Воронеж. 31.05.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Российская версия журнала Forbes в июньском номере представила результаты исследования «Лучшие города для бизнеса» в 2010 году. Впервые за три года составления рейтинга Воронеж не попал в 30-ку лучших. В 2008 году Воронеж оказался на 6-м месте, Липецк - на 23-м месте, а Белгород - на 27-м месте. В 2009 году Липецк и Белгород исчезли из тридцатки – остался только Воронеж на 16-м месте, а в 2010 году ситуация кардинально изменилась, и из городов Черноземья в рейтинге остался только Белгород на 20-м месте. Несмотря на прозрачность схемы оценки, судя по всему, такие «скачки» говорят о большой субъективности рейтинга Forbes.
Методика подсчета
Forbes сообщает, что в 2010 году расширил круг городов — претендентов на участие в рейтинге. Если ранее это были города с населением от 500 тыс. человек, то теперь по 18 показателям социально-экономического развития были проанализированы 103 российских города с населением от 150 тыс. человек. В список не вошли Москва, Санкт-Петербург, города Московской и Ленинградской областей, Северного Кавказа (последние — из-за объективной невозможности определить уровень безопасности в регионе, где еще недавно велись боевые действия). Эксперты журнала сообщают о том, что города отранжированы по суммарному числу баллов, которые зависят от шести групп показателей: деловой климат, покупательная способность населения, устойчивость во время кризиса, социальные характеристики, инфраструктура, комфортность ведения бизнеса для владельцев и топ-менеджмента компаний. Веса показателей подобраны исходя из интересов инвесторов, намеревающихся открыть розничный или иной сетевой бизнес, ориентированный на удовлетворение потребностей населения.
То есть фактически основным критерием является деловой климат и покупательская способность в городе.
Падение Воронежа
Интересно, что Воронеж – один из немногих городов России, который достаточно безболезненно пережил кризис именно благодаря тому, что в регионе очень неплохо развит малый и средний бизнес, являющийся ключевым для составителей рейтинга. Власти это называют диверсифицированной экономикой.
Так, среди критериев Forbes оценивались поступления по налогам по упрощенной системе, покупательская способность населения. Серьезных снижений по поступлениям налога в регионе не наблюдалось: сбор налогов в 2009 году, по данным налоговой службы, снизился примерно на 2%, а реальные доходы населения, по данным статистики, всего на 1,9%.
Основными конкурентными преимуществами Воронежа в 2008 были покупательская способность населения, устойчивость к кризису, инфраструктура и комфортность ведения бизнеса. По этим показателям Воронеж входил в десятку лучших. В 2009 году у Воронежа резко снизилась, по мнению экспертов журнала, покупательская способность – сразу на 26-е место и инфраструктура – со второго на 27-е место. Причем кардинальных изменений в области инфраструктуры региона не проходило, кроме реконструкции взлетно-посадочной полосы местного аэропорта (проводилось усиление полосы для приема более тяжелых самолетов), в железнодорожном транспорте изменений не наблюдалось, а что касается автомобильных – то шел активный процесс расширения трассы «Дон», проходящей по территории региона.
При этом комфортность ведения бизнеса в 2009 году увеличилась на одно место – Воронеж переместился с 8-го на 7-е место. Любопытно, что Белгород по этому показателю в 2008 году был на 46-м месте, по инфраструктуре на 16-м, а по деловому климату – вообще на 42-м. Вероятнее всего, это связано с авторитетным стилем управления регионом и активным лоббизмом местной продукции. В 2009 году Воронежскую область возглавил губернатор Алексей Гордеев, который тоже, по мнению специалистов, склонен к моноцентризму. Он уже давал несколько важных для бизнеса сигналов. Например, о том, что кто не хочет работать по правилам новой команды, работать в регионе не сможет (громкая история с «засолкой»). Также был ряд заявлений других руководителей региона о том, что приоритет будет отдаваться местному бизнесу.
Так, в 2009 году авторы рейтинга, характеризуя Воронеж, отмечали особенности города: «до кризиса главной точкой роста экономики Воронежа было опекаемое местной властью строительство», «пришлым инвесторам до сих пор плохо удавалось прижиться в городе».
Ярким примером этого может служить то, что строительство местного пригородного гипермаркета формата «Мега» под Воронежем ведет не IKEA, а местные бизнесмены Евгений Хамин и Николай Послухаев (оба – депутаты местного заксобрания).
Неоднократно появлялась информация, что именно благодаря их усилиям IKEA до сих пор не строит свой объект под Воронежем.
Еще в 2009 году Forbes отмечал, что «преимущества сохранили города с диверсифицированной экономикой – там доходы упали меньше всего, – а также те, где местные власти создают одинаковые правила игры для всех инвесторов, не давая преимуществ местным, а тем более «придворным».
Как результат, в 2010 году Воронеж не попал в тридцатку «Лучших городов для бизнеса».
Есть еще одна гипотеза причин снижения авторитета Воронежа – это исследование Всемирного банка, который проанализировал деятельность 10 крупнейших городов России и поставил Воронеж на предпоследнее место по привлекательности для бизнеса. В этом исследовании столицу Черноземья серьезно подвели сроки согласования разрешительной документации.
Можно предположить и другой вариант «выбывания» Воронежа. Рейтинг Forbes ориентирован на развитие торговли в регионе, а Воронеж, по мнению ряда аналитиков, уже насыщен торговыми площадями, а также разнообразием местных и федеральных игроков.
Белгород и Липецк
Интересен подход авторов рейтинга к еще двум городам Черноземья – Липецку и Белгороду. Так, в 2008 году Липецк оказался на 23-м месте в рейтинге, а Белгород на 27-м из 30 мест. Слабыми сторонами Липецка стали социальные характеристики (35-е место), деловой климат (23-е место) и комфортность ведения бизнеса (44-е место). У Белгорода по всем этим позициям ситуация была значительно хуже, за исключением социальных характеристик (11-е место).
При этом в 2009 году и Липецк и Белгород вообще не попали в число 30 лучших, в отличие от Воронежа. А в 2010 году Белгород вернулся в рейтинг сразу на 20-е место. Авторы рейтинга оценили резкое увеличение за два года делового климата – с 42-го места на 30-е, улучшение инфраструктуры - с 16-го на 9-е место; комфортность ведения бизнеса шагнула аж с 46-го места на 14-е.
Повторимся, что в 2010 году в рейтинг Forbes «Лучшие города для бизнеса» не попали Воронеж, Липецк, Тамбов, Курск и Орел.
Вместо выводов
Все-таки можно констатировать, что рейтинг Forbes в большей своей части носит субъективный характер. Но в связи с отсутствием других независимых источников – мало какие регионы Черноземья привлекают рейтинговые агентства для оценки своих позиций – вполне может быть ориентиром для российского и иностранного бизнеса, который еще не решил с какими регионами стоит иметь дело. В первую десятку Forbes попали Краснодар, Хабаровск, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Самара, Сочи и Красноярск.