WorldClass

21 сентября 2024, 22:55
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономика и жизнь - Черноземье // Любовь Кругова, руководитель Управления Федеральной налоговой службы (ФНС) по Тамбовской области: «Мы вносим свой вклад в работу электронного правительства»

31.05.2010 19:17
В апреле текущего года распоряжением Правительства РФ руководителем Федеральной налоговой службы назначен Михаил Мишустин, стоявший в 1998_2004 годах у истоков ее информатизации. Представляя нового руководителя, министр финансов РФ Алексей Кудрин напомнил о задачах по реализации «электронного правительства» и использованию информационных технологий при предоставлении государственных услуг, заметив, что налоговая служба должна стать лидером по работе с гражданами через Интернет.

В апреле текущего года распоряжением Правительства РФ руководителем Федеральной налоговой службы назначен Михаил Мишустин, стоявший в 1998_2004 годах у истоков ее информатизации. Представляя нового руководителя, министр финансов РФ Алексей Кудрин напомнил о задачах по реализации «электронного правительства» и использованию информационных технологий при предоставлении государственных услуг, заметив, что налоговая служба должна стать лидером по работе с гражданами через Интернет. О конкретных мерах по внедрению столь актуальных информационных технологий налоговиками мы и попросили рассказать руководителя Управления ФНС России по Тамбовской области Любовь КРУГОВУ.

– Любовь Ивановна, в последнее время много говорятоб «электронном правительстве» как о новом способе взаимодействия граждан с органами государственной власти. Какое место в данном проекте отведено налоговым органам?

– В конце 2009 года в рамках реализации этого проекта начал функционировать Единый портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru). На данный момент на нем доступна информация о предоставляемых государственными органами власти услугах. Кроме того, для получения госуслуг с сайта можно скопировать и заполнить различные формы заявлений и бланков. Федеральная налоговая служба приняла активное участие в работе по формированию и предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в электронном виде через Единый портал государственных услуг. В соответствии с I и II этапами (а всего их V) плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 г. № 1555_р, размещение информации Федеральной налоговой службой завершено в конце ноября 2009 года. Если конкретно, то портал предлагает для пользователя информацию о 18 государственных услугах, предоставляемых налоговыми органами, в том числе 15 из них – это услуги по приему от налогоплательщиков налоговых деклараций через портал. Другие три услуги позволяют пользователям подать документы на регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В рамках реализации III этапа плана перехода на предоставление государственных услуг с 1 апреля 2010 года реализована возможность направления в соответствующий налоговый орган заявки на представление деклараций налогоплательщиков и документов для государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

– Означает ли это, что налогоплательщику не придется приходить в инспекцию?

– Для полноценного внедрения технологии сдачи налоговой отчетности в электронном виде на данный момент необходимо решить много как юридических, так и технических вопросов. Таким образом, в настоящее время документы, направленные через Единый портал государственных услуг, пока не имеют юридической значимости. Полученная через него налоговая декларация сохраняется без ввода в базу данных налогового органа. То есть налогоплательщик, либо его уполномоченный представитель, должен представить налоговую декларацию в инспекцию и на бумажном носителе или направить ее по почте. Но при этом прием ее осуществляется в приоритетном порядке. Описанная схема является временной до организации защищенного электронного документооборота с электронноц цифровой подписью между всеми участниками взаимодействия.

Реализация в полном объеме государственных услуг, оказываемых ФНС России, в электронном виде планируется на V этапе плана перехода на предоставление государственных услуг, то есть подача налоговых деклараций, регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – на 2012 год, а представление сведений из госреестров – на 2011 год.

– В настоящее время налогоплательщикам на сайте налогового Управления доступен сервис «Личный кабинет налогоплательщика». Что представляет собой данный сервис?

– Да, с декабря 2009 года функционирует онлайн-сервис Федеральной налоговой службы «Личный кабинет налогоплательщика». На данный момент реализован первый этап проекта – «Узнай свою задолженность», рассчитанный на налогоплательщиков – физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сервис оперативно и бесплатно позволяет получить информацию о задолженности по налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам. Кроме того, онлайн-сервис позволяет выбрать субъекты Российской Федерации (в одном запросе – до 3 субъектов), где налогоплательщик имеет объекты налогообложения, и получить информацию о задолженности. Электронной услугой в январе-апреле текущего года воспользовались более 12 тысяч налогоплательщиков, которыми были сформированы платежные документы на погашение задолженности на общую сумму 15,3 млн рублей.

– Если сегодня уплатить налог, как быстро информация об уплате появится в «Личном кабинете алогоплательщика»?

– Актуализация информации в онлайн-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» происходит ежедневно в автоматизированном режиме. Но необходимо учитывать время на прохождение этапов обработки платежей (банк – казначейство – региональное управление – инспекция), а также время на разноску платежей в лицевые счета и выгрузку состояния лицевых счетов в региональное управление. Таким образом, информация об уплате платежей в «Личном кабинете налогоплательщика» появляется примерно через 5-10 дней.

– Как насчет соблюдения налоговой тайны? Ведь, зная ИНН налогоплательщика, любой может получить доступ к сведениям, содержащимся в «Личном кабинете налогоплательщика»...

– В соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений об идентификационном номере налогоплательщика, а также о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.

Данные о задолженности перед бюджетом относятся к нарушению налогового законодательства, поэтому информация о задолженности, полученная через онлайн-сервис «Личный кабинет налогоплательщика», не нарушает законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не требует дополнительных средств защиты.

– Вы сказали, что это первый этап реализации проекта «Личный кабинет налогоплательщика». Какие услуги будут доступны после реализации второго этапа?

– Налогоплательщики – физические лица получат возможность доступа к текущему состоянию своих расчетов с бюджетом, а также к сведениям об объектах налогообложения. Эта информация будет доступна только самому налогоплательщику и, соответственно, должна быть надежно защищена. Кроме того, рассматривается возможность перечисления налоговых платежей через Интернет со своего банковского счета.

Уточним: реализация второго этапа проекта «Личный кабинет налогоплательщика» планируется уже в этом году.

– Эти нововведения будут доступны для любого налогоплательщика?

– Граждане, в том числе и индивидуальные предприниматели, должны будут прийти в инспекцию по месту жительства и подать соответствующее заявление, в котором они подтверждают свое желание получить доступ к услуге и готовность соблюдения необходимых требований при работе в своем «Личном кабинете налогоплательщика».

– Любовь Ивановна, каким еще способом без прихода непосредственно в инспекцию граждане могут узнать сумму своей задолженности перед бюджетом?

– Облналогуправлением еще в конце 2009 года была реализована услуга «СМС-информирование», с помощью которой можно узнать свою задолженность по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам. Чтобы получить информацию о наличии либо отсутствии задолженности по налогам и начисленным пени на мобильный телефон, необходимо отправить СМС-запрос на федеральный номер сотовой связи 8-920-488-37-37, указав свой ИНН.

Кроме того, бесплатная услуга позволяет узнать адрес и телефон своей инспекции. Для этого необходимо в СМС-сообщении на тот же номер указать код инспекции, состоящий из 4 знаков (например, 6829 – Инспекция ФНС России по г. Тамбову, 6820 – межрайонная инспекция ФНС России №1 по Тамбовской области и т.д.). В январе-апреле 2010 года гражданам направлена информация о суммах задолженности по 1503 СМС-запросам.

Пользуясь возможностью, хочу предостеречь граждан, сообщив об участившихся в последнее время случаях мошенничества. В ряде регионов налогоплательщикам предлагалось обратиться с запросом о задолженности на «короткий» номер сотовой связи, при этом со счетов граждан за услугу списывались крупные суммы.

Обращаю внимание, что пользователи «коротких» номеров не имеют доступа к базе данных УФНС и дать информацию, естественно, не могут. Их цель – снять сумму со счета пользователя за отправленное СМС-сообщение...

– Какие еще электронные сервисы предлагает налоговая служба?

– За последнее время на сайте облналогуправления (www.r68.nalog.ru) появилось много различных полезных сервисов. Это «Адрес вашей инспекции», «Заполнить платежное поручение», «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?».

– Внедрение каких новых электронных продуктов следует ожидать от Федеральной налоговой службы в ближайшей перспективе?

– Уже в этом году планируется промышленная эксплуатация системы электронного документооборота счетов-фактур между хозяйствующими субъектами. Опять же, для полноценного внедрения электронного документооборота счетов-фактур необходимо внести изменения и дополнения в статьи 31, 88, 89, 93, 169 Налогового кодекса РФ, направленные на закрепление в нем возможности составления и выставления счетов-фактур в электронном виде. Соответствующие изменения и дополнения должны быть внесены также в Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс. Необходимо также разработать порядок истребования налоговыми органами счетов-фактур в электронном виде, разработать положения о сети операторов электронного документооборота и удостоверяющих центров, так как без ЭЦП документооборот не будет юридически значимым, и еще ряд позиций. Но в настоящее время большинство из перечисленных документов находится на утверждении, либо на стадии рассмотрения Государственной Думой РФ.

– И последний вопрос: какова гарантия безопасности и конфиденциальности передачи по телекоммуникационным каналам связи содержащейся в документах налогоплательщиков информации?

– Налогоплательщики при взаимодействии с налоговыми органами используют сертифицированные соответствующими компетентными органами средства криптографической защиты. Конфиденциальность и целостность информации гарантируется криптостойкостью алгоритмов, принятых в России. Исключение – случаи, когда сам налогоплательщик допускает компрометацию ключевой информации или ключа.

Илья Греков
Экономика и жизнь – Черноземье, №10 от 29 мая 2010 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0