Акционерное общество «РЖДстрой», ключевой участник инфраструктурных проектов в РФ, опубликовало отчетность за 2024 год. Финансовые результаты демонстрируют углубление кризиса: чистый убыток вырос на 67% (до -2,92 млрд рублей), а кредиторская задолженность приблизилась к 92,3 млрд рублей. На этом фоне компания нарастила краткосрочные займы до 1,5 млрд рублей, что в условиях высокой ключевой ставки ЦБ создает риски для устойчивости бизнеса.
Ключевые финансовые показатели: пять тревожных сигналов
1. Снижение выручки на 11% – до 174,8 млрд рублей в 2024 г. (196,6 млрд рублей в 2023 г.). Основная причина – сокращение госзаказов в сегменте транспортного строительства.
2. Рост чистого убытка до 2,92 млрд рублей против 1,75 млрд рублей годом ранее. Убыток от продаж составил 187 млн рублей, а процентные расходы достигли 1,8 млрд рублей.
3. Кредиторская задолженность в 92,3 млрд рублей (84% – долги перед поставщиками). Это почти сопоставимо с годовым оборотом компании.
4. Дебиторская задолженность – 61,4 млрд рублей, из которых 55,6 млрд рублей – неоплаченные счета клиентов. Это указывает на проблемы с платежной дисциплиной контрагентов.
5. Денежные средства выросли до 3,3 млрд рублей, но 73% этой суммы (2,4 млрд рублей) – краткосрочные эквиваленты, что ограничивает операционную гибкость.
Структура баланса компании характеризуется критическим уровнем заемного финансирования: краткосрочные обязательства составляют 91,4% всех пассивов, долгосрочные – только 8,6%. За год краткосрочные заемные средства выросли в 167 раз – с 9 млн до 1,5 млрд рублей. При этом коэффициент текущей ликвидности продолжает снижаться и не дотягивает даже до минимального отраслевого стандарта.
Эксперты отмечают, что «РЖДстрой» не располагает достаточным объемом высоколиквидных активов для погашения срочных обязательств: нехватка денежных средств и эквивалентов по отношению к краткосрочным долгам составляет почти 89 млрд рублей. «У компании нет подушки безопасности – все денежные поступления тут же уходят на обслуживание долгов и текущие платежи», – сообщил «Абирегу» финансовый аналитик, знакомый с ситуацией.
Налоговая политика: снижение базы и перенос убытков
В 2024 году компания не платила текущий налог на прибыль, а основной налоговый эффект обеспечен за счет увеличения отложенных налоговых активов (421 млн рублей). В 2023 году «РЖДстрой» даже получил возмещение по налогу на прибыль (312 млн рублей), что отражает устойчивое формирование убытков и перенос их на будущие периоды. В отчетности впервые появилась отдельная строка по доначислению налога на сверхприбыль (8,4 млн рублей), что может свидетельствовать о повышенном внимании со стороны налоговых органов.
Соответствие налоговой нагрузки финансовым результатам:
Налоговые выплаты полностью коррелируют с убытками: компания не формирует прибыль, а значит, не платит налог на прибыль. Однако возможности дальнейшей налоговой оптимизации практически исчерпаны – отложенные налоговые активы растут, но база для их применения сокращается.
Риски и перспективы: угроза банкротства и зависимость от госзаказа
Собственный капитал компании отрицателен уже третий год подряд, что не соответствует требованиям законодательства (если чистые активы меньше уставного капитала более двух лет, общество обязано принять решение о снижении уставного капитала или ликвидации). Коэффициенты ликвидности, автономии и обеспеченности оборотными средствами значительно ниже нормативных значений, а долговая нагрузка остается высокой на фоне роста стоимости кредитов в России.
Аналитики выделяют два сценария для «РЖДстрой»:
1. Реструктуризация долгов при поддержке акционеров (доля государства в уставном капитале – 41%).
2. Сокращение издержек через оптимизацию запасов (9,8 млрд рублей) и взыскание дебиторской задолженности.
«Текущая стратегия компании напоминает попытку тушить пожар кредитными деньгами, – комментирует финансовый аналитик, пожелавший остаться анонимным. – Без господдержки или радикального сокращения затрат шансы на восстановление платежеспособности минимальны».
Для топ-менеджеров и чиновников, курирующих инфраструктурные проекты, отчетность «РЖДстрой» служит индикатором системных проблем в отрасли. Рост долговой нагрузки при высокой ключевой ставке может привести к цепной реакции среди подрядчиков государственных заказов.
Справка. Общество зарегистрировано в 2006 году в Москве. Уставный капитал – 14,1 млрд рублей. Генеральным директором является Сергей Соловьев. Компания является заказчиком в госзакупках на 1,2 трлн рубле и исполнителем в контрактах на 77,9 млрд рублей.