Воронеж. 18.05.2017. ABIREG.RU – Эксклюзив – Сергей Тетюхин является самым титулованным волейболистом России, Олимпийским чемпионом и в 41 год продолжает игровую карьеру. Вместе с тем он готов заняться популяризацией волейбола в составе президиума Всероссийской федерации волейбола и хочет навести порядок в системе спортивного управления. Эксперты «Абирега» включили господина Тетюхина в число наиболее влиятельных персон Белгородской области, мы попытались немного отойти от привычных для него разговоров об играх и представить его первые шаги в качестве политика.
– Вы вошли в топ-100 влиятельных персон Белгородской области, считаете себя влиятельным человеком?
– Может быть, есть «аура» влиятельности. В любом случае спортсмены – это люди, которые часто занимаются крупным бизнесом, про них чаще говорят. Может, это сказывается, хотя я для этого ничего не делаю. Скорее наоборот, лишний раз не хочу мелькать. Думаю, именно из-за этого мою степень влияния высоко оценили, но на решение серьезных вопросов я пока не могу повлиять. Хотя в спорте мое мнение спрашивают, считаются с ним, во многом из-за опыта. В политике я пока новичок.
– Известному человеку проще построить бизнес?
– Мне сложно сказать, я этим никогда не пользовался. В нашей семье бизнесом занимается супруга Наталья. От меня административного ресурса у нее нет, тот факт, что я депутат, никаким образом ей не помогает. Я вообще не люблю никого ни о чем просить и не научился получать авансы во благо бизнеса. Не умею этого делать.
– Вы прошли в областную Думу по спискам от «Единой России». И если говорить начистоту, то вас привлекли в избирательную кампанию, как, так называемого, «паровоза», не было ли желания отказаться?
– Да, меня попросили принять участие в выборах. И для меня это было серьезное решение, ответственный шаг. С другой стороны, не каждый день поступают такие предложения. В согласии я отталкивался от того, что смогу что-то сделать для развития спорта, для решения некоторых проблем спортсменов. Это было главной целью. Мне казалось, что после получения мандата я смогу в корне изменить ситуацию.
– Получается?
– Нет. Все оказалось не так радужно, как я думал. Пришлось для себя и для других развеять миф о могуществе депутатов. В первую очередь нужно понимать, что депутаты участвуют в принятии решений, но в корне изменить ситуацию не могут. В то же время есть стереотип, что это высокая должность, куда попадают богатые влиятельные люди, а им ещё по два чемодана денег выдают. Более того, считают, что депутат и коррупционер – это почти одно и то же. Изменить это мнение очень сложно.
– Вас как-то спросили, что вы сделаете, если станете министром спорта. Вы ответили, что хотели бы навести порядок и избавиться от нечестных на руку людей. А можно ли в политике быть честным?
– Думаю, да. Но у нас много бардака и коррупции, в том числе и в спорте. Рядом со спортсменами много тех, кого надо поганой метлой гнать. Я раньше думал, что это далеко, а оказалось, что нехорошие дела происходят и в Белгороде. Пример тому ситуация в паралимпийском спорте региона.
– В чем суть проблемы?
– Недавно вскрылись не чистые схемы в работе федерации спорта глухих и людей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Спортсмены-паралимпийцы получили премиальные, а их начали «дербанить» тренеры и руководители федераций. Спортсменам выдали банковские карты, на них переводили деньги, а некоторые товарищи забрали их. В итоге средства до спортсменов не доходили. Из паралимпийского спорта сделали бизнес-проект, в котором, если спортсмен достигает каких-то высот, обязательно должен поделиться заработанным. Это существовало несколько лет, пока ребята не решились выбраться из этого болота. Надеюсь, правоохранительные органы разберутся.
– А почему так происходило?
– Это была система, и информация не выходила наружу, потому что спортсмены боялись. Думаю, они опасались остаться без средств к существованию. Ими не сложно манипулировать, тем более в жизни им продвигаться сложнее, чем здоровым людям, а другие пользуются этим. Ужас! Если вернуться к вопросу про честность, то таких вот персон надо гнать поганой метлой, а привлекать тех, кто готов созидать, создавать подходящую для спортсменов атмосферу и вкладывать в это все свои силы и умения.
– У вас есть желание этим заняться?
– Думаю, я б навел шороху. Может, я пока плохо разбираюсь во всех тонкостях, но чистку кадров я бы точно провел. С поддержкой Олега Эдуардовича (Сердюкова, начальника управления физкультуры и спорта области – прим. ред.) я готов влезать во все эти схемы, для того чтобы помочь «его величеству спортсмену». Мне очень хочется, чтоб всё было по-честному.
– Как считаете, для чего вас позвали в президиум Всероссийской федерации волейбола?
– Наверное, в нашем чемпионате есть что менять. У меня имеется определенный опыт, мы со многими коллегами общаемся и понимаем, что можно сделать для популяризации этого вида спорта. У нас много идей по его развитию. Сейчас есть ряд проблем: волейбол почти не показывают по телевидению, на стадионы перестали ходить зрители. Если раньше это был «больной вопрос» больших городов, то теперь он затрагивает такие города как Белгород, где всегда собирались полные залы. Болельщики выборочно ходят на матчи. Если есть сильный соперник, то стадион собирается, соперник чуть слабее – все, зрителей очень мало. Для решения этих моментов нужно привлекать специалистов, которые из матча сделают большое событие, праздник. Это самое малое, что можно сделать в каждом клубе, плюс нужно менять кое-что в чемпионате России.
Есть удачные примеры популяризации в других странах. Например, в Польше к волейболу особое отношение, за последние 10 лет он стал спортом № 1 в стране. Пришли специалисты, которые захотели поднять волейбол на более высокий уровень, и у них получилось.
– Надо заметить, что сборная Польши не выигрывала Олимпиаду...
– Да. Очень обидно, что у нас были потеряны годы сразу после победы на Олимпийских играх в Лондоне в 2012 году. Тогда на волне успеха можно было вознести волейбол на очень высокий уровень, но этого не сделали.
– У вас вся семья связана с волейболом (родители – тренеры, дети тоже игроки), и вы продолжаете играть. Были ли в жизни ситуации, когда хотелось все бросить и заняться каким-то другим делом?
– Да, бывало такое. Особенно, когда накапливалась усталость. В основном это связано с психологическим состоянием. Года три назад я пошел к Геннадию Яковлевичу (Шипулину – президенту ВК «Белогорье») с четким намерением сказать, что я больше не хочу играть в волейбол. В тот момент его не оказалось в «Космосе». Тяжело было психологически, хотя тот сезон был удачным, мы выиграли клубный чемпионат мира и много всего. Я приехал домой и понял, что устал, ничего не хочу, что «наелся» всего этого. Мне хотелось побыть обычным человеком, чтобы никуда не нужно было летать, чтобы меня не дергали... Это был момент слабости. Но почти за сутки друзья переубедили, сказали: «Серый, не вздумай, мы с тобой разговаривать не будем».
В жизни спортсмена постоянно приходится принимать какие-то серьезные решения, преодолевать себя, от чего-то отказываться. Но сейчас для меня это нормально.
– А что мотивирует и дает силы выходить на площадку?
– Наверное, это любовь к своему делу. Успехов достигаешь в том, что тебе нравится. Мне не нужно искать мотивацию, когда я почувствую, что «огонек не горит», что это в тягость, когда буду заставлять себя идти на тренировку, тогда, наверное, нужно будет завязывать.
– Какие ваши главные достижения?
– Считаю, что это мои дети. Двое здесь, один в данный момент в Питере находится. Это самое главное и значимое для меня, то, ради чего я сейчас многие вещи делаю. Семья для меня – самое основное.
– Какие качества вы цените в человеке, а какие не любите?
– Я ценю порядочность, честность. Это два основных качества, которые должны быть в человеке. Не люблю двуличных и необязательных людей.