Крупные магазины вытеснят мелкие торговые точки
Орловские власти решили убрать с городских улиц часть киосков и мелкорозничных торговых павильонов. Как утверждают в мэрии, этого требует развитие города.
Процесс стартовал в конце прошлого года, когда в мэрии были разработаны критерии размещения киосков и небольших торговых павильонов, в том числе «остановочных». Если раньше для открытия мелкой торговой точки было необходимо лишь согласие местной администрации, то теперь нужно выполнить целый ряд условий.
В частности, город разбили на так называемые торговые зоны шаговой доступности. Для каждой из них специалисты высчитывают коэффициент обеспеченности населения торговыми площадями, исходя из которого и определяют потребность в новых магазинах. Нормой считается, когда на каждую тысячу жителей приходится сто квадратных метров торговых площадей. Однако в «зонах делового, общественного и коммерческого назначения» коэффициент не действует. Там количество киосков и павильонов зависит лишь от спроса.
В зонах многоэтажной застройки значение коэффициента стараются удерживать ниже стандартной нормы. К тому же. прежде чем установить киоск или павильон, необходимо провести публичные слушания и учесть мнение жителей. В Орле есть районы, в которых на тысячу горожан приходится свыше 800 квадратных метров торговых площадей. Но есть и такие, где ощутим дефицит магазинов, особенно продовольственных. Чтобы выправить ситуацию, власти отказываются продлевать договоры с владельцами торговых точек в районах с насыщенной торговой сетью. Победу в негласной конкурентной борьбе одерживают крупные фирмы. Небольшим приходится сворачивать бизнес или переезжать в другое место.
Мэрия также утвердила перечень улиц, на которых размещение мелкорозничных торговых объектов запрещено. Работающие там киоски, по всей видимости, постепенно будут сносить. А вот те, что расположены близ мест отдыха, например парков и скверов, обещают не трогать.
Запреты коснулись и нестационарных торговых точек, количество которых на потребительском рынке города постепенно снижается. Еще три года назад в общем товарообороте их доля достигала 18 процентов, теперь не превышает 14. Речь идет о цистернах для продажи кваса и молока, лотках для печатной продукции, автолавках и сезонных летних кафе. Сегодня почти два десятка «торговых зон шаговой доступности» для них закрыты. Например, продавать квас, молоко или периодику нельзя близ больниц. Ужесточились требования и к облику точек — внешний вид цистерны, лотка или кафе не должен портить вид улицы.
— В отличие от прежних лет внешний вид нестационарных объектов согласовывается с управлением архитектуры, — пояснил начальник горуправления экономического развития, инвестиций и реализации государственных программ Борис Кичкин.
Нередко случается, что реальный облик торговой точки не совпадает с ее проектом, который готовится лишь для того, чтобы получить заветное разрешение. Тем, кто сознательно не вписывается в «рамки приличия», муниципалитет рассылает предупреждающие письма с требованием устранить нарушения условий договора. Если их игнорируют, договор могут расторгнуть, а владелец торговой точки рискует попасть в черный список.
Кстати, в прошлом году право на размещение нестационарных торговых объектов начали продавать на аукционах. Процесс стал прозрачнее, в бюджет поступили дополнительные средства, хотя и небольшие — 2,9 миллиона рублей. Для сравнения: в 2007-м от деятельности в этой сфере получили лишь 750 тысяч. Впрочем, пока несанкционированная торговля остается головной болью властей.
— Количество нарушений не уменьшается, — сообщил Борис Кичкин. - Районные административные комиссии постоянно рассматривают протоколы о правонарушениях за торговлю без документов, подтверждающих право размещения объектов потребительского рынка. Необходимого действия наказание не имеет в связи с крайне низкими размерами штрафов, особенно для граждан — от 500 рублей до тысячи. Нарушители платят штраф и продолжают торговать.
Специалисты видят выход в увеличении штрафов, для чего необходимо внести изменения в региональный закон об ответственности за административные правонарушения.
Между тем
В 2009 году в развитие торговли в Орле было вложено 465,8 миллиона рублей частных инвестиций.
Денис Передельский
Российская газета, №128 от 15 июня 2010 года.