Именно там обосновался яхт-клуб «Акватория», который, как теперь становится понятно, был построен «на костях». В предыдущих частях мы писали, что пару десятилетий назад на месте парковки для яхт олигархов скромно трудилось МУП «Инженерные сооружения». Оно следило за чистотой Воронежского моря, сохранением экосистемы, использованием водных ресурсов по назначению, но потом неожиданно обанкротилось, что для муниципального предприятия само по себе странно.
К банкротству имели отношение воронежские бизнесмены – отец и сын Борисовы. Сейчас активы «Инженерных сооружений» находятся во временном пользовании «Акватории». Прототипом скандального яхт-клуба стала компания «Транс Моби», которое в 2023 году обанкротилось и потеряло имущество. В действиях компании увидели признаки рейдерства и преднамеренного банкротства.
Оно, кстати, произошло после страшной смерти партнера Валерия Борисова Виталия Дьячкова – уже не первой «жертвы» схематозников. Его якобы растерзала акула при глубоководном погружении в Египте. Многие усомнились, что опытный ныряльщик так нелепо нарушил правила – тем более, погружался он в компании земляков, а они не смогли ему помочь. Интересно, что имущество покойного Дьячкова не досталось его семье, а загадочным образом перешло структурам Борисова.
После смерти Виталия Дьячкова ООО «Транс Моби» не досталось наследникам партнера Валерия Борисова. Конкурсное производство открыли летом 2023 года. Изначально в деле участвовал неподкупный временный управляющий Сергей Журихин, который нашел в этом процессе не только признаки преднамеренного банкротства, но и основания для уголовного преследования.
«Руководством должника совершались сделки и действия, не соответствующие существовавшим на момент их совершения рыночным условиям и обычаям делового оборота, причинившие должнику крупный ущерб, которые стали причиной возникновения и значительного увеличения неплатежеспособности должника», – отмечено в ходатайстве арбитражного управляющего.
Одним из краеугольных камней дела стали претензии к «Транс Моби» со стороны ряда кредиторов, в том числе ООО «Серафим», «Стандарт-Ойл» и «Терция». Все они заявили о наличии значительных задолженностей, подкрепленных договорами купли-продажи векселей и оборудованием. Основной кредиторский спор касался купли-продажи векселей ПАО «Сбербанк России», по которым должник не произвел оплаты на общую сумму более 70 миллионов рублей. Господин Журихин внес существенные возражения, утверждая отсутствие у должника подтверждающих документов и финансовых вложений, соответствующих заявленным суммам. По его мнению, договоры с «Серафимом» могли быть мнимыми сделками, направленными на создание искусственной кредиторской задолженности для контроля процесса банкротства.
Дополнительно Сергей Журихин обжаловал требования «Стандарт-Ойл» относительно неоплаченного оборудования, утверждая, что по инвентаризационной описи у должника отсутствовали соответствующие топливозаправочные колонки, а документы, подтверждающие их реализацию или списание, не были предоставлены. Это вызвало сомнения в наличии и исполнении договоров поставки.
История с «Терцией» повторилась: многочисленные договоры купли-продажи векселей, сумма требований по которым превышала 39 миллионов рублей, также оспаривались временным управляющим. Основным аргументом, помимо отсутствия бухгалтерского отражения, стало отсутствие подтверждающих документов по передаче и предъявлению векселей к оплате. В 2022 году управляющий отправил запросы в Сбербанк в надежде получить копии и сведения, но ответа так и не последовало.
Примечательно, что управляющий выявил признаки преднамеренного банкротства, отметив, что руководство компании совершало сделки, не отвечающие рыночным условиям и наносящие ущерб компании на сумму более 20 миллионов рублей. В число подозрительных вошли сделка по отчуждению здания площадью 637,7 кв. м на набережной Массалитинова, д. 1, сделка по отчуждению права аренды на земельный участок площадью 8387+/-32 кв. м по тому же адресу и сделка, повлекшая прекращение права собственности на объект незавершенного строительства в Грибановском районе.
«Указанные сделки совершены в течение одного года до принятия заявления о признании должника банкротом [...] безвозмездно, поскольку из анализа финансовых операций должника (ООО «Транс Моби») не установлено, что от настоящего собственника ООО Яхт-клуб «Акватория» поступали денежные средства в пользу должника», – отметил Сергей Журихин в заявлении о принятии обеспечительных мер в арбитражный суд Воронежской области.
Иными словами, в процессе банкротства было установлено, что у компании отсутствуют зарегистрированные транспортные средства и маломерные суда, ранее принадлежавшие ей, и что права на земельные участки были переоформлены на сторонние организации, а денежные средства от этих сделок не поступали на счета должника. Запросы в государственные органы не выявили активов, которые могли бы покрыть кредиторские требования.
Оснований не доверять господину Журихину не имеется – он был связан с бывшим воронежским вице-губернатором Виталием Шабалатовым и имел хорошую репутацию. А вот после того как он ушел с должности, активы «Транс Моби» начали безвозмездно уходить компаниям, аффилированным с Валерием Борисовым. Именно об этом свидетельствуют судебные документы. В частности, средств за здание яхт-клуба «Акватория» так и не смогли найти, несмотря на его отчуждение.
Хотя дело «Транс Моби» показало типичные признаки преднамеренного банкротного процесса со множеством споров о достоверности кредиторских требований и подозрений в намеренном ухудшении финансового состояния, это не помешало Валерию Борисову по своему усмотрению распорядиться полученными активами, а его семейному бизнесу – продолжить наживаться на схематозах, ведь почившие партнеры и ушедшие с должности эксперты уже ничего не могут ему возразить.
В следующей части «Абирег» попробует разобраться почему МИЗО во главе с Ольгой Провоторовой и Администрация Воронежа Сергея Петрина сдались под натиском структур Валерия Борисова и изменили статус земель с производственной базы на земли рекреации.