Орел. 01.04.2022. ABIREG.RU – Аналитика – В то время, когда иностранный бизнес замораживает свое российское производство, некоторые предприниматели по-прежнему оценивают кризис как возможность. О том, почему итальянские технологии приходят на Орловщину, перспективах рынка и музейных экспонатах из Эрмитажа «Абирегу» рассказал генеральный директор «Артико керамикс» Артур Тоноян.
– Расскажите про ваш орловский проект. Правильно я понимаю, что вы представитель крупного итальянского инвестора, который собирается строить на территории ОЭЗ в Орле завод по производству керамической посуды за 8 млн евро?
– Я не представляю какого-то частного инвестора, я являюсь представителем крупной итальянской ассоциации APICI в России. В эту ассоциацию входят сотни инвесторов и компаний, которые работают по всему миру. Она не направлена на какой-то один сегмент рынка. Это, по сути, холдинг со своей финансовой структурой, производством, розницей, ретейлом.
– Как в сложившейся ситуации иностранный бизнес будет заходить в страну? Как действуете в связи с новыми обстоятельствами?
– Не скрою, у нас были опасения, что проект заморозится. Но, к счастью, как с российской, так и с итальянской стороны никакого желания заморозить проект не возникало. Наоборот, у нас еще до нынешнего кризиса сумма инвестиций, которую мы изначально планировали, была увеличена практически вдвое – до 15-16 млн евро. В связи с этим, я так понимаю, назад дороги нет, будем двигаться по намеченному плану.
– Изменились ли источники софинансирования?
– Да, разумеется. Еще недавно мы вели переговоры, в частности, с Агентством по технологическому развитию (АТР) в плане дофинансирования. Стоит отметить, что более 50% стоимости проекта – собственные средства компании. Но, к сожалению, агентство аннулировало все достигнутые ранее договоренности. В основе производства будут использоваться итальянские технологии, а это противоречит политической линии страны. В итоге мы потеряли время.
На сегодня есть предварительные договоренности с Фондом развития промышленности (ФРП). Мы экстренно готовим все необходимые документы для ФРП, будем заново проходить экспертизу. И, надеемся, получим одобрение на софинансирование. Из-за этого сроки начала строительства завода могут сдвинуться минимум на 2-3 месяца. Хотя мы планировали приступить к строительным работам в самое ближайшее время.
На данный момент, в связи с ситуацией в стране, мы также рассматриваем вариант привлечения средств от частных инвесторов.
– То есть в этом году завод вряд ли получится запустить, правильно?
– Мы планируем построиться за 7-8 месяцев с момента начала работ. Здания будут состоять из сэндвич-панелей – это легкие конструкции, так что, надеюсь, обойдемся без долгостроя.
– Возникают сложности с доставкой материалов, оборудования?
– Трудности возникли с доставкой оборудования. Но это вопрос чисто логистический, мы его решили. У нас уже выкуплено оборудования более чем на 5 млн евро. Часть оборудования уже складирована в Армении, часть – еще в Италии.
– Интересно, вы сначала оборудование приобрели, а потом стали думать о площадке размещения производства?
– У нас немного по-другому работает система. Мы не только оборудование выкупили, мы уже практически завод виртуально запустили. Более того, у нас уже есть потенциальные клиенты, договоры о намерениях. И сбыт налажен. Буквально в точности до каждого человека знаем, кто будет работать на данном заводе. Практически завод уже готов, осталось только его построить на территории ОЭЗ Орловской области.
– Сколько гектар отводится под реализацию проекта?
– Порядка 3 га – это около 6 тыс. кв. м. Там разместятся производство и склады.
– Почему решили увеличить инвестиции в проект в два раза?
– Инвестиции в проект увеличились вдвое за счет увеличения мощностей, торговой площади, штата сотрудников, затрат на бренд. Именно из-за затрат на бренд нам было выгоднее увеличить мощности и снизить срок окупаемости завода. Производственные мощности позволят выпускать до 16 тыс. видов керамических изделий в сутки.
– Какой теперь срок окупаемости проекта?
– Около пяти лет. А было семь.
– Расскажите о структуре финансирования проекта.
– Мы обратились в Агентство по технологическому развитию, это государственный фонд, и частично финансирование на покупку самой технологии и развития ее в Орловской области надеемся получить оттуда. Это федеральные средства, которые составят примерно 40% от общей стоимости проекта. Остальное – собственные средства.
– Уже запланированы рынки сбыта?
– Первоначально планировался экспорт за границу. Но мы уже разрабатываем маркетинговые программы по развитию местной розничной сети под нашим орловским брендом.
– То есть будет местная розничная сеть посуды?
– Да. И не только. Планируем поставки по Орловской области, Москве, Московской области, ну и по всей России.
– Количество магазинов уже известно?
– Точное количество пока не определено, но с чего-то будем начинать, думаю, пока с 10 магазинов.
– Помимо розницы как будете реализовывать свою продукцию?
– Из российских партнеров мы уже вели переговоры с ООО «Клен». Компания обслуживает рестораны, и у них тоже есть розничные продажи. С сетевыми розничными магазинами мы пока еще не общались. Но, я думаю, пока будет строиться завод, как раз будет время это сделать.
– Куда планируете экспортировать?
– У нас налажен экспорт в Корею, страны Европы, Америку. В связи со сложившейся ситуацией, скорее всего, будет пересматриваться логистика. И, соответственно, страны-экспортеры тоже.
– Почему возникло решение организовывать производство именно в России, не проще было бы в Европе построить завод?
– Дело в том, что в России импорт данного сегмента продукции составляет более 80%. У нас, сколько ни производи, в принципе, всё здесь продастся, то есть рынок еще довольно ненасыщенный. И производителей керамической посуды не так много. Учитывая, что наша посуда качественная, крепкая, экологически чистая, она будет конкурентоспособной.
– На фоне отечественных производителей? Или у вас есть и иностранные конкуренты?
– На фоне отечественных производителей и того, что ввозится из Китая в основном.
– Вы говорите – узкий сегмент. А кто ваши основные конкуренты, кто еще производит керамику?
– Есть два-три завода, один – в Белгороде, другой – под Питером, тоже производят посуду. Мы изучали их продукцию, сегмент рынка, который они занимают, были проведены определенные исследования. В Россию уже более 200 лет импортируют керамическую посуду, произведенную по итальянской технологии. Мы практически первые, кто решил менять эту привычную схему: привезти технологию в Россию и организовать производство. К слову, именно по этой технологии множество экспонатов представлено даже в Эрмитаже.
– Сколько в штате будет сотрудников?
– От 40 до 80 человек.
– Завод будет зарегистрирован в Орле? Налоговые отчисления будут поступать в местную казну?
– Конечно.
– Как вы считаете, хватит ли мощностей предприятия, чтобы заполнить рынок?
– Вот именно из-за этого мы сразу решили увеличить наши мощности, чтобы потом не оказаться перед фактом, не достраиваться, не докупать производственное оборудование. Согласитесь, 6 тыс. кв. м – это немаленький завод.
– Расскажите об ассортименте посуды. Это премиум-класс?
– Абсолютно разная. Вплоть до музейных экспонатов (улыбается). В том числе и под персональный заказ.
– Как сейчас доставляется оборудование для строительства завода?
– Мы уже выработали логистический план по доставке оборудования. Надеюсь, что проблем не будет.
– Склады свои или арендуете?
– Нет, вся инфраструктура в собственности.
– Не просчитывали, насколько увеличится стоимость проекта из-за инфляции?
– Посмотрим, как будут вести себя рынок и валютные котировки. Сейчас нельзя сказать наверняка, что будет через месяц. <...> На сегодняшний день стоимость проекта увеличилась в рублях на 30%.
– Какую долю рынка в России хотели бы занять? 50-70%?
– 70% – это, конечно, отлично, но, думаю, что для начала хотя бы 10% занять. Скажем так, за два-три года это было бы неплохо.
– А когда завод выйдет на проектную мощность?
– В течение года с момента запуска.
– Вы себя позиционируете как итальянский проект или как отечественного производителя?
– Скорее, отечественный проект по итальянской технологии.
– Экономическая целесообразность этого проекта на региональном уровне обозначена? Власти понимают, насколько важно его развивать?
– Все наши обращения были вовремя и оперативно замечены. Я считаю, что власти сделали всё от себя зависящее в отношении нас. Теперь дело за нами. Мы очень оперативно стали резидентом ОЭЗ. Недавно, буквально несколько дней назад, подписали договор. Так что со стороны властей всё было сделано максимально быстро.
– То есть перспективы остаться на рынке вполне хорошие?
– Да, мы полны оптимизма и будем работать.