Воронеж. 25.09.2023. ABIREG.RU – Авторская колонка – Через полгода выборы Президента РФ, которые претендуют на статус главного мирового политического события.
Предлагаю рассмотреть региональные «Выборы-2023» именно с точки зрения подготовки к новым политическим сезонам. При этом отмечу: эта заметка не претендует, конечно, на полноту анализа.
Воронежские реалии политических брендов
Подготовка к грядущим электоральным битвам (2024-й – президент, 2025-й – облдума и гордума, 2026-й – Госдума) идет полным ходом: отрабатываются избирательные системы, механизмы и технологии. Эксперимент с дистанционным голосованием (ДЭГ), в который попала и Воронежская область, – только один пример. Не единственный, конечно.
Прошедшая избирательная кампания, на мой взгляд, объективно показала силу электоральных брендов парламентских партий в регионе.
Поклонников и сторонников ЛДПР, «Справедливой России» и «Родины» в регионе по-прежнему относительно немного – в совокупности всего до 15% (а в период электоральной мобилизации – до 20%, вероятно). Оказалось, часть воронежских избирателей по-прежнему готова прощать представителям этих политбрендов и нарочито махновскую риторику, и надутую пассивность, и даже показательное бездействие.
В двух городских округах – левый берег (№ 5) и Коминтерновский район (№ 18) – результаты голосования подтвердили аутсайдерскую (на данный момент) сущность этих партий. Думаю, что эти разнесенные по городской территории округа закономерно станут базой для довольно очевидных выводов по всему Воронежу в целом.
КПРФ. Избирательные усилия регионалов от этой партии в 2023 году были как минимум немонолитны. Более того, они были подчас спонтанны и ситуативны. Обоснований этому искать даже не хочется.
Но факт: для осознанной и системной поддержки своих кандидатов воронежская ячейка КПРФ в 2023 году сделала, прямо скажем, недостаточно. И этим кандидатам практически на своем горбу приходилось выносить все тяготы и лишения избирательной кампании. Но достоинство партийного бренда они в целом умудрились в этот раз сохранить.
Особое слово – о «Новых людях», которые как политический актор в этом году, пожалуй, не состоялись (как минимум в самом Воронеже). Предположу, что НЛ в регионе в ближайшее время не прорастут и не приживутся – нет корневой системы. Да и искусственность этой околополитической группы активистов налицо (учитывая хотя бы их реальный и потенциальный спонсорский пул). Тем более эта группа не стесняется публично сама себя пожирать, лишний раз как бы подтверждая статус «сбитых летчиков».
«Единая Россия» снова подтвердила свою ресурсность: губернатор от ЕР безоговорочно выиграл, кандидаты на довыборах в городских округах – тоже (и опять-таки безоговорочно).
Таким образом, ЕР нашла способ исправить те кадровые бреши в столице региона, которые возникли после целой эпохи скандалов с депутатами городской думы. И более того, партия власти смогла таким образом доказательно обеспечить губернатору Александру Гусеву абсолютность его победы.
Является ли это основанием говорить, что «Единая Россия» в Воронежской области обладает характеристиками политического супербренда? Не уверен. Ведь в прошедшем избирательном цикле серьезного давления со стороны конкурентов ЕР не испытала. То ли будет через год, два, три?
Инструменты избирательных кампаний: в будущее возьмут не всех
Есть несколько важных аспектов.
Первое. Уже точно можно говорить: значимость административной поддержки «одобряемых» кандидатов переоценена. Хочется использовать даже такую формулировку: как электоральный инструмент админресурс «ограниченно годен» и стал по большей части вспомогательным (особенно на городских территориях).
Выборы-2023 показали также, что излишнее административное рвение может и скомпрометировать желаемую результативность. Примеры – у всех на памяти (и не только в Воронежской области).
Второе. Агитационные сети (даже «профессиональные», а по факту – «ситуативно-профессиональные» или «псевдопрофессиональные») далеко не всегда подтверждают свою реальную дееспособность.
Экспертные наблюдения наводят на мысли о том, что существующие агитсети слабы и как каналы донесения ключевой информации, и как каналы ее интерпретации, и как каналы электоральной мобилизации.
Судя по всему, перед новым электоральным циклом ведущим политикам региона надо будет принимать решение: а) «осовременить» агитационный актив; б) кардинально перестроить деятельность традиционных «сетевых лидеров» (тем самым избавив региональный политический процесс от коррупционных рисков и публичной демонстрации архаично низких компетенций).
Третье. Электоральная социология в очередной раз подтвердила свою состоятельность как инструмент анализа и прогнозирования. Но также – как инструмент для взаимосогласования информационных потоков в избирательных кампаниях различного уровня и масштаба.
Но вероятнее всего, даже проверенные методы исследования общественного мнения нужно подкреплять методами сугубо математическими. Продуктивность данных будет надежнее.
Четвертое. Судя по всему, мода на яркие избирательные кампании прошла. И может быть, прошла безвозвратно.
Стало привычным такое обоснование (обычно из высоких кабинетов): мол, нечего тратить немалые бюджетные средства на подтверждение и без того очевидных региональных достижений и не менее очевидного властного лидерства.
Обоснование прижилось, но... Вот если бы кто-то рассказал, на что конкретно пошли/пойдут эти сэкономленные деньги (например – благоустройство дворов, ремонт подвалов, замена коммунальных коммуникаций). Иначе у недобрых наблюдателей может зародиться сомнение о совсем нерациональном расходовании или даже о тихом разворовывании того самого сэкономленного.
Пока же ситуация выглядит так: вроде сберегли что-то от потенциально непродуктивных трат, но непонятно для чего или для кого. Коммуникационные издержки от этой «непонятки» в перспективе могут быть ощутимыми.
И в завершение. Электоральные процессы так или иначе коснутся каждого. Но более всего в регионах они затронут те «специально подготовленные» политические группы, которые перед Кремлем ответят за результативность выборов. Такова реальность.
Валерий Мальцев, социальный технолог, преподаватель, журналист