WorldClass

21 сентября 2024, 23:13
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Орловская правда // Координационное совещание руководителей правоохранительных органов

28.05.2010 12:20
26 мая в прокуратуре Орловской области состоялось заседание координационного совещания руководителей правоохранительных органов области. В его работе приняли участие губернатор Орловской области А.П. Козлов, председатель Орловского областного Совета народных депутатов И.Я. Мосякин, главный федеральный инспектор в Орловской области В.В. Кабанов, уполномоченный по правам человека в Орловской области Ю.С. Васютин, руководитель Следственного управления СКП РФ по Орловской области С.Т. Сазин, начальник УФСБ России по Орловской области С.Н.

26 мая в прокуратуре Орловской области состоялось заседание координационного совещания руководителей правоохранительных органов области. В его работе приняли участие губернатор Орловской области А.П. Козлов, председатель Орловского областного Совета народных депутатов И.Я. Мосякин, главный федеральный инспектор в Орловской области В.В. Кабанов, уполномоченный по правам человека в Орловской области Ю.С. Васютин, руководитель Следственного управления СКП РФ по Орловской области С.Т. Сазин, начальник УФСБ России по Орловской области С.Н. Блинов, начальник УВД по Орловской области Ю.Н. Савенков, начальник УФСКН России по Орловской области Ю.А. Серегин, руководители других территориальных правоохранительных, контролирующих органов федеральных служб, прокуроры районов, начальники районных отделов внутренних дел, представители СМИ.

Вел заседание прокурор Орловской области С.Д. Воробьев.

В повестку дня работы заседания были включены следующие вопросы:

1. О практике и эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в агропромышленном комплексе области, проблемных вопросах предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений в сельскохозяйственном секторе экономики.

2. О мерах, принимаемых правоохранительными органами области по противодействию ввозу в область и обороту некачественных и фальсифицированных продуктов, выполнению работ, оказанию услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей; о мерах по усилению борьбы с преступлениями этой категории.

Открывая работу заседания, Сергей Дмитриевич Воробьев сказал, что вопросы включены в повестку дня в соответствии с планом основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов области. Актуальность их рассмотрения вытекает из тех задач, которые поставлены президентом и руководителями правоохранительных органов страны.

Орловская область традиционно относится к регионам с развитым аграрным комплексом. Поэтому состояние законности в сельскохозяйственном секторе экономики во многом определяет её экономическое благосостояние, политическую и социальную стабильность.

В этом году органы прокуратуры области по заданию Генеральной прокуратуры проанализировали правоохранительную практику и эффективность деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в агропромышленном комплексе.

Анализ показал, что правоохранительными органами области во взаимодействии с органами государственной власти, местного самоуправления, контролирующими органами проводится определенная работа по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в сельскохозяйственном секторе экономики.

Широкую распространённость получили нарушения бюджетного, налогового и земельного законодательства, незаконное предпринимательство, преднамеренные и фиктивные банкротства сельскохозяйственных предприятий.

На многие из них правоохранительные органы, к сожалению, реагируют только постфактум, когда уже причинён ущерб экономике того или иного района, а работники сельхозпредприятий остались без работы и средств к существованию.

Особую значимость этот вопрос приобретает с той позиции, что в далеко не простых экономических условиях российской действительности государство, осуществляя антикризисные меры, выделяло и выделяет немалые деньги как из федерального, так и из областного бюджетов на развитие агропромышленного комплекса.

Значительные средства направляются на поддержку строительства и перевооружения животноводческих комплексов, покупку сельскохозяйственной техники, развитие личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Действенный контроль за целевым использованием государственных средств, выделяемых на поддержку развития сельскохозяйственного производства, эффективные меры по противодействию коррупции как на областном, так и на муниципальном уровне приобретают здесь особую значимость.

Организация должного взаимодействия органов предварительного расследования и оперативных подразделений правоохранительных органов области при проведении следственных и оперативно-розыскных мероприятий по расследованию ряда резонансных преступлений позволила возместить государству материальный ущерб от преступлений на сумму свыше 12 миллионов рублей.

Однако имеют место и примеры, когда расследование по уголовным делам необоснованно затягивается, оперативное сопровождение уголовных дел не осуществляется. При проведении доследственных проверок зачастую допускаются нарушения, принимаются необоснованные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, что влечет за собой несвоевременное возмещение причиненного преступлением ущерба.

Следствием грубых ошибок, допущенных при сборе и оценке доказательств, нередко становится принятие преждевременных решений как о прекращении и приостановлении уголовных дел, так и о направлении их прокурору с обвинительным заключением.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о важности и актуальности запланированных к обсуждению сегодня проблемных вопросов, касающихся предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений в сельскохозяйственном секторе экономики.

Касаясь второго вопроса, Сергей Дмитриевич отметил, что в условиях формирования в стране свободного рынка значительно расширяется сфера потребительских услуг. Насыщение рынка разнообразными товарами и услугами повсеместно сопровождается негативными явлениями: обманом, обсчетом, оказанием некачественных услуг, продажей фальсифицированной, а подчас и опасной для жизни и здоровья людей продукции.

Очевидно, что соблюдение и защита права на охрану здоровья, в том числе уголовно-правовыми мерами, занимают особое место в системе правового обеспечения конституционных прав граждан.

Несмотря на то, что эта проблема не нова и из года в год выявляются десятки преступлений в этой сфере, проблем, связанных с предупреждением и выявлением нарушений этой категории, предостаточно.

Некоторое ослабление административного воздействия на деятельность субъектов предпринимательства, отмена обязательной сертификации пищевых продуктов при отсутствии должного контроля грозят неминуемым всплеском нарушений, оставлять которые без внимания правоохранительных органов нельзя.

Потребителям необходимы такие государственная поддержка и защита, которые побуждали бы продавцов и производителей предлагать только качественные товары и услуги.

Тем не менее нарушения законодательства о защите прав потребителей распространены повсеместно, и об этом свидетельствуют материалы прокурорских проверок.

- Мы пригласили на заседание координационного совещания руководителей не только правоохранительных, но и контролирующих органов специальной компетенции, - отметил С.Д. Воробьев. - Несмотря на значительную работу, проводимую ими, должен сказать, что органы, контролирующие вопросы защиты прав потребителей, не в полной мере используют предоставленные им полномочия.

За прошедшие годы контрольно-надзорными органами в нарушение установленных требований в прокуратуру и следственные органы переданы лишь считанные материалы, содержащие признаки состава преступлений, а в суд из них не направлено ни одного.

Во многих районах работа по защите прав потребителей не носит комплексного характера, не налажено надлежащее взаимодействие правоохранительных и контролирующих ведомств, нет должной координации.

В 2009 году следственными органами возбуждено 66 уголовных дел по фактам реализации продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья (в 2008 году - 80), то есть произошло снижение на 17,5?%, что явно неадекватно остроте складывающейся ситуации.

Более того, в подавляющем большинстве оперативными подразделениями выявляются преступления, связанные с оборотом некачественной алкогольной продукции. В то же время какими-либо серьезными самостоятельными наработками правоохранительные органы области не располагают.

Отсутствуют факты привлечения к ответственности виновных в распространении фальсифицированных лекарственных средств, пиротехнических изделий, опасных для жизни и здоровья потребителей, хотя в ряде регионов в этих направлениях достигнуты положительные результаты.

Не снимается с повестки дня вопрос выявления лиц, занимающихся распространением курительных смесей, псевдопищевого мака, - сказал С.Д. Воробьев.

Сергей Дмитриевич выразил надежду, что по обозначенным вопросам состоится живое и конкретное обсуждение, чтобы активизировать надзорную и правоохранительную деятельность.

Выступивший с докладом по первому вопросу заместитель прокурора Орловской области Р.В. Климов отметил, что в 2009 году зарегистрировано 58 сообщений об экономических преступлениях в сфере АПК области, возбуждено 33 уголовных дела, к уголовной ответственности привлечены 40 человек, причем девять из них совершили преступления с использованием должностного положения. Сумма причиненного материального ущерба составила 32 миллиона рублей (возмещено 12,5 миллиона рублей).

Казалось бы, печальная участь схваченных за руку мошенников и расхитителей бюджетных денег должна как-то отрезвляюще подействовать на тех, кто честно жить не хочет, но пока находится на свободе. Но вот цифры: уже за истекший период этого года возбуждено 10 уголовных дел, привлечены к уголовной ответственности 17 человек. Сумма материального ущерба составила 850000 рублей (возмещена 561000 рублей).

Р.В. Климов подчеркнул, что более высоких результатов в борьбе с преступностью можно достигнуть при условии взаимодействия всех заинтересованных структур, эффективного использования имеющихся средств.

После выступления докладчика С.Д. Воробьев проинформировал присутствующих о том, что в настоящее время проводится проверка по «Орловской Ниве». В свое время этот агрохолдинг получал многомиллионные субсидии. Куда они делись? Прокуратуру очень интересует этот вопрос.

- Абсолютно правильно, - поддержал губернатор области Александр Петрович Козлов Сергея Дмитриевича. - Кроме тех денег, которые сельское хозяйство получало из федерального бюджета, огромные деньги выделялись и из областного бюджета. И где эффективность? Возьмите ту же «Пшеницу-2000»! Мы 30 лет должны рассчитываться за то, что тогда творилось. Я надеюсь, что следствие разберется с этим делом.

Также он сказал, что по его предложению в Правительстве РФ решается вопрос о списании долга по «Пшенице-2000».

Цифру задолженности по вышеуказанному проекту озвучил в своем выступлении начальник УФСБ России по Орловской области С.Н. Блинов.

Долг составляет около 4 миллиардов рублей. Задолженность сельхозпредприятий областному бюджету - 1,5 миллиарда рублей. «Орелагроснаб» должен 844 миллиона, «Орловский агрокомбинат» - 417 миллионов, «Орловская Нива» - 91 миллион.

Долги у агрофирм «Мценская» и «Русское поле» поскромнее будут - 12,8 миллиона и 14 миллионов соответственно, но они, по непонятным причинам, реструктуризированы на 30 лет.

С руководством «Орелагропромснаба» орловские чекисты плотно работают. Кроме того, имеющиеся у них материалы по «Орловской Ниве» направлены в прокуратуру.

Совокупная задолженность от такой, с позволения сказать, хозяйственной деятельности составляет свыше 5 миллиардов рублей.

Что это: некомпетентность руководителей предприятий? Корыстная заинтересованность? Коррупция? На этот вопрос еще предстоит ответить соответствующим органам.

Также с информацией по первому вопросу выступили заместитель начальника УВД по Орловской области по экономической безопасности С.Н. Федорович, начальник управления организации деятельности УУМ и ПДН УВД по Орловской области А.И. Федорчук и другие.

С докладом по второму вопросу, включенному в повестку дня совещания, выступил первый заместитель прокурора Орловской области В.П. Опальков. Он отметил, что в целях выявления и предотвращения фактов реализации продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья граждан, прокуратурой области систематически анализируется состояние законности в этой сфере, проводятся проверки.

Всего в 2009-м и за прошедший период текущего года по результатам прокурорских проверок выявлено 380 нарушений законодательства, внесено 61 представление, по результатам рассмотрения которых 52 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, 63 - к административной ответственности. По результатам проверок возбуждено восемь уголовных дел, из них пять рассмотрено судом с вынесением обвинительных приговоров.

Для координации совместных действий в прокуратуре Орловской области создана и действует межведомственная рабочая группа по пресечению оборота контрафактной и иной опасной для жизни и здоровья граждан продукции.

Однако, как отметил В.П. Опальков, распространенность нарушений в этой сфере свидетельствует о недостатках и упущениях в деятельности контролирующих и правоохранительных органов. В связи с этим требуется усиление прокурорского надзора за исполнением законодательства при осуществлении ввоза и изъятия из оборота опасных для здоровья некачественных и фальсифицированных продуктов. Проверки контролирующих и правоохранительных органов должны проводиться более тщательно и своевременно.

По мнению руководителя следственного управления СКП РФ по Орловской области С.Т. Сазина, необходимо проводить мониторинг пищевых отравлений фальсифицированной алкогольной продукцией, активизировать деятельность подразделений, занимающихся административными правонарушениями на потребительском рынке, на местах усилить внимание по выявлению нелегальных точек и объектов незаконной предпринимательской деятельности.

Сергей Тихонович считает, что оперативники тратят много усилий, фиксируя большое количество эпизодов по одному факту незаконной торговли, тогда как за это же самое время можно было бы ликвидировать несколько нелегальных точек. Качество материалов оперативно-розыскной деятельности тоже необходимо повысить.

Выступивший на совещании руководитель Управления Роспотребнадзора по Орловской области Г.Л. Захарченко отметил, что управление выявило нестандартную молочную продукцию, которая из Республики Беларусь поставлялась в детские дошкольные и лечебно-профилактические учреждения. Соответствующая информация была направлена в администрацию г. Орла. В настоящее время поставка прекращена.

Роспотребнадзор занимается изъятием сухофруктов и орехов, поставленных из Таджикистана, в связи со вспышкой полиомиелита в этой стране. Изъято полторы тонны орехов и сухофруктов.

Г.Л. Захарченко отметил, что управление Роспотребнадзора совместно с органами внутренних дел, прокуратурой принимают участие в мероприятиях по контролю за оборотом алкогольной продукции. Было исследовано 389 образцов. Продукция, не соответствующая требованиям (из Ставропольского края, Республики Северная Осетия, а также из Болгарии), снята с продажи (более 2,5 тысячи литров). Сумма штрафов составила 189 тысяч рублей.

В мясе из Бразилии, из которого «Орелпродукт» делает тушенку, обнаружено остаточное количество пестицидов, в том числе и ДДТ, который давно в России не используется.

Также на совещании выступили заместитель начальника УФСКН России по Орловской области С.И. Сотников, руководитель управления Россельхознадзора Е.Н. Дубровин и другие.

Затем слово было предоставлено губернатору Орловской области А.П. Козлову. Он сказал:

- Сегодня мы обсудили серьезные вопросы. Аграрный комплекс остается важнейшей точкой роста экономики области. Развитие агропромышленного комплекса имеет для нас стратегический характер.

Борьба с незаконным оборотом некачественной, фальсифицированной продукции - это тоже стратегическая тема, поскольку ведется в целях безопасности жизни и здоровья людей.

В масштабах страны эти вопросы находятся в центре внимания, и задача поставлена Правительством России предельно четко: обеспечить продовольственную безопасность страны.

Каждый из присутствующих должен осознавать меру ответственности, и работать мы должны в единой команде для достижения общей цели.

При этом должны быть обеспечены строгое соблюдение законности, защита производителя от недобросовестной конкуренции, а потребителя - от фальсификата.

В прошлом году на территорию области поступило более 16 тысяч тонн мяса и субпродуктов зарубежного производства и свыше 53 тысяч тонн из других регионов России.

Было проведено 320 тысяч экспертиз. Но отражает ли эта цифра нашу реальную потребность в контроле? Из того вопроса, который мы сегодня обсуждали, можно сделать вывод, что это далеко не так.

Роспотребнадзор должен играть здесь лидирующую роль, особенно по контролю за алкогольной продукцией.

Орловщина может производить продовольствия столько, что его хватит не только для жителей области, но и для живущих в соседних регионах. В ближайшее время мы снимем проблему по производству свинины, мяса птицы. Должны запустить комплекс по откорму крупного рогатого скота.

Дело идет вперед. Может, не так быстро, как хотелось. А задача власти - обеспечить производителям реализацию. И мы должны сделать все для того, чтобы люди смогли свободно купить орловскую продукцию.

Правительство области и депутатский корпус ведут работу по совершенствованию правовой базы для устойчивого развития сельскохозяйственного сектора. Правоохранительные органы уделяют значительное внимание защите интересов сельхозтоваропроизводителей, защищают интересы потребителей, противодействуют ввозу на территорию области некачественной продукции. Я всецело это поддерживаю.

Не менее важным направлением считаю работу правоохранительных органов во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, контролирующими органами по предупреждению, выявлению и расследованию преступлений в агропромышленной сфере.

Хотел бы обратить внимание на проблему ценового сговора. Необходим комплекс мероприятий по пресечению этих нарушений, - подчеркнул губернатор.

Александр Петрович привел пример: привозное мясо кур в замороженном виде стоит от 95 рублей до 100 и даже выше, а свежее от орловского производителя - от 70 рублей. Какую купит потребитель - вопрос риторический. Вот почему надо поддер­живать орловских производителей.

- Особая тема - выявление, пресечение преступлений, связанных с производством и хранением, перевозкой и сбытом продукции, не отвечающей требованиям гражданской безопасности; проблема порчи земель, незаконное использование товарных знаков. Отдельно хотел бы нацелить ваше внимание на раскрытие преступлений, связанных с кражами скота прежде всего у населения.

Нам нужны не отчеты и рапорты. Главное - реальная защита интересов людей. Об этом мы должны постоянно помнить, - сказал Александр Петрович Козлов.

На совещании приняты постановления о совершенствовании межведомственной работы по обозначенным направлениям.

Вячеслав КОЛДОМОВ.
Орловская правда, 28 мая 2010.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0