Воронеж. 17.05.2022. ABIREG.RU – Аналитика – Уход с российского рынка ряда иностранных компаний и курс на импортозамещение дают отечественным предприятиям шанс занять опустевшие производственные ниши, расширить ассортимент продукции, укрепить деловые контакты. О том, насколько рынок готов развиваться в сложившихся условиях, о минусах и плюсах ухода иностранных компаний, об обеспечении потребностей АПК региона к началу сезона и о поиске новых поставщиков «Абирегу» рассказал генеральный директор одного из ведущих производителей сельскохозяйственного оборудования ООО «Воронежсельмаш» Роман Карпенко.
− На ваш взгляд, как сейчас развивается рынок? Вам, как отечественному производителю, сложившаяся ситуация на руку?
− Сейчас на рынке все равно присутствуют импортные компании. В текущей ситуации их стало меньше, соответственно, для нас открылись новые возможности занять ниши производства той продукции, которую раньше закупали за границей. Мы не стоим на месте, сами начали разрабатывать новые продукты, чтобы побыстрее занять освободившиеся места, потому что в любом случае кто-то из российских производителей их займет. Мы расцениваем нынешнюю ситуацию как дополнительные новые возможности для нас.
− С этим связано то, что вы стали более информационно открыты?
− Пожалуй, да. Наш завод входит в список системообразующих предприятий, и, как правило, такие предприятия являются маркерами для региона. И, в целом, развитие промышленности отслеживают именно по ним. И мы сегодня привлекаем возросшими объемами производства. Более того, в ближайшее время планируем ввести в эксплуатацию новый цех. Мы выдаем новые востребованные на рынке продукты, на которые есть спрос. Все это позволяет нам пользоваться повышенным вниманием, в том числе и в информационном пространстве.
− Какова доля иностранных компаний, покинувших рынок, в вашем сегменте?
− В производстве элеваторного оборудования, предположу, что доля импорта составляла 20-25%. Были группы продуктов супер-технологичного, среднего и фермерского уровня, самого простейшего. Импортное оборудование среднего и фермерского уровня в России мало кто покупал. В основном старались брать высокотехнологичное оборудование. И мы как раз за последние три года нацелились именно на тот сегмент, потому что по двум нижним сегментам рынок сильно заполнен российскими предприятиями. Сегодня, после высвобождения некоторой доли рынка, нам стало проще развиваться в этом направлении.
− А как отечественные производители-конкуренты себя ведут?
− Все сейчас видят для себя возможность позитивного развития. Импорт практически полностью перекрыт. Однако это не говорит о том, что сейчас в России начнут делать брак, поскольку нет конкуренции. На самом деле, в нашем сегменте все не так: конкуренция очень высокая, и все настроены на то, чтобы улучшать качество и конкурентоспособность продукции.
− У вашего предприятия тоже много иностранного оборудования, комплектующих?
− Да, у нас около 15% иностранных комплектующих.
− Как будете решать вопрос с их поставками?
− Уже решили в прошлом году: заказываем часть необходимых комплектующих в Турции, Китае, Бразилии. Мы посмотрели много турецких предприятий, и выяснили, что их комплектующие по качеству не уступают европейским, при этом дешевле. Зачем тогда мы должны переплачивать итальянцам, которые электродвигатель заказывают во Вьетнаме, редуктор − в Турции, сами только собирают. Потом они пишут «Made in Italy», присылают нам, и мы за это должны платить двойную цену. Мы это поняли еще год назад, когда старались уйти от европейских поставок. Вот только пока полностью не решен вопрос с приобретением электроники, хотя уже нашли китайские аналоги, начали их тестировать. Наше машиностроительное оборудование − станки, производственные линии − полностью европейского производства. Расходников и запчастей нам хватит на полгода. Надеюсь, что закон о параллельном импорте поможет нам дальше контролировать ситуацию в приобретении комплектующих и обслуживании оборудования.
− Парк оборудования будет меняться?
− Мы для себя приняли решение: все новые инвестиции будут в станки российского, турецкого, китайского и бразильского производства.
− Вы сказали, что планируете открытие нового цеха, что это за площадка?
− Мы просто расширяемся в объемах выпуска. Мы за последние несколько лет выпустили новые продукты, спрос на них очень вырос, и мы поняли, что у нас просто не хватает производственных мощностей, чтобы такие объемы выдавать на рынок. Сейчас проходит пусконаладка оборудования. Будет производиться то же, что и раньше: зерносушилки, зерноочистительные машины и емкости для хранения. Но в больших объемах, чем мы могли выпускать их ранее.
− Насколько увеличится объем выпуска продукции благодаря новым мощностям?
− Примерно вдвое. Но, опять же, не по всем видам продукции. Расширение касается самых ходовых товаров нашей линейки. Какие-то продукты будем производить на том же уровне 2019-2021 года.
− А в денежном выражении можете назвать примерные цифры?
− У нас в прошлом году выручка составила порядка 2 млрд рублей. Рассчитываем с новым цехом выйти где-то на 2,5 − 2,6 млрд. Но мы не знаем, как будет вести себя рынок. Наши покупатели тоже сейчас испытывают проблемы: семена, удобрения, у них тоже импортная техника, те же тракторы, комбайны. Не могу сказать, как это повлияет на наш элеваторный сегмент.
− Чистая прибыль увеличится или останется на прежнем уровне?
− Возможно, увеличится. Знаете, бизнес – это всегда риск. Пока урожайность обещает быть хорошей. С одной стороны, это хорошо – много урожая, с другой, если мы не откроем экспорт, значит, он весь останется в России, значит стоимость будет невысокой. Поэтому как наши клиенты будут себя экономически чувствовать, мне пока сложно предсказать.
− Вы недавно приобрели два завода, расскажите о них.
− Оба завода были приобретены еще в прошлом году: «Интех» в Белоруссии, в Минске, и «Запагромаш» в Смоленске. Это заводы под брендом «Хозяин» являются крупнейшими производителями сельскохозяйственной техники для кормления и выполнения иных технологических операций на комплексах КРС в России и СНГ. Они выпускают широкий спектр машин для измельчения, смешивания и раздачи кормов, транспортировки зеленой массы, внесения органических удобрений.
− Планируете в этом году еще какие-то инвестиции?
− Нам, чтобы инвестировать дальше в развитие своего бизнеса, нужно понимать, готовы ли наши клиенты к инвестициям или нет. Соответственно, мы инвестируем только тогда, когда понимаем, что у нас сейчас наблюдается дефицит производственных мощностей. Допустим, есть какой-то продукт, на него высокий спрос, а мы его не успеваем производить, значит, мы понимаем, что надо быстро инвестировать.
− Как охарактеризуете ситуацию с ценами на рынке?
− Все стабилизировалось. Но, знаете, есть такая проблема: евро даже снизился, курс стал меньше, чем в прошлом году, но цены в евро выросли. То, что курс стабилизировался и стал лучше, чем в прошлом году, не повлияло на стоимость оборудования, наоборот, произошло его удорожание на 10-30%.
− Экспортные поставки сохранились?
− Если считать Казахстан, Белоруссию экспортом, то поставки в эти страны растут. В этом году в рамках своей стратегии развития мы планировали активно зайти в Восточную Европу. Понятно, что этим планам не суждено сбыться.
− Вы инвестируете за счет собственных средств или привлеченных?
− В основном за счет собственных средств. Но планируем привлечь заем из Фонда развития промышленности.
− Как оцениваете покупательский спрос?
− Покупательский спрос последние два-три года относительно стабильный. Но всегда хочется его увеличить. К примеру, в прошлом году мы сделали 60 сушилок, в этом планируем 100. И также по всем продуктам − зерноочистительным машинам и сушилкам хотим увеличиться на 40%. Мы проанализировали рынок, увидели долю импорта, учли конкуренцию и поняли, что этот показатель вполне достижим.
− Вы заявляли о ребрендинге. Почему вы решили пойти на это?
− Потому что у нас большая группа компаний, уже много юридических лиц, производственных площадок, как минимум, четыре, и мы хотим, чтобы все эти предприятия были под единым брендом.
− Речь идет о предприятиях в Минске, Смоленске и двух заводах в Воронеже «Воронежсельмаш» и «Ромакс»?
− Да, и уже скоро мы объявим об этом подробнее.
− Как выстраиваете отношения с контрагентами?
− Мы понимаем, что конкуренция у нас как была, так и остается довольно высокой. Изучаем конкурентов внимательно, мониторим цены, понимаем, что, если где-то у нас цена чуть выше, чем среднерыночная, сразу начинаем разбираться с ведущими конструкторами, почему у нас такая себестоимость, и, разумеется, работать над оптимизацией, поэтому мы всегда в рынке.
− С логистикой есть проблемы?
− Сроки поставки увеличились. То, что из Китая раньше привозили за два-три месяца, сейчас идет четыре-пять месяцев. Мы как возили нашу продукцию еврофурами, так и возим, никаких проблем нет.
− Логистическая цепочка осталась та же или пришлось перестраиваться?
− Что касается отгрузки, изменений нет. В доставке товара есть изменения, из-за чего увеличились сроки. Допустим, раньше из Турции могли за две недели привезти, сейчас везут три. Я так понимаю, раньше ехали по хорошей трассе через Европу, сейчас едут через Грузию по серпантинам, и весь поток пошел туда.
− Покупка новых производственных площадок на ваше производство как повлияла?
− «Воронежсельмаш» специализируемся на производстве зерносушилок и зерноочистительных машин. «Ромакс» – на производстве емкостей для хранения. Они увеличили производство емкостей, мы увеличили производство для очистки и сушки. В целом это один комплекс.
− Заводы в Смоленске и Минске что производят?
− Это вообще другой сегмент рынка – животноводство. «Интех» – крупнейший в России производитель сельскохозяйственной техники для кормления. Ежегодно только на территории России завод поставляет более 800 кормораздатчиков.
«Запагромаш» – крупнейший в Республике Беларусь производитель широкого спектра самосвальных полуприцепов, разбрасывателей-выдувателей соломы и разбрасывателей органических удобрений, а также смесителей-раздатчиков кормов. Поставляет продукцию по всей территории СНГ, где компанию представляют более 70 дилерских и сервисных центров.
− Но они уже оправдывают себя, дают какую-то рентабельность?
− Сложно оценить, сделка была закрыта лишь два-три месяца назад. Все в процессе, работаем над этим.
− Почему вы пошли в животноводство?
− Производство оборудования для животноводческих комплексов тоже на 50-60% было занято импортом. Соответственно, у нас есть возможность дальше развивать и занимать эти ниши. Речь идет об оборудовании для обеспечения кормовой базы: смешивание и раздача кормов, их перевозка.
− По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка «Воронежсельмаша» по итогам 2021 года составила 1,95 млрд рублей, чистая прибыль – 126,37 млн рублей. Какова рентабельность завода «Воронежсельмаш» в новых условиях?
− Сложно сказать. Евро резко подорожал, цены выросли, когда период закроем, будет ясно.
− Каковы особенности корпоративной культуры на предприятии?
− У нас четыре завода, и мы должны уже начинать выстраивать корпоративную культуру в рамках всего холдинга. Мы постепенно начинаем настраивать систему межкорпоративного обмена: идут перемещения сотрудников, делимся опытом, пытаемся сделать так, чтобы стандарты и нормы корпоративной культуры на всех площадках были соизмеримы. Наша миссия − обеспечение продовольственной безопасности страны, над этим и работаем.
«Импорт перекрыт, но конкуренция на рынке сельхозтехники по-прежнему высокая», − гендиректор «Воронежсельмаша» Роман Карпенко
17.05.2022, 12:05
Комментарии 0
Самое читаемое