Замедление темпов падения рынка незначительно: в первом квартале сокращение достигло 32,8%, а за январь–май — 32,9%.
Сокращение поставок затронуло практически всю номенклатуру машин. Так, за шесть месяцев поставки зерноуборочных комбайнов упали на 59,2% (до 842 шт.), кормоуборочных — на 39% (119 шт.), тракторов — на 36,4% (1,374 шт.). Реализация зерноочистительных машин снизилась на 33,8%, борон — на 22,5%, опрыскивателей — на 16,9%, культиваторов — на 10,5%, косилок — на 8%, жаток — на 7,8%, пресс-подборщиков — на 7,4%, сеялок — на 3,5%. Исключением стали повысившиеся продажи машин для внесения удобрений (на 54,2%) и плугов (на 9,5%).
По оценке «Росспецмаша», антикризисные меры — новые программы льготного лизинга, снижение ставок по кредитам и дополнительное финансирование «Росагролизинга» — внесли позитивный вклад в смягчение ситуации, однако серьезные проблемы сохраняются. В их числе — высокая ключевая ставка ЦБ, низкая доходность аграрного бизнеса, а также недостаточное финансирование «Программы 1432», субсидирующей скидки на технику для аграриев. По мнению ассоциации, эти недостатки лишают хозяйства возможности приобрести технику даже на льготных условиях.
Среди инициатив поддержки «Росспецмаш» предлагает предусмотреть ежегодный объем финансирования «Программы 1432» на уровне 10% от объема внутренних отгрузок, а также увеличить размер скидки на самоходную сельхозтехнику (сейчас 10–15% в зависимости от региона), чтобы снизить нагрузку на аграриев. В то же время в отраслевом объединении признают, что даже при реализации предложенных мер возврата к докризисным темпам обновления техники в этом году ожидать не стоит.
В конце июля участники заседания подкомиссии по устойчивости финансового сектора под руководством Александра Новака пришли к выводу, что дополнительных мер поддержки производства и продаж сельхозтехники пока не требуется. Однако, как отметил Новак, ситуация в отрасли будет находиться под постоянным мониторингом профильных ведомств, чтобы оперативно реагировать на изменения рынка.