Воронеж. 09.02.2023. ABIREG.RU – Аналитика – В 2022 году для сохранения киноотрасли из федерального бюджета было выделено 11,6 млрд рублей. Еще одной мерой поддержки отечественного кинопроката стала программа популяризации культурных мероприятий «Пушкинская карта», по которой было куплено более 7 млн билетов в кино. Несмотря на оказываемую помощь, кинотеатры по-прежнему находятся в непростом финансовом положении. В связи с этим, «Абирег» узнал у экспертов о действующем состоянии сферы кинопроката, об эффективности помощи Минкультуры РФ, необходимости привлечения аудитории в кинозалы и успехе кинокомедии «Чебурашка», собравшей в прокате рекордные 6 млрд рублей.
Член Ассоциации владельцев кинотеатров (объединяет более 700 кинотеатров) и директор белгородских кинотеатров «Победа» и «Радуга» Сергей Пирожков на вопрос о состоянии киноотрасли отмечает, что печальным итогом 2022 года стало падение выручки кинотеатров примерно на 60% (по сфере – свыше 10 млрд рублей).
По его словам, Минкультуры не просто самоустранилось от решения проблемы в отрасли кинопоказа, но и игнорирует тот факт, что отрасль погибает и ей нужно каждый месяц по кинокомедии «Чебурашка» для восстановления. «Увы! План релизов на этот год показывает, что при подобной позиции Минкультуры, которую можно охарактеризовать как собака на сене, до следующего Нового года, на который традиционно заявлены самые кассовые проекты, дотянут далеко не все кинотеатры», – поделился Сергей Пирожков.
Бизнесмен отмечает, что для министерства киноотрасль начинается и заканчивается на кинопроизводстве. Все деньги были отданы продюсерам на производство новых фильмов, результат которых зрители смогут увидеть лишь через 2-3 года. «Если Минкульт будет также заниматься саботажем, то смотреть эти фильмы будет просто негде», – конкретизировал Сергей Пирожков.
Касаемо способов привлечения «искушенной» аудитории в кинотеатры, он уверенно заявил, что удивлять зрителя нужно не «брызгами» воды, звуком Auro 3D и прочими ухищрениями, а качественным контентом. Остальное является лишь инструментами дополнительного воздействия. По его мнению, если они превращаются в самоцель – фильм провалится в прокате.
В ходе беседы речь также зашла о необходимости показов фильмов прошлых лет. Господин Пирожков отметил, что ретроспективы в кинопрокате – обычная практика, которая в прошлом году была, несомненно, вынужденной мерой. «Репертуарный голод заставлял нас искать «суррогаты», способные заполнить экраны: повторные кинопоказы, Болливуд, показ сериалов, театральных постановок и спортивных мероприятий», – конкретизировал Сергей Пирожков. По его словам, подобные показы принесли лишь 5% к выручке, учитывая падение в 60-70%.
Секретом успеха комедийного фильма «Чебурашка» эксперт считает синергию многих факторов. Прежде всего «попадание» в ожидания зрителей, которым было необходимо отвлечься от суровой реальности и попасть в сказку, универсальную для всех возрастов. Помимо этого, Сергей Пирожков отметил долгое отсутствие людей в кинотеатрах и удачное время выхода картины. Он затронул и региональный фактор, повлиявший на высокую посещаемость фильма. У белгородцев резко сократились альтернативные способы проведения новогодних праздников. «Российское кино периодически повторяет успех «Чебурашки», и мы рады каждому такому случаю. Жаль, что это бывает так редко», – отметил Сергей Пирожков.
Подводя итоги, господин Пирожков отметил, что кинотеатрам нужно кино, которое будет интересно зрителю регулярно, а не один раз в год. Иначе культура просмотра на большом экране окончательно погибнет и выхода очередного «Чебурашки» уже просто никто не заметит.
По мнению гендиректора «Мичуринск-Фильм» Михаила Малахова, выделение средств на производство фильмов является хорошей мерой, однако возникает вопрос: где эти фильмы будут показывать, если не поддержать кинотеатры? «Чебурашка», конечно, выручил отрасль на какой-то период. Но какой успех может быть у предстоящих премьер и какую выручку они принесут кинозалам? Можно только гадать. Изучая план релизов 2023 года, оптимизмом не заряжаешься. Пока перспектива отрасли кинопоказа весьма [туманная], фильмов не хватает, вопрос по параллельному импорту кардинально не решается. Поэтому бизнес кинотеатров без сопутствующих направлений и должного репертуара нерентабелен», – отметил Михаил Малахов.
На вопрос о необходимости ретропоказов в кинотеатрах, господин Малахов отметил, что более-менее успешной можно считать только первую часть «Брата». «В этой ситуации говорить о том, что старые фильмы спасали кинотеатры, я бы не стал», – поделился своим мнением эксперт.
Михаил Малахов так же, как и Сергей Пирожков, уверен, что для привлечения дополнительной аудитории в кинозалы необходимо удивлять зрителя фильмами, а не эффектами. По его словам, на сегодняшний день в кинотеатрах явно не хватает фильмов в 3D-формате, а формат 5D – это больше аттракцион, чем кинотеатр.
Говоря об успехе «Чебурашки», господин Малахов снова проявил солидарность со своим коллегой, выделив два фактора:
– это хорошо поставленный фильм для семейной аудитории, с ностальгическими нотками, который пришелся по душе разным поколениям зрителей;
– люди устали от пандемии и обстановки вокруг, а в новогодние каникулы всем хочется праздничного настроения, которое из года в год создается благодаря подбору хорошего контента.
«Зритель до сих пор активно идет на «Чебурашку» – это говорит о том, что люди готовы и хотят идти в кино, но, к сожалению, сейчас отсутствует достаточное количество репертуара, чтобы обеспечить наши кинотеатры зрительским кино!» – отметил Михаил Малахов.
Также эксперт затронул тему очередного ремейка советского мультфильма. «Экранизация «Каникул в Простоквашино» – хорошая для нас новость, ведь именно такие истории дарят нашему зрителю теплые чувства, объединяют поколения. Но не стоит забывать про многообразие жанров в кинематографе, чтобы у нас появлялось много разного зрительского кино», – добавил Михаил Малахов.
Фото с сайта russiafaq.ru