WorldClass

08 октября 2024, 10:01
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

«У людей есть зубы, поэтому мы подстрахованы на случай кризиса», – управляющая воронежской стоматологической клиникой «Дента Класс»

24.11.2023 12:05
Автор:
«У людей есть зубы, поэтому мы подстрахованы на случай кризиса», – управляющая воронежской стоматологической клиникой «Дента Класс»

Воронеж. 24.11.2023. ABIREG.RU – Спецпроект «Воронежская медицина – 2023» – Стоматологическая отрасль является одной из самых прогрессивных и быстроразвивающихся. Но вместе с этим растут и цены на услуги, к тому же их подгоняют курсы валют и закупка зарубежных материалов. «Абирег» поговорил с управляющей воронежской клиникой «Дента Класс» Александрой Золотаревой, почему доктора недостаточно доверяют российским производителям, возможно ли падение стоимости услуг при переходе на отечественные материалы, а также о недостатках медицинского образования и медицинском туризме. Почему москвичи, европейцы и американцы приезжают лечить зубы в Воронеж и какие есть нюансы в работе с врачами из госклиник, читайте в нашем материале.

– Интересно немного о вас узнать. У вас медицинское образование? Как вы вообще в этой сфере оказались?

– Я по профессии архитектор. Уже во время обучения я всегда стремилась к руководящим должностям и лидерству. Со временем пришла к выводу, что не вижу для себя дальнейшего развития в архитектуре. Волей случая оказалась в стоматологии. Звезды сошлись так, как нужно.

– Вы более в бизнес-процессы погружены или медицинские?

– Я погружена абсолютно во все процессы. Клиника небольшая, чтобы быть эффективной, пришлось разобраться вообще во всем. Сейчас я также получаю бизнес-образование МВА для усиления профильных компетенций и навыков.

– С какими вызовами и проблемами столкнулась стоматологическая отрасль в ковидный и санкционный кризисы? Понятно, что проблемы у бизнеса плюс-минус одинаковые: логистика, цены и т. д. Какие-то, может, нюансы вскрылись?

– Во время ковида было непросто, потому что запретили оказание плановой амбулаторной помощи, а это практически все наши услуги. Экстренная помощь по острой боли была разрешена по постановлению, но оказание остальных услуг вызывало вопросы. Конечно, переживали, как работать, ведь стоматологические проблемы нужно решать, не дожидаясь острой боли. Но в целом наша отрасль достаточно стабильна, потому что у людей есть зубы и они всегда нуждаются в уходе или лечении. Этим мы подстрахованы на случай кризисов. Но весной 2020 года мы работали только по острой боли.

– Выручка сильно просела?

– Конечно. Оборот просел, но и расходы уменьшились. Мы мало закупались в тот момент, в рекламу не вкладывали. Поэтому удалось если не заработать, то нивелировать потери.

– Что касается санкций, мы с вами уже говорили о высоких ценах на зарубежные материалы и недостаточном качестве отечественных. Хочется эту тему развить. Почему так сложилось, что в России не очень развито производство?

– Оно развивалось и развивается. Просто пока недостаточно доверия к этим материалам. Они сравнивают эстетические характеристики и уровень качества. Наши доктора считают, что российским материалам еще есть куда расти. Я думаю, что со временем мы наберем нужный уровень. Но пока возможность есть, безусловно, ею пользуются. Если обрубят зарубежные поставки, то будем выкручиваться и переходить скрепя сердце на то, что доступно.

– У нас цены ниже, правильно я понимаю?

– Конечно, потому что все зарубежные материалы привязаны к валюте.

– Если, например, перейдем на отечественные материалы, цены на стоматологические услуги снизятся или обратного пути нет?

– Хотелось бы верить, что снизятся. Я считаю, что важен не столько оборот, сколько чистая прибыль. Если в два раза сократится себестоимость, чистая прибыль на эту долю увеличится. В этом случае можно играть со стоимостью услуги. Важно не то, сколько денег ты сделаешь вкруг за месяц. Заработок там, где остаток, то есть в чистой прибыли.

– Есть информация, что в Воронеж приезжают лечить зубы из Москвы. Действительно ли это так?

– Да, это так. Это называется стоматологический и в принципе медицинский туризм. Недавно к нам на прием приезжала девушка из Москвы, прямо с поезда. В основном это касается комплексного решения какой-то проблемы, а не точечного: это не чистка зубов или лечение одного зуба.

– Цель медицинского туризма – сэкономить деньги?

– Да.

– Сколько стоит, допустим, поставить пломбу в Воронеже и в Москве?

– Я не компетентна в столичных ценах. Но мы получаем обратную связь от пациентов, которые говорят, что у нас значительно дешевле. Даже с учетом затрат на транспорт и проживание.

– А нет у людей опасений, что, раз дешевле, значит, хуже услуга? Или это стереотип?

– Мы буквально вчера столкнулись с мнением пациента, который приезжает к нам лечиться из Россоши. Прозвучало такое высказывание: «Вы же понимаете, все доктора одинаковые. Я к вам езжу только из-за вашего оборудования, у вас же оно, наверное, лучше». Но на самом деле всё с точностью до наоборот. Успех зависит от компетенции врача, можно вполне обойтись без дорогостоящего оборудования. Я абсолютно уверена, что и в Москве достаточно классных специалистов. Здесь вопрос цены однозначно играет роль.

– Интересно поговорить с вами о медицинском туризме, поскольку нет четкого понимания сути и определения, что же это такое.

– Это очень размытое понятие. Нельзя, конечно, прийти в стоматологию и оформить тур. Воронеж очень удачный город с этой точки зрения. Играют роль близость с Москвой и более лояльные цены.

– А с коллегами из других отраслей не общались, возможно, с хирургами, кардиологами? Такой тренд только в стоматологии или в других специализациях тоже?

– У меня был опыт коммуникации с управляющей одной гинекологической клиникой, и я не помню разговоров о медицинских туристах. Клиническая медицина изначально больше консультативная. Когда идешь к гинекологу, платишь за прием. Врач может просто поговорить с пациентом, и этого будет достаточно для решения его проблемы. Мы берем деньги с пациентов только за манипуляции. Например, разговор с гинекологом продуктивен: он ставит диагноз, выписывает назначение. А разговор со стоматологом просто уведомит вас о ряде проблем или их отсутствии. Если подвести итог, по моему мнению, другие направления менее популярны в медицинском туризме.

– Стоматология может стать двигателем медицинского туризма, если грубо сказать?

– Вполне. Когда человек сталкивается с какими-то серьезными заболеваниями за пределами полости рта, он чаще, наоборот, стремится в Москву, Санкт-Петербург или за рубеж. В стоматологии тенденция противоположная – люди стремятся в регионы. К нам даже из-за рубежа приезжают люди.

– Откуда именно?

– По крайней мере, раньше так было, до известных событий. К нам приезжали из Голландии, Израиля, Швеции. Недавно были пациенты из Америки и Италии.

– Если пациентов из Москвы легко можно объяснить, то американцы удивляют.

– Как правило, эти люди имеют здесь корни и приходят по рекомендации живущих здесь друзей и родных.

– Участвуете ли вы, как частники, в каких-либо госпрограммах?

– Нет, мы пока небольшая клиника, только планируем рост и расширение.

– В пределах Воронежа?

– Да, планируем открытие второго филиала. Может быть, потом больше.

– Другие регионы в долгосрочной перспективе не рассматривали?

– Пока не думали об этом. Этот вопрос надо изучать.

– Вы сказали о том, что вы маленькие в плане госпрограмм. Но «Мой бизнес» предлагает много возможностей для таких компаний. Не изучали?

– Мы стараемся самостоятельно, живем даже без кредитных историй.

– Иногда из разговоров с предпринимателями можно сделать вывод, что никто не вписывается в программы из-за излишней головной боли, скажем так.

– Нет никакого желания абсолютно. Это правда. Мне даже в голову не приходило сесть и посмотреть, а что бы мне можно получить от государства. Как-то с осторожностью.

– А у вас сотрудников много?

– Порядка 20 человек.

– Зарплаты стоматологов действительно такие космические?

– В этом случае как раз можно говорить про оборот клиники. Потому что большинство стоматологов в Воронеже получают зарплату в виде процента от суммы оказанных услуг.

– Если по Воронежу брать среднюю отметку?

– Всё зависит от оборота, нет даже среднего значения. Есть общепринятые ставки: врач получает от 20 до 35% в месяц от оказанных услуг. Также есть разница между врачами различных специальностей. Например, средний чек терапевта намного ниже. Он за час может вылечить зуб и получить, условно, 6 тыс. рублей, а хирург поставит два импланта за 60 тыс. рублей. Разница колоссальная, и зарплаты разные.

– Из разговора с вами складывается впечатление, что есть медицина, а есть стоматология как будто бы особняком. И с оборудованием, и с зарплатами всё хорошо. Со многими врачами общались, все жалуются на дикую нехватку кадров в медицине. Как у вас?

– Это правда. Мы медсестер ищем по полгода. Если я нахожу ценный кадр, я его хватаю и готова даже переплачивать.

– Вы говорите о медперсонале. А с врачами, специалистами высокой категории, в стоматологии есть такая проблема?

– Несмотря на то, что специалистов очень много, проблема нехватки кадров есть. Буквально вчера обсуждали с нашим врачом-ординатором проблемы высшего образования. Она пока молодая, не разочарована в жизни, образовании, еще верит в лучшее. Она с горящими глазами рассказывала, как хочет учиться, но в университете дают минимум знаний.

– То есть нехватка именно квалифицированных кадров напрямую связана с фундаментальной проблемой медицинского образования?

– Наращивание компетенций стоматологов, да и всех врачей, происходит во время платного обучения. Люди получают диплом, потому что без него их никто не допустит к работе. А дальше, если ты хочешь стать реально компетентным, востребованным и высокооплачиваемым специалистом, нужно вкладывать огромные деньги в свое обучение после выпуска.

– Это такая большая несправедливость. Повезло, если поступил в мед на бюджет.

– Таких тоже единицы, потому что бюджетных мест в нашем меде очень мало. Я хочу верить, что топовые медицинские вузы Москвы и Санкт-Петербурга всё-таки выпускают более высококвалифицированных специалистов. Жалко студентов, которые отдают большие деньги за образование и по итогу собой ничего не представляют.

Есть популярная дилемма: везде нужен опыт, а без него не берут на работу. Как его получить? Порочный круг, который наиболее жестко отражается на врачах. Потому что пациенты скептически относятся к молодым специалистам. А ведь это просто устоявшееся стереотипное мнение, но оно имеет под собой основание.

– Пока мы далеко не отошли от госсектора, как обстоят дела в государственных стоматологиях?

– В госсекторе нужно очень внимательно относиться к отзывам, конечно. К примеру, на «Продокторов» отзывы проходят достаточно жесткую модерацию. К сожалению, иногда эта модерация портит малину и не пропускает настоящие хорошие отзывы, потому что они кажутся проплаченными. В госклиниках есть классные врачи. Единственное, что здесь...

– Оборудование и материалы?

– Нет. Я уже говорила, что всегда важнее компетенция врача. Можно слепить зуб из чего попало, и он прослужит 20 лет. Здесь проблема в другом. Очень сложно встретить комфортное отношение и сервис в госклиниках. И это очень усложняет для нас принятие на работу врача оттуда. С одной стороны, его хочется взять, он классный, у него рука набита, у него, вероятно, даже база пациентов своя есть. Но общаться с пациентами он будет так же, как в поликлинике, к сожалению. Это уже профессиональное искажение из-за потока, специфики и контингента. Опыт работы в госклинике полезен молодому специалисту, вчерашнему выпускнику. Но очень важно вовремя уйти, иначе начнутся необратимые процессы в подходе к коммуникации с людьми. Перестроиться могут только единицы.

– Но есть же частая практика, когда врачи совмещают работу в государственной и частной клиниках...

– И у нас есть такие врачи-«совместители». И они великолепные специалисты. Но в вопросах коммуникации с пациентами как раз с ними иногда и возникают нюансы.

– В чем причина такого обращения с пациентами, по вашему мнению?

– Они заложники ситуации. Винить их в этом сложно. У них такой поток огромный, что просто недостаточно времени на сервис.

– А заработная плата? Я слышала мнение, что это всё миф, что бюджетники мало получают, вроде бы неплохо.

– Заработная плата неплохая.

– Вы уже упомянули о планах по расширению. Сколько инвестиций нужно, чтобы открыть хотя бы стоматологический кабинет, если не клинику? Еще более интересно сравнить объем вложений в докризисный 2019 год и сейчас.

– Объем вложений увеличился процентов на 30 точно, а то и больше. И речь идет не только о стоматологическом оснащении, а даже просто об элементарном ремонте.

– А оборудование у вас тоже зарубежное?

– Зарубежное.

– У нас не делают стоматологические кресла?

– Кстати, затрудняюсь ответить. Знаю, что производят мелкое оснащение.

– Если вернуться к началу нашего разговора, что может стать толчком для развития в России потокового производства комплектующих? Может, нужен просто идейный человек, который возьмет и сделает?

– Не знаю. Мне кажется, здесь сработает ситуация, когда не будет других вариантов. Я, может, не права...

– Опять же, если нет заинтересованности, то и вкладываться инвестору нет смысла. Если вы говорите, что доктора пока не доверяют российским производителям, то нет...

– Если так рассуждать, то можно в болотце топтаться долго. Например, в Санкт-Петербурге появилось производство имплантов. Если честно, они полностью скопировали то, что есть на рынке, но сделали это классно. Их испытания на прочность тела импланта превосходят даже Южную Корею, «на которой» мы работаем. Я думаю, что рано или поздно они начнут завоевывать рынок. Уже сейчас многие клиники начали у себя внедрять их имплантационные системы в качестве более бюджетной линейки.

– Какие тенденции в развитии стоматологической отрасли можно наблюдать сейчас?

– Отрасль будет развиваться всегда. За последние 20 лет она сделала огромный скачок – колоссальная разница в качестве оказания услуг, много новых технологий. Будут исследования, будут наши крутые умы предлагать новые и новые решения клинических случаев самых разнообразных степеней сложности. Всё будет классно, у меня нет сомнений. А вот что будет с ценами, это, конечно, вопрос интересный и всё еще завязанный на курсах валют.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0