Документ разработан при участии Национальной ассоциации инфраструктуры компаний (НАИК) и согласован в середине августа, сообщает РБК. Он будет реализован в 2025–2026 годах и затронет вопросы ценообразования, финансирования контрактов, а также их казначейского и банковского сопровождения.
Среди ключевых мер — возможность компенсации затрат подрядчиков на оплату процентов по займам при ускоренном исполнении контрактов, предоставление субсидий банкам, выдающим кредиты строителям по льготным ставкам, а также ежемесячные выплаты уполномоченным банкам в рамках субсидиарной поддержки.
План также предусматривает пересмотр порядка расчета сметной стоимости строительства: корректировку норм сметной прибыли, учет дополнительных расходов при возведении инфраструктурных объектов и актуализацию показателей заработной платы для рабочих первого разряда. Как отмечают эксперты, именно отсутствие актуального норматива оплаты труда приводит к недооценке реальной себестоимости строительства на уровне до 19%.
Необходимость вмешательства власти напрямую связана с финансовым состоянием отрасли. По данным Минэкономразвития, почти половина системообразующих компаний инфраструктурного строительства уже находятся в предбанкротном состоянии, еще треть — в зоне высокого риска. Участники рынка предупреждали: при сохранении текущих условий возможны массовые банкротства подрядчиков и сокращения персонала.
Главным вызовом бизнес называет высокую ключевую ставку (18%) и связанную с этим дороговизну заемных средств. Удорожание кредитов приводит к кассовым разрывам и снижению рентабельности инфраструктурных контрактов. По мнению игроков рынка, утвержденная «дорожная карта» должна снизить финансовое давление на подрядчиков и приблизить сметную стоимость проектов к рыночным условиям.