состоящий из 91-го объекта и предназначенный для передачи в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Также установлены индивидуальные коэффициенты льгот для малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере телекоммуникационных технологий. Они регламентированы положением о предоставлении муниципального имущества по договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и другим договорам, предусматривающим переход прав владения городским имуществом.
Мы прорабатываем дополнительные меры поддержки и варианты их применения.
– Каков муниципальный бюджет в этом году и на что он ориентирован?
– Бюджет города на протяжении многих лет является социально ориентированным. Не стал исключением и этот год. Удельный вес расходов на социально-культурную сферу в бюджете Курска на 2022 год составляет 67,7%.
В бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на финансирование первоочередных расходов учреждений, финансируемых из бюджета города: это зарплата, социальные выплаты, налоги, коммунальные платежи и другие расходы социальной направленности.
Доходная часть бюджета этого года составляет 16,6 млрд рублей, что выше уровня прошлого года на 6,6%, или более чем на 1 млрд рублей.
Как и в предыдущие годы, большую помощь в увеличении доходной части бюджета в виде межбюджетных трансфертов оказывает администрация Курской области. Так, в бюджете 2022 года объем межбюджетных трансфертов из областного бюджета составил 12,6 млрд рублей, что выше уровня прошлого года на 16,6%, или на 1,7 млрд рублей.
Первоочередной задачей считаю оптимизацию расходов и увеличение доходной неналоговой базы.
– Реализация нацпроектов в Курске продолжится, несмотря на санкции и ухудшающуюся экономическую ситуацию?
– Несмотря на бремя самых жестких экономических санкций, реализация нацпроектов продолжится. Мы продолжим строительство объектов инфраструктуры Курска даже в условиях социально ориентированного бюджета с учетом полученного софинансирования из областного и федерального бюджетов.
В этом году город участвует в четырех нацпроектах – культура, безопасные и качественные дороги, жилье и городская среда, образование. На их реализацию требуется 3,1 млрд рублей (что в 1,7 раза выше уровня участия в реализации нацпроектов в 2021 году). Основную долю финансовой нагрузки взяли на себя федеральный и областной бюджеты. Этот вклад составляет 987,7 млн рублей (31,7%) и 1,9 млрд рублей (61,3%). Собственные средства бюджета Курска на реализацию нацпроектов составляют 217,9 млн рублей (около 7%).
Сейчас отраслевые подразделения завершают контрактацию на выполнение работ по реализации нацпроектов и реализуют исполнение, производится оплата выполненных обязательств.
– Есть ли на сегодняшний день конкретный результат или действие по застаревшим городским проблемам?
– Да. На реконструкцию самотечного коллектора по улице Парк Солянка в рамках федеральной программы «Стимул» на этот год выделено порядка 60 млн рублей.
Коллектор протяженностью 2,5 км несколько лет находится в аварийном состоянии. Он долгое время был бесхозяйным и не обслуживался. Сейчас под влиянием коррозии труба разрушается, на разных участках происходят выброс стоков, провалы грунта. Кроме того, с расширением зоны жилой застройки коллектор перестал справляться с объемом сточных вод.
Его изношенное состояние приводит к периодическим затоплениям канализационными стоками леса, территорий детских оздоровительных лагерей и частного сектора, ухудшению экологической обстановки.
В прошлом году объект был передан в муниципальную собственность. Подготовлен проект его реконструкции, по итогам конкурса определен подрядчик на выполнение работ – ООО «ГРП». Оформлены все необходимые документы для строительства, в том числе проекты освоения лесов. Трасса коллектора пройдет по тропинкам и минерализованным полосам, чтобы не допустить причинения ущерба зеленым насаждениям. На участках, где частичной вырубки избежать не удастся, будет произведена полная компенсационная высадка деревьев.
Альтернативный вариант укладки трассы коллектора рассматривался, но был признан нерациональным с точки зрения затрат и безопасности. Строительство привело бы к закрытию подъездов к урочищу Солянка и расположенным там детским лагерям и санаториям, понадобились бы изъятие частных земельных участков и снос хозяйственных построек. Мы обсудили утвержденный проект с инициативной группой жителей, представили им предложения по высадке деревьев, выслушали их пожелания по благоустройству территории после реконструкции. Отмечу, что в ходе строительства следить за сохранностью зеленых насаждений будут представители комитета городского хозяйства и Росстройконтроля и я лично.
К реконструкции аварийного коллектора в районе урочища Солянка подрядчик готов приступить в кратчайшие сроки.
– И в завершение: как ваша семья адаптируется к вашему статусу и большему количеству часов на работе?
– Да, приходится работать в очень ограниченном временном интервале для принятия решений и крайне ограниченных финансовых возможностях муниципалитета. Моя семья постепенно привыкает к моей работе, а я стараюсь выстраивать день максимально оптимально. Надеюсь, после изменения структуры администрации Курска, перераспределения полномочий и при их грамотном делегировании мне удастся сбалансировать личную и рабочую жизнь.