Уполномоченный по защите прав предпринимателей Белгородской области Владислав Епанчинцев поделился данными за последние пять месяцев и назвал интересный, но не очевидный тренд.
Что можно сказать о налогах в Белгородской области? У меня на руках имеются данные по первым пяти месяцам 2025 года, по ним и попробуем сделать небольшой обзор. В первую очередь в глаза бросается падение НДС: минус 3,3 % к аналогичному периоду 2024 года. Несмотря на то, что этот налог не поступает напрямую в бюджет субъекта РФ (в нашем случае – Белгородской области), он также является маркером состояния крупного бизнеса. Впрочем, не стоит волноваться – падение несущественное, и оно может быть связано с возмещением НДС за прошлые периоды. Для уверенного анализа нужно дождаться статистических данных за более продолжительный период.
А вот большая часть налога на прибыль идет непосредственно в бюджет субъекта, и здесь мы видим довольно неприятное падение – минус 27,2%. Основная причина проста: в Белгородской области (как и еще в 15 субъектах РФ) существенно упали поступления от сырьевых отраслей экономики, в нашем случае от металлургии. Если проводить аналогию с бизнесом, то это очень похоже на «ловушку ключевого клиента». Это когда у компании есть один-три ключевых клиента, которые хорошо платят, но от которых в прямом смысле зависит жизнь компании: потеря ключевого клиента может буквально отправить организацию на дно.
Хорошо это или плохо в контексте Белгородской области? Очень здорово, что такие крупные налогоплательщики есть (не каждому региону так повезло), но вопрос диверсификации источников поступления налога на прибыль – это очевидная и очень амбициозная задача для местного министерства экономического развития. Конечно, мы не кладем все яйца в одну корзину – у нас мощнейшее сельское хозяйство и строительство, но работу в этом направлении нужно продолжать. То же формирование сельскохозяйственного кластера заняло у предыдущих поколений управленцев минимум десяток лет, и планировать тут тоже надо в долгую.
Но есть и еще один интересный тренд, который в общем вале налоговых поступлений не так уж и заметен. Страховые взносы (то есть зарплаты) в области выросли в среднем на 19,6%. Лидеры роста – сельское хозяйство (5,23 -> 6,7 млрд, +27,9%), обрабатывающие производства (7,72 -> 8,98 млрд, +16,3%) и, внезапно, здравоохранение (2,52 –> 3,2 млрд, +26,8%). Остальные отрасли выросли не так сильно, но падения нет нигде, и рост идет с опережением инфляции, пусть и небольшим. О чем это говорит? О продолжающемся росте затрат бизнеса на фонд оплаты труда. Для людей, у которых растут реальные зарплаты, это, безусловно, хорошо, но если тенденция продолжится, то общая прибыльность (и, следовательно, выживаемость) бизнеса будет страдать. Или же бизнес продолжит поднимать цены, что будет разгонять инфляцию, что вынудит снова поднимать зарплаты. Найдем ли мы точку равновесия – покажет второе полугодие, а пока наблюдаем за тем, как снижение ключевой ставки (явно не последнее в этом году) повлияет на деловую активность и инфляцию.
Интересна также статистика по предпринимателям, которые платят НДС на УСН. Вопреки громким заявлениям некоторых блоггеров в стиле «Государство опять душит бизнес», доля субъектов МСП, которые платят НДС, очень невелика: менее 1,5% (916 из 61 615 по состоянию на 10.06.2025). При этом заплатили они за первый квартал чуть более 800 миллионов рублей (в среднем по 873 тысячи рублей). В основном это представители торговли, строительства и обрабатывающих производств – и вряд ли эти траты могли существенно повлиять на состояние бизнеса. Скорее они повлияли на стоимость товаров и услуг, добавив свою толику в общий разгон инфляции.
Если уйти от проблем крупного и среднего бизнеса к совсем маленьким, то видна еще одна тенденция: растет число самозанятых. Если на начало года в Белгородской области было 84 924 самозанятых, то к 1 июня их было уже 94 761. Механизм работает, и все больше предпринимателей, которые раньше трудились вне правового поля, начинают платить налоги Налогов с них собирается не очень много, но тут, как мне кажется, важен сам слом парадигмы мышления.
А вот интересный налоговый режим АвтоУСН пока не приживается в Белгородской области – 79 ИП и 9 юридических лиц было зарегистрировано по состоянию на 1 апреля 2024 года. Между тем, я советую предпринимателям присмотреться к этому налоговому режиму. Да, УНФС будет видеть все наши транзакции и рассчитывать налоги. Но она их и так видит, зато можно сэкономить на услугах бухгалтера.
Подводя итог, могу сказать, что на основании первого полугодия 2025 года преждевременно делать какие-то далеко идущие выводы. Скорее, как бывает в хороших литературных произведениях, самое интересное ждет нас впереди – и будем надеяться на интересное со знаком плюс. А пока бизнес продолжает свою работу и ждет лучших времен.