Воронеж. 29.10.2013. ABIREG.RU – Эксклюзив – Как показывает практика, руководство крупных компаний меняется в двух случаях: когда совсем все плохо или, наоборот, когда вектор развития предприятия, миновав кризисы и потрясения, стремится к апогею. В середине октября покинул свой пост гендиректор УК «Металлоинвест» Эдуард Потапов, занимавший эту должность с 2010 года. Также сменился в компании и председатель совета директоров: Фархад Мошири сегодня возглавил совет директоров USM Holdings. О причинах глобальных кадровых изменений, а также о стратегии и приоритетах компании рассказывают новый председатель совета директоров компании Иван Стрешинский и гендиректор УК «Металлоинвест» Андрей Варичев.
– Чем вызваны изменения в руководстве компании? Связано ли это с кризисными явлениями в экономике и как они сказываются на работе компании?
Иван Стрешинский:
– Вы знаете, что в октябре совет директоров компании покинули три человека, в том числе бывший гендиректор управляющей компании Эдуард Потапов и председатель совета директоров, который занимал эту должность много лет, Фархад Мошири. Надо сказать, он был фактически основателем компании в том виде, в котором она сегодня есть. Фархад Мошири покинул свою должность из-за занятости, так как перешел на позицию председателя совета директоров всей группы (USM Holdings, объединяющая активы Алишера Усманова. – прим. ред.).
Эдуард Леонидович успешно отработал три года, решил поставленные задачи: компания консолидировалась, вышла из кризиса, провела финансовую реструктуризацию.
Сейчас у нас сменился фокус развития. Мы, прежде всего, предлагаем обратить особое внимание на развитие производства, привлечение инвестиций, повышение эффективности компании. В связи с этим предложили Андрею Владимировичу Варичеву позицию генерального директора, потому что с точки зрения квалификации и опыта он наиболее подходит для решения этих задач. Он в компании работает довольно давно – 12 лет. Металлург, горняк, в свое время руководил Михайловским ГОКом, последние четыре года возглавлял Байкальскую горную компанию, которая занимается освоением крупнейшего в стране и одного из крупнейших в мире медных проектов.
– Будут ли сокращены объемы финансирования социальных программ из-за неблагоприятной конъюнктуры металлургического рынка?
Андрей Варичев:
– Многие социальные программы формировались на протяжении десятилетий и являются выражением нашего отношения к трудовому коллективу. Это уважение к нашим рабочим, инженерно-техническому персоналу, забота и внимание к здоровью наших пенсионеров и ныне действующих сотрудников группы. В 2008-2009 годах, самом сложном периоде кризиса, производство предприятий компании достаточно резко сокращалось. Но даже тогда ни одна соцпрограмма, включая поддержку ветеранов, не была закрыта. Да, где-то приходилось ужиматься, однако все программы функционировали.
Более того, в рамках соглашения о социально-экономическом партнерстве мы стараемся максимально привлечь внимание к нуждам наших трудящихся и со стороны региональных властей. В частности, по тем федеральным, региональным, городским программам, где возможно финансирование проектов, повышающих уровень жизни, обеспечивающих медицинское обслуживание людей. Мы заинтересованы, чтобы фокус внимания властей по этим программам был направлен в том числе и на сотрудников наших предприятий.
– Как будут трансформироваться инвестиционные составляющие в ближайшие несколько лет?
Андрей Варичев:
– Трансформации не произойдет. Продолжится векторная ориентация по целевым инвестпроектам, направленным на повышение качества продукции, увеличение объемов производства. Сегодня одна из основных задач «Металлоинвеста» – сделать горно-металлургическую компанию одной из самых конкурентоспособных и экономически эффективных сначала в России, а затем и в мире.
– Андрей Владимирович, какие надежды вы связываете лично для себя с новой должностью?
– Надежды… Верю в то, что все у нас получится вместе с Николаем Шляховым (управляющий директор ОЭМК. – прим. ред.), Дмитрием Митрофановым (возглавляет «Уральскую сталь». – прим. ред.), Олегом Михайловым (руководитель Лебединского ГОКа. – прим. ред.) и Сергеем Кретовым (глава Михайловского ГОКа. – прим. ред.), а также вместе со всем нашим большим трудовым коллективом.
– Вы общаетесь с железногорцами, старооскольцами и москвичами. Какие сложности доставляет территориальная разрозненность сотрудников, где общество более открытое?
Андрей Варичев:
– После института и возвращения с Байконура свою трудовую биографию я начинал, в основном общаясь с уральскими металлургами, в частности, Нижнетагильского меткомбината, где работал. Потом несколько лет трудился на Орско-Халиловском металлургическом комбинате (в настоящее время – «Уральская сталь». – прим. ред.), оттуда был назначен управляющим директором Михайловского ГОКа. В свою очередь, с Алексеем Угаровым (заслуженный металлург России, бывший гендиректор ОЭМК. – прим. ред.) я был знаком с 1995 года, с Андреем Угаровым (бывший первый заместитель гендиректора, директор по производству ООО УК «Металлоиневст». – прим. ред.) чуть позже – с начала 2000-ых, примерно тогда же стали дружны и с Николаем Шляховым.
Я это говорю к тому, что для меня дороги все руководители и топ-менеджеры. Также у меня нет коммуникативных проблем с жителями и работниками – ни в Осколе, ни на Михайловском ГОКе, ни где-то еще.
Все люди разные: в любом коллективе, цехе есть и закрытые, и более коммуникабельные, кто-то более надежный, кто-то – менее. Но для меня важно, что все они – первоклассные специалисты, имеющие внутреннюю ответственность и высокую мотивацию. Это не пустые слова: мы проводили исследование внутренней социальной среды. По его данным, сотрудники ОЭМК – в наивысшей степени лидеры по духу, позитивному настроению, внутренней мотивации.
– Андрей Владимирович, акционеры возлагают на вас надежды в плане того, что вы сможете сделать работу компании более эффективной. Уже есть понимание, как это осуществить?
Андрей Варичев:
– Конечно. Спортивный девиз звучит как «Быстрее! Выше! Сильнее!», в производстве примерно то же самое: больше, эффективнее, качественнее. Важно понимать, что у нас не индивидуальный творческий труд, мы же не картины пишем, а добываем руду и варим сталь. Поэтому необходимо умение работать в коллективе: понимать, когда нужно проявлять твердость характера, когда – мягкость и понимание.
– Иван Яковлевич, со сменой руководства изменится ли стратегия компании и чему будут отданы приоритеты?
Иван Стрешинский:
– Стратегия не изменится, но, возможно, модифицируется. Наш основной приоритет – это долгосрочное стабильное развитие предприятия. Именно для достижения этой цели мы будем вкладывать инвестиции, проводить мероприятия.
– В Старом Осколе недавно сменился мэр. Как планируется выстраивать взаимоотношения с ним?
Андрей Варичев:
– Будем строить отношения конструктивно. Мы всегда стремимся к взаимопониманию.
– Иван Яковлевич, какие-то еще кадровые изменения ожидаются на уровне топ-менеджмента холдинга?
Иван Стрешинский:
– Куда уж больше? У нас очень дружная и профессиональная команда, и предпочтения акционеров, директоров таковы, чтобы эту команду по максимуму сохранить.
– Если говорить о рабочих коллективах, не планируется ли сокращение штата или проведение новой кадровой политики?
Андрей Варичев:
– «Металлоинвест» всегда придерживается принципов ответственного ведения бизнеса. Даже в период острого кризиса в 2008-2009 годах «Металлоинвест» не проводил массовых сокращений персонала. При этом мы постоянно ведем работу по повышению эффективности производства, в том числе на каждом рабочем месте. Это необходимая мера по сохранению конкурентоспособности наших предприятий. Если представить себе то количество трудящихся, которое нужно было для производства, например, 1 млн тонн стали в XIX веке, и то, которое необходимо и возможно с учетом современных технологий в XXI веке, то это, конечно, очень большая разница.