Воронеж. 13.06.2024. ABIREG.RU – Аналитика – Воронежский губернатор Александр Гусев, каждый раз приезжая в районы региона, говорит: чтобы люди оставались на селе (читай – занимали важные для экономики рабочие места), им в первую очередь нужна стабильная интернет-связь. Это вместе с достойными зарплатой и социальной инфраструктурой позволит жителям отдаленных уголков региона чувствовать себя не в отрыве от цивилизации. Но как на самом деле исполняется поручение губернатора? Изучаем в сравнении с другими черноземными областями.
В каком направлении всё относительно неплохо?
Мы не претендуем на всеобъемлющий анализ совместного (с бизнесом) финансирования строительства оптических каналов связи в малых населенных пунктах Воронежской области в первую очередь из-за того, что чиновники максимально закрыты от публичного обсуждения этой темы. Да, периодически они выступают с отчетами, из которых, впрочем, совершенно не ясно, насколько стабильный интернет на селе. Поэтому построим свой анализ на сравнении тех данных, которые доступны на расстоянии вытянутой руки. Но даже такой подход максимально красноречиво показывает: Воронежская область уступает соседям в главном – в качестве выработки и исполнения управленческих решений в этой теме.
Пример 1. В начале мая Липецкая область удостоилась национальной премии «Умный город» за вклад в цифровизацию региона. Эта новость попала даже в федеральные СМИ. Первым местом в номинации «Умное тепло» отмечен проект «Lean Smart трансформация системы теплоснабжения». Высокого показателя регион достиг именно в таком сегменте, как цифровизация села. Все липецкие населенные пункты региона с численностью населения свыше 250 человек на сегодня обеспечены высокоскоростным интернет-соединением по технологии GPON, то есть посредством оптоволоконного кабеля. Руководство региона рассчитывает к концу следующего года обеспечить аналогичной инфраструктурой уже все населенные пункты, где проживает хотя бы 100 человек. Динамика, которой не может похвастаться Воронежская область, налицо.
Проект цифровизации сельских поселений должен внести решающий вклад в решение проблемы «цифрового неравенства», над которой бьются власти разных уровней уже второе десятилетие. Липецкий губернатор Игорь Артамонов отмечает, что доступ к цифровым сервисам имеют уже более 96% домохозяйств в регионе. Удивительно: благодаря региональной программе субсидирования сельской связи Липецкая область стала единственным регионом России, где во всех населенных пунктах численностью более 250 жителей построены оптоволоконные сети связи вдоль всех улиц. И подключиться к ним может каждый желающий. И тема получит продолжение в 2025 году, вот такой горизонт планирования даже в период СВО. Всего же за 5 лет липецкие власти софинансировали прокладку оптоволокна в села почти на 350 млн рублей. Деньги в масштабах регионального бюджета не самые большие (если есть телеком-партнер), а отдача видна.
Главную цель цифровой трансформации региона Артамонов видит в том, чтобы сделать большинство социально значимых услуг доступными и понятными. Также в числе приоритетов региональной власти – развитие телекоммуникационной инфраструктуры, координация межведомственного взаимодействия, цифровизация городского хозяйства, повышение уличной безопасности, развитие цифрового государственного управления. Да, все эти замыслы еще надо исполнить, но хотя бы на уровне управленческого мышления понятно: это визионерство.
А еще в третьей декаде мая Липецкая область была отмечена на статусной конференции «Цифровая индустрия промышленной России». При этом заместитель губернатора Сергей Курбатов рассказал, что благодаря федеральным проектам, таким как «Устранение цифрового неравенства», в более чем 400 населенных пунктах Липецкой области появилась оптика. Она открыла доступ к современным образовательным платформам, электронным медицинским картам и дистанционным консультациям.
Пример 2. У федеральной власти имеется достаточно точный и объективный инструмент оценки эффективности и результативности конкретных чиновников, ответственных за цифровую трансформацию того или иного региона, – рейтинг РРЦТ (региональных руководителей цифровой трансформации).
В распоряжении «Абирега» оказалась самая свежая версия этого рейтинга, составляемого Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Это сложный интегральный топ на основе порядка 15 показателей. Итак, как же распределяются позиции рейтинга на сегодняшний день? Возглавляет его наш южный сосед – Ростовская область (Москва и Санкт-Петербург не входят в рейтинг). Сразу вслед за ним идет наш западный сосед – Белгородская область. С небольшим отставанием от Белгородчины на седьмом месте в рейтинге закрепился и наш северный сосед – Липецкая область. Листая вниз строчки рейтинга, на 39-м месте мы нашли еще одного соседа – Курскую область. А где же вроде бы самый экономически развитый регион Черноземья – Воронежская область? Увы, мы в нижней половине списка – лишь на 53-м месте рейтинга. Регион с городом-миллионником в качестве областного центра, известным как научный, образовательный, технологический и инновационный центр, может довольствоваться лишь тем, что опережает Тамбовскую (59-е место) и Орловскую (75-е) области.
Несколько обескураживающий факт. Из каких же составляющих сложился такой результат Воронежской области на ниве цифровой трансформации?
Регион набрал 25,81 балла из 46,5 возможных. Степень достижения от максимума таким образом составила чуть более 55,5%. Этот результат можно охарактеризовать в лучшем случае как показатель середняка. И действительно, по многим из 12 пунктов интегрального рейтинга регион набирает один из двух возможных баллов или два из четырех. Есть и позитивные моменты в рейтинге. Например, по таким критериям, как доля электронных медицинских свидетельств о рождении, «цифровая зрелость» и эксплуатация систем межведомственного электронного взаимодействия, наш регион набирает количество баллов, близкое к максимальному.
Отметим, что «цифровая зрелость» – это показатель цифрового развития организации или отрасли, характеризующий уровень ее цифровой трансформации. То есть мы видим, что чиновники в Воронежской области уже как бы «дозрели» до цифровой трансформации, осознают ее необходимость. Однако почему-то не спешат внедрять это в жизнь. Например, «Абирег» не обнаружил закупок региона опять же на то самое проведение оптоволокна в села. При этом на рынке есть крупные игроки, которые готовы софинансировать подобные проекты. То есть фактически разделить с государством капитальные затраты не просто на интернет-связь, а на полноценное и устойчивое развитие экономики (вспоминаем требование губернатора Александра Гусева).
Пример 3. Показателен с точки зрения государственных управленческих подходов. Это пример Белгородской области. Как рассказали «Абирегу» в правительстве региона, там сейчас не реализуются проекты по прокладке оптоволокна в малонаселенные пункты. Причину озвучивать не стали, но она слишком уж сегодня очевидна. Примечательно другое: «Правительство Белгородской области не ограничивает деятельность операторов связи в этом направлении», – сказано в официальном ответе изданию. Иными словами, даже в тяжелейших условиях СВО инициативы телеком-бизнеса на Белгородчине готовы приветствовать.
Пример 4. Еще в 2019 году в Тамбовской области МТС обеспечили порядка 900 объектов в небольших селах оптоволокном. В 2022-м ¬– еще 1,5 тыс. абонентов в тамбовском Столовом получили стабильный доступ в интернет благодаря ШПД. Эта работа в регионе продолжается и 5 лет спустя: буквально на днях оператор сообщил, что провел 20 км линий для 7 тыс. абонентов в Рассказово. То есть на Тамбовщине операторам дают, вероятно, самое ценное сейчас условие: возможность планировать вдолгую. Именно так, кстати, оптоволоконные проекты и окупаются.
В каком направлении всё плохо?
А теперь обратим внимание на критерии, по которым Воронежская область не то что в середняках, а в числе откровенно отстающих. Среди них: введение платформ обратной связи, наличие льготной ипотеки для IT-специалистов, уровень импортонезависимости программного обеспечения, цифровизация услуг посредством визуального конструктора. То есть по пунктам, более близким к населению, всё обстоит плохо.
Воронежская область в вопросе ликвидации «цифрового неравенства», по всей видимости, делает ставку на мобильные сети. Например, регион в настоящий момент реализует совместный с МТС проект развития искусственного интеллекта и «интернета вещей». Оператор до 2025 года инвестирует в телеком-инфраструктуру Воронежской области более 1 млрд рублей. Были и проекты с Теле2, когда в отдаленных селах появлялась мобильная связь. И это, безусловно, нужная работа. Но, опять же, вряд ли она про то, чтобы у жителей сел просто был хороший интернет в домовладениях.
А что говорят сами чиновники?
В рейтинге «умных городов» России, составляемом Минстроем, в 2020 году Воронеж в категории городов-миллионников шел на втором месте, сразу за Москвой. «Индекс IQ» Воронежа на тот момент составлял 63. Это конечно намного меньше, чем у Москвы с ее индексом 103, но больше, чем у Санкт-Петербурга с индексом, равным всего 55, а также Казани, Екатеринбурга, Уфы и остальных российских мегаполисов.
В мае правительство Воронежской области отчиталось о результатах по цифровизации региона. Согласно докладу, доля домашних хозяйств, имеющих доступ в интернет, на данный момент в регионе составляет 89,7%. Впрочем, не уточняется, через какой канал связи имеется доступ. А ведь это может быть и совсем древний ADSL или мобильный интернет... Сознательное ли это умалчивание? Вопрос риторический.
В планах воронежского облправительства – продолжение работы по предоставлению госуслуг в электронном виде, развитие региональной системы управления данными, обеспечение мобильным (!) интернетом малых населенных пунктов. Мы не подвергаем критике качество мобильного интернета игроков, работающих в Воронежской области. Особенно если учесть, что во многих населенных пунктах мобильная связь вообще отсутствует. И рассчитывать на то, что это поможет удержать людей на селе, как минимум странно. Возможно, стоит посмотреть на цифровизацию области более глобально и использовать все возможные варианты.