Воронеж. 08.11.2023. ABIREG.RU – В Верхней палате российского парламента обсудили совершенствование контроля деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, а также проблему не всегда пропорциональной нагрузки на местных чиновников, сообщили «Абирегу» в Совете Федерации.
Совместное заседание Совета по МСУ при Совете Федерации и Комиссии по мониторингу законодательства России в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля прошло под руководством первого заместителя председателя СФ Андрея Турчака. В частности, говорилось о трансформации контрольно-надзорных мер в профилактические по аналогии с поддержкой бизнеса в России.
Обеспокоенность муниципалитетов, чьи представители также выступили в рамках заседания, вызывает рост полномочий, не подкрепленных финансами на их реализацию. Системный анализ федерального законодательства показал, что более чем в 170 отраслевых законах зафиксировано свыше 200 «дополнительных» переданных на муниципальный уровень полномочий, на исполнение которых не заложены бюджетные средства.
«Следствием такой ситуации, как правило, является невозможность выполнить обязательства должным образом и в установленные сроки. Это, в свою очередь, влечет за собой наложение штрафов, которые являются весьма существенными, а порой и непропорционально высокими», – обозначил остроту проблемного момента Сергей Лукин.
Общая сумма задолженности органов МСУ, согласно выписанным по итогам проверок судебным предписаниям, в ряде случаев превышает доходную часть местных бюджетов. По данным Минюста России, к началу 2023 года для исполнения всех судебных решений в отношении муниципалитетов необходимо было выплатить около 227 млрд рублей. Для сравнения: в 2019 году эта сумма составляла 144 млрд рублей. Невыполнение судебных предписаний предусматривает привлечение к ответственности. Вплоть до уголовной. Эту проблему сенаторы предложили обсудить на совместном совещании с руководством Генеральной прокуратуры РФ.
Также представители регионов в своих выступлениях обратили внимание на большой объем различного рода проверок, которым подвергается работа органов местного самоуправления. Они высказали пожелания по замене плановых проверок профилактическими визитами по аналогии с новыми мерами, принятыми для поддержки бизнеса. Такая практика уже работает в отношении государственных и муниципальных школ и детских садов. Участники обсуждения полагают целесообразным расширить ее и на другие социальные объекты.
В ходе заседания прозвучало предложение законодательно закрепить в отношении МСУ весь спектр превентивных и профилактических мер, которые уже действуют в отношении бизнеса. По мнению Сергея Лукина, необходимо обратить особое внимание на внедрение рискориентированного подхода работы контролирующих органов, установку приоритета профилактики и распространение системы досудебного обжалования вынесенных решений. Кроме того, парламентарий заявил, что оценка результатов работы контрольно-надзорных органов не должна основываться на количестве выявленных нарушений и мер реагирования.
«Правительство РФ подготовило проект Концепции развития контрольно-надзорной деятельности до 2026 года. Ключевая новация документа заключается в том, что он закрепляет ответственность контролирующих органов не только за качество надзора и безопасность, но также за его влияние на экономическое развитие и рост муниципальных образований», – подчеркнул Сергей Лукин, комментируя итоги заседания.