22 декабря 2024, 20:11
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Руководитель департамента экономразвития Воронежской области Максим Янцов: «Региону необходимо максимальное количество положительных примеров реализации проектов иностранных инвесторов»

27.07.2010 15:50
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - Одним из последствий бушевавшего кризиса стало еще более осторожное и неспешное развитее инвестиционной деятельности как российских, так и зарубежных компаний. Одни проекты так и остаются обещаниями на бумаге, другие многократно подвергаются корректировке, и лишь немногие компании готовы на масштабную экспансию в регионы.

Воронеж. 27.07.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Одним из последствий бушевавшего кризиса стало еще более осторожное и неспешное развитее инвестиционной деятельности как российских, так и зарубежных компаний. Одни проекты так и остаются обещаниями на бумаге, другие многократно подвергаются корректировке, и лишь немногие компании готовы на масштабную экспансию в регионы. Изменилось ли отношение инвесторов к Воронежской области за последнее время, развитие каких сфер региональной экономики сейчас в приоритете у областных властей и как реанимируются пострадавшие во время разгула кризисной стихии крупные компании региона, рассказал в эксклюзивном интервью «Абирегу» руководитель департамента экономразвития Воронежской области Максим Янцов.

«У нас нет жесткой привязки к одной отрасли экономики»

- Инвесторы какого направления экономики находятся сейчас в приоритете у правительства области и почему?

- В первую очередь мы настроены на привлечение в область тех инвесторов, которые уже имеют успешный опыт реализации проектов. Это делается для того, чтобы те планы, которые заявляются компаниями в регионе, не оставались только на бумаге, а трансформировались в реальные производства. Во-вторых, мы ориентируемся на тех инвесторов, которые способны привлечь в область новые технологии, ведь одна из основных проблем Воронежской области сегодня – низкая производительность труда, обусловленная устаревшим парком оборудования промышленных предприятий. При этом у правительства нет жесткой привязки к той или иной отрасли экономики: мы готовы рассматривать проекты машиностроительного комплекса, АПК, пищепрома, - главное, чтобы организуемые производства могли дать реальные рабочие места с одной стороны, и увеличить ВРП - с другой.

Нам сегодня интересны и проекты транспортно-логистического коплекса, в развитии которого мы видим хорошие перспективы. Это объясняется расположением на территории региона крупных узловых развязок: железнодорожные станции Воронеж, Лиски, трасса М4 «Дон», трасса Москва - Астрахань, Лискинский порт, а также международный аэропорт. В целом с начала 2010 года в сфере промышленного производства заключены договоры о реализации инвестпроектов с ООО «Сименс Трансформаторы», ООО «Армакс Групп», ОАО «Завод ЖБК», в сфере переработки сельхозпродукции – с ООО «ГМЗ «Лискинский» по запуску технологической линии по производству сыра «Чеддер».

- Окажет ли областное правительство содействие реализации проекта ООО «Сименс высоковольтные аппараты»?

- В настоящее время компанией Siemens заявлено в области два инвестпроекта: строительство завода по производству силовых трансформаторов в Масловской зоне, а также создание производства промышленных выключателей, которое компания планирует разместить на площадях воронежского алюминиевого завода. Соответствующий договор аренды инвестор заключил в мае этого года. Ввод в эксплуатацию основного производства компания планирует осуществить до конца 2010 года. При этом руководителям исполнительных органов госвласти и местных подразделений федеральных структур рекомендовано обеспечить в максимально сжатые сроки рассмотрение вопросов о согласовании документации для начала работы предприятия. К тому же сейчас готовятся документы для вынесения вопроса о предоставлении проекту господдержки на экспертный совет облправительства.

Стоит отметить, что поддержка обоим предприятиям со стороны областных властей будет осуществляться по нескольким причинам. Во-первых, это те самые новые технологии, которые компания может привлечь в регион. Во-вторых, Siemens – это всемирно известный бренд. Не секрет, что иностранные инвесторы, оценивая возможность прихода в регион, ориентируются на опыт своих предшественников: положительный либо отрицательный. В Воронежской области до последнего времени работа с иностранными инвесторами складывалась не особенно удачно: это в свое время «приход», а потом «уход» компании Phillips (так и не реализованный проект по производству кинескопов. – Абирег) и еще ряд подобных примеров. Поэтому региону сейчас необходимо максимальное количество положительных примеров реализации проектов иностранных инвесторов для того, чтобы западные компании поняли, что Воронежская область является наилучшим местом для размещения своих производств.

«Менеджмент Семилукского огнеупорного завода должен определиться со сбытовой политикой»

- Как правительство выводит из кризиса Семилукский огнеупорный завод?

- Первоочередная задача области по решению проблем этого предприятия состояла в следующем: предотвратить остановку предприятия и не допустить его банкротства, которые активно маячили на горизонте. В результате предприятие было приобретено в собственность области. По топ-менеджменту были приняты определенные кадровые решения, на сегодняшний день область проводит оптимизацию финансово-хозяйственных отношений с контрагентами.

Для возобновления производства предприятию была предоставлена государственная и областная гарантия на сумму в 100 млн рублей для привлечения кредита Сбербанка. В результате объем производства продукции завода в мае 2010 года составил 77,4 млн рублей, за период с января по май – 358,95 млн рублей. Темп роста к аналогичному периоду прошлого года составил 277,9%. Численность работников удалось сохранить на уровне 1750 человек. По итогам работы завода в мае впервые с момента приобретения предприятия в собственность области получена прибыль в 3,5 млн. рублей. Но за период январь-май 2010 года предприятие пока остается в убытке (17,57 млн рублей). При этом в ближайшее время планируется реализовать ряд инвестпроектов, направленных на модернизацию производства и экономию ресурсов, что по нашим расчетам позволит предприятию выйти на уровень безубыточности.

- Сейчас в арбитраже идет разбирательство «Нижноватомэнергосбыта» с огнеупорным заводом по задолженности последнего с ноября 2009 года по апрель 2010 года почти в 47 млн рублей. Скажите, как, в целом решаются подобные проблемы «Семилукского»?

- Правительство - собственник завода, и естественно, что оно будет предпринимать шаги, чтобы эта собственность не была утеряна и предприятие не было обанкрочено. В то же время руководитель любого департамента не в состоянии вникнуть в проблемы предприятия настолько, чтобы принимать конкретные управленческие решения. На это есть топ-менеджмент. Однако, чтобы решить вопросы по возникающим требованиям, нужно, во-первых, конкретизировать эти самые требования, их конкретную величину. Во-вторых, решается вопрос обоснованности предъявленных претензий. И уже после признания их, скажем так, обоснованными, определяются источники, за счет которых эти требования возможно будет удовлетворить. Основным источником, естественно, должна быть производственная деятельность завода. То есть менеджмент компании для этого должен определиться со своей сбытовой политикой, а также сокращением издержек. А по долгу с «Нижноватомэнергосбытом», скорее всего, будет заключено мировое соглашение, ведь уже в мае и июне завод смог погасить часть ранее накопленной задолженности.

«Проблемы с площадкой для завода John Deere в Воронежской области нет»

- В какой стадии находится сотрудничество с John Deere и CLAAS по их проектам в регионе?

- И с той, и с другой компанией в настоящее время ведутся переговоры. В ходе работы с CLAAS компании было предложено разместиться в индустриальном парке «Масловский». Со стороны инвестора и сама идея, и месторасположение площадки получили высокую оценку. В настоящее время компания рассматривает возможность размещения здесь производства. Но окончательного решения на сегодняшний момент еще не принято.

- Ранее сообщалось, что CLAAS выставлял одним из условий своего прихода в область предоставление со стороны регионального правительства гарантий по сбыту их продукции. Этот вопрос был как-то решен?

- CLAAS – это частная компания, производящая сельскохозяйственную технику. Продукция ее также ориентирована на частные компании - агропромышленные холдинги, крестьянско-фермерские хозяйства и другие. Поэтому требовать от властных структур гарантий сбыта своей продукции в этом случае неправильно. В конце концов, у компании есть службы маркетинга и сбыта. В то же время областное правительство со своей стороны может содействовать сбыту. Так, существует возможность субсидирования процентных ставок на приобретение той или иной техники. Приоритет в этом плане отдается тем компаниям, которые производят агрегаты на территории России. В случае если CLAAS разместит в области свое производство, то компания как раз и может стать тем самым «производителем на территории России». Это, однако, возможно только при достаточном уровне локализации производства на этой территории. То есть при условии, что определенная часть комплектующих также будет российского производства.

- А на какой стадии находятся переговоры с John Deere? В СМИ распространялась информация о том, что правительство не смогло найти площадку компании для размещения производства.

- С площадками для размещения производства этой компании в области проблем нет. Тот же индустриальный парк «Масловский» позволяет разместить как предприятие CLAAS , так и John Deere. Последняя из компаний на сегодняшний день набирает информацию для возможного принятия решения об инвестировании в область своих средств. Здесь важно понимать, что когда ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, то решение о размещении производства принимается не сиюминутно, а после соответствующей проработки, когда компания полностью оценит реальные возможности сбыта своей продукции на территории региона, загруженность своих существующих мощностей и в целом перспективу рынка. Когда все это будет проанализировано, тогда компания и сделает свой выбор. Именно в стадии оценки перспективы Воронежской области как потенциальной площадки для размещения своего производства и находится John Deere.

- Геннадий Бобрицкий (совладелец и гендиректор крупнейшего российского производителя мяса ЗАО «Приосколье», Белгородская область) заявлял СМИ, что рассматривается возможность строительства в области свинокомплекса с объемом инвестиций в 7 млрд рублей. Однако ключевым условием бизнесмен назвал 100%-е субсидирование процентной ставки по кредиту для данного проекта со стороны федерального и регионального бюджетов. Как правительство относится к подобным условиям, выдвигаемым бизнесменами?

- Это совершенно нормальная ситуация, когда инвесторы пытаются снизить собственные издержки за счет компенсации из тех или иных бюджетов. Поэтому тот же Геннадий Бобрицкий имеет полное право заявить о своих проектах в области. Однако любой проект, если он претендует на меры господдержки, должен соответствовать определенному перечню критериев: отвечать приоритетам развития Воронежской области, обеспечить создание новых рабочих мест и определенный экономический эффект области. Существует межведомственная комиссия по размещению производительных сил, которая дает оценку проекту. Чтобы не получилось, что в центре города, например, будет построен нефтеперегонный завод. После межведомственной комиссии, если никаких претензий в плане размещения производства нет, проект рассматривается экспертным советом, возглавляемым губернатором области Алексеем Гордеевым, который и решает, признавать этот проект особо значимым или не признавать. Если он признается таковым, то обсуждаются уже меры господдержки, которые могут быть предоставлены этому проекту. Потом уже выносится на одобрение облдумы. Поэтому нельзя сейчас точно сказать, сможем мы предоставить меры господдержки проекту Геннадия Бобрицкого или нет. Сначала его планы должен рассмотреть экспертный совет.

«Область может способствовать реализации продукции стоящегося завода Knorr-Bremse»

- Участвуют ли региональные власти в проекте «Вагонреммаша» и Knorr-Bremse по созданию совместного предприятия по производству тормозных систем?

-Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев 6 июля провел рабочую встречу с гендиректором «Вагонреммаша» Валерием Николаевым и членом совета директоров Knorr-Bremse Вольфгангом Шпоссером, на которой инициаторы проекта заявили, что цех немецкой компании, созданный на базе воронежского предприятия, может заработать уже в сентябре 2010 года. На сегодня Knorr-Bremse уже закупила необходимое производственное оборудование, и вскоре начнутся его поставки в Воронеж. По прогнозу Вольфганга Шпоссера, объемы производства на предприятии могут составить 200-300 млн евро в год. Региональные власти со своей стороны всячески поддерживают этот проект, так как его реализация может содействовать привлечению в область новых технологий, а также создаст дополнительные рабочие места. Проект «Вагонреммаша» и Knorr-Bremse – это как раз тот случай, когда область может способствовать реализации продукции, так как потребителями ее являются железнодорожные компании. В частности, губернатор планирует встретиться с руководством ОАО РЖД, чтобы обсудить возможность поставок продукции для компании со стороны «Вагонреммаша».

- Ранее в компании заявляли, что реализация их совместного проекта будет проходить в три этапа: на первом планировалось сдать в аренду часть помещений на «Вагонреммаше», второй этап предполагал открытие совместного предприятия двух компаний, на третьем, как анонсировалось, предприятиями будет возведен новый завод. В силе ли планы компаний относительно третьего этапа и известны ли какие-либо параметры предполагаемого завода?

- Основная причина того, что проекты реализуются поэтапно, - это возможность после окончания каждой стадии проанализировать ее итоги. В зависимости от успешности реализации этого этапа, компания принимает решение о целесообразности следующей стадии. В настоящее время воронежская и немецкая компании реализуют второй из планируемых этапов. В зависимости от его успешности или неуспешности и будет принято принципиальное решение о строительстве нового завода. Только после этого определятся конкретные параметры проекта.

- Будет ли в текущем году пополнен список предприятий, которым будут предоставлены госгарантии Воронежской области?

- За два прошедших года гарантии предоставлены ОАО «Евдаковский масложировой комбинат» для привлечения кредита в 570 млн рублей на модернизацию производства, «Семилукскому огнеупорному заводу» и МКП «Воронежтеплосеть» в объеме 1,2 млрд рублей для решения проблемы взаимных неплатежей в системе ЖКХ города. Стоит отметить, что гарантии могут быть предоставлены далеко не всем организациям. Так, компания, которая подала соответствующую заявку, должна обладать активами на сумму этой гарантии, не иметь задолженности по налогам и иным платежам в бюджет, а также соответствовать приоритетам развития области. Также предприятию предстоит пройти ряд процедур – анализ финансового состояния, в рамках которого выносится предварительное заключение, рассмотрение вопроса экспертным советом и утверждение облдумой. На сегодняшний день, кстати, заявок от компаний на предоставление госгарантий у меня пока нет.

«Масловская зона станет оформленным, а не объявленным проектом к концу 2010 года»

- Как решается вопрос по использованию земель «Декоративных культур» под создание Масловской зоны опережающего развития?

- На сегодняшний день на предприятии введено конкурсное производство. После его завершения и определения нового собственника с ним будет решаться вопрос о включении земельного участка площадью 500 га в границы индустриального парка.

- Обеспечивает ли Масловская зона тот поток инвестиций, который от нее ожидали?

- Интерес к площадке со стороны инвесторов есть, но в связи с финансовым кризисом компании стали аккуратнее во вложениях и готовы рассматривать возможность размещения производств в Масловской зоне только при наличии на территории всех необходимых коммуникаций. В настоящее время основная задача правительства – привести участок земли в состояние индустриального парка, то есть создать всю необходимую инфраструктуру. Это делается за счет средств облбюджета и федерального инвестфонда. Так, первый транш в 178 млн рублей поступил только в конце прошлого года. Сейчас строятся очистные сооружения, которые планируется ввести в эксплуатацию к концу года. Тогда же должна быть построена железная дорога и протянут газопровод. По завершении этих мероприятий Масловская зона станет уже оформленным проектом, а не объявленным. И только тогда можно переходить к конкретным переговорам с инвесторами.

Ни ОЭЗ, ни индустриальный парк за полгода не делаются. К примеру, ОЭЗ ППТ «Липецк», имеющая государственный статус, создавалась в 2005 году в условиях «инвестиционного бума». При этом активно инвесторы туда приходят только сейчас, по прошествии пяти лет. Поэтому ожидать от Масловской зоны толпы инвесторов по истечении лишь девяти месяцев с начала ее создания не имеет смысла. И тот факт, что на сегодняшний день в индустриальном парке есть уже два якорных инвестора (Siemens и Armax Group), – большая удача.

«Город должен получить средства от инвесторов за передачу им в аренду МУПов»

- Предпринимает ли областное правительство какие-то шаги по привлечению инвестиций в проблемные МУПы областного центра?

- В настоящее время региональные власти активно занимаются самым проблемным МУПами– «Водоканал Воронежа» и «Воронежводоканал». Основная цель – это вывод предприятий из процедуры банкротства, их объединение и привлечение туда эффективного инвестора. При этом прекращение процедуры банкротства МУПов возможно только после погашения требований кредиторов. Под гарантии областных и городских властей «Воронежтеплосети» был выдан кредит в 1,1 млрд рублей для расчета по долгам с «Водоканалом». МУПы уже рассчитались со своими кредиторами и до конца июля должны выйти из процедуры банкротства. Соответственно, после завершения процедуры «Водоканалы» должны быть объединены в один МУП. Тогда уже объединенное предприятие, выведенное из процедуры банкротства с оформленным имуществом и урегулированными отношениями с кредиторами, будет готово для привлечения инвестиций. Ведь ни один нормальный инвестор не заинтересуется МУПом, если он на протяжении нескольких лет находится в банкротстве и его имущество не оформлено соответствующим образом.

- Однако известно, что за пределами реестра требований кредиторов у «Водоканала» имеется еще и задолженность перед налоговыми органами в размере почти 700 млн рублей, которая сразу после выхода предприятия из банкротства может «упасть» на него. Как будет решаться эта проблема?

- Для решения проблемы будет инициировано обращение к Федеральной налоговой службе о реструктуризации долга, Налоговый кодекс это позволяет.

- А «Воронежтеплосеть» за счет каких средств расплатится с кредитом?

- Проценты по этому кредиту будут выплачиваться из городского бюджета. Это утверждено решением гордумы. Погашение же самого кредита предполагается за счет доходов, которые получит город при привлечении средств инвестора на «Водоканал».

- То есть, помимо вкладываемых средств в «Водоканал», будущий инвестор должен будет выделить более 1 млрд рублей «Воронежтеплосети»?

- Собственником имущества «Водоканала» является город. Поэтому владелец должен получить определенные средства от передачи МУПа в пользование инвестору. Кредит для «Воронежтеплосети» привлекался для решения проблемы «Водоканалов». Городские власти в связи с этим по договоренности с инвестором могут направить сумму как раз на погашение этой задолженности.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0