Воронеж. 03.08.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Одной из характерных особенностей воронежской политической и управленческой элиты является то, что подавляющее большинство высших региональных чиновников по рождению и по ментальности были и остаются сельчанами. В сочетании с закрытостью, замкнутостью воронежской элиты как системы, отторгающей «чужаков», это обстоятельство существенно отличает нашу область от других регионов страны и во многом определяет то положение, в котором она сегодня находится.
Роль элиты в процессах развития
Термин элитный или элитарный означает «избранный, качественный, превосходный». Элита тоже означает «слой избранных, лучших людей». Но, наряду с термином элита, используются термины псевдоэлита, лжеэлита, элита в кавычках, что подразумевает неэффективную, как правило, коррумпированную элиту.
Особенностью элиты ЦЧР, а также российской элиты в целом является очень короткий исторический срок ее формирования – всего два-три поколения. Причем на базе человеческого капитала низкого качества. Прежняя, качественная российская элита из интеллигентов, интеллектуалов, предпринимателей, офицеров русской армии, купцов, специалистов и т.д., сформированная за многие века, была в основном уничтожена физически или изгнана за пределы страны. Понятно, что новая скороспелая элита России, созданная в ХХ веке после большевистского переворота, высоким качеством не отличается. Отсюда и низкое качество накопленного российского человеческого капитала, авангардом и ядром которого является элита. Во власть пришли люди с другой ментальностью, профессионализмом, этикой, с другим отношением к труду и к своему долгу перед Отечеством.
Ментальность новой российской управленческой элиты - руководителей регионов и страны - в основном из небогатых крестьян, из рабочих, из «старых» большевиков сильно отличалась от ментальности династии Романовых, дворян, русского офицерства, предпринимателей. Затем и лучшее из новой элиты было уничтожено во время сталинских репрессий.
Крестьянами, рабочими, новыми советскими управленцами и их потомками в элиту был привнесен правовой нигилизм, патернализм, склонность к воровству и коррупции на самых верхах власти. Хотя и в царские времена коррупция в России была велика.
Существует множество определений элиты, которые сводятся к тому, что под нею подразумевается социальный слой людей, определяющих текущую жизнь региона, страны и их развитие. Остановимся на следующем определении элиты.
Элита - это социальный слой людей, занимающих ведущие позиции во всех видах политической, управленческой, интеллектуальной, экономической и иной деятельности.
Следовательно, элита включает несколько процентов населения – политиков, управленцев, интеллектуалов, других специалистов, лидирующих во всех видах жизнедеятельности.
Развитие или упадок страны (цивилизации) выдающийся английский историк и социолог А. Д. Тойнби (1898-1975) в своих основополагающих работах институционализма связывал с качеством и креативностью элиты, ее способностью к эффективному управлению. За деградацией элиты, по Тойнби, непременно следует деградация общества и государства. При этом общество, в соответствие с Тойнби, распадается на три основные части: 1) правящее меньшинство; 2) в потенциале созидательный «пролетариат», притесняемый и угнетенный правящей элитой; 3) агрессивно-разрушительный «пролетариат», оформляющийся в «банды» и организации.
Вторая и третья группы разрушают старое общество и одновременно подготавливают предпосылки для возникновения нового общества, новой парадигмы развития.
Близкие суждения и выводы присутствуют и в работах М. Вебера.
Базовые положения теории Тойнби актуальны и для современной России:
- правящее меньшинство – бывшая советская номенклатура, успешные предприниматели, вошедшие во власть (в т.ч. федеральные и региональные олигархи), руководители монополий и олигополий, «авторитеты», сросшиеся с властью, представители силовых структур и другие;
- в потенциале созидательный «пролетариат» – российская интеллигенция, профессионалы с высшим и средним специальным образованием и лучшая часть рабочего класса;
- агрессивно-разрушительный «пролетариат» - криминал и полукриминал всех видов. Особое влияние, сравнимое с государственным, приобрели воры в законе и другие криминальные авторитеты.
Отличие ситуации в России от заключений Тойнби состоит в том, что третья группа разрушает страну, ничего взамен не создавая, а вторая, самая многочисленная группа в основном пассивна и не имеет возможностей для самореализации.
Особенностью России является также мобилизационная логика мышления и принятия решений управленческой элитой. Сформировалась она в советское время путем партийного отбора чиновников и иных управленцев за почти сто лет существования командно-административной системы управления страной.
Элита ЦЧР
Во всех регионах ЦЧР управленческую элиту составили после перехода к рыночным отношениям (на самом деле – перехода к псевдорыночным отношениям: обществу и экономике без конкуренции во всех видах деятельности, включая экономические) бывшие советские, партийные и комсомольские работники. Исключения (в Воронеже - Александр Ковалев и Борис Скрынников, хотя они очень разные) только подтверждают это правило. Бывшая советская номенклатура любым доступным способом выталкивала из власти непрошеных пришельцев в нее, которые управляли не по ее правилам.
Подавляющее большинство представителей высшей элиты ЦЧР – это выходцы из сельской местности. И это наложило особый отпечаток на качество, образованность и креативность элиты, на качество и эффективность управления регионами и их столицами в ЦЧР. И особенно в Воронежской области.
Совершенно новыми людьми в элите ЦЧР из высших региональных управленцев с иным жизненным опытом и даже ментальностью являются губернатор Воронежской области Алексей Гордеев и губернатор Орловской области Александр Козлов.
На данное время большинство губернаторов областей ЦЧР являются докторами экономических наук, за исключением губернатора Орловской области А. П. Козлова (он имеет звание заслуженного экономиста РФ и богатейший опыт финансовой, экономической и управленческой работы) и А. Н. Михайлова – губернатора Курской области.
Отмечу, что все губернаторы областей ЦЧР – по образованию экономисты (некоторые имеют и второе высшее образование), за исключением А.Н. Михайлова.
Элита Воронежской области
Характерной особенностью элиты Воронежской области является формирование ее в основном из крестьян. Почти все первые секретари обкома КПСС, а затем губернаторы и мэры Воронежа были выходцами из воронежских сел.
Для сравнения: в Сибири и на Урале процесс формирования элит шел иным путем. В советское время в Сибири и на Урале элита формировалась в основном из инженеров и руководителей крупных предприятий. Например, в Красноярском крае была традиция назначения первым секретарем крайкома КПСС гендиректора Норильского ГМК. Продолжилась эта традиция и в наше время.
В Воронежской области при переходе к рыночной экономике в 1990 годах сущность элиты практически не поменялась. Подавляющее большинство высших региональных чиновников по рождению и по ментальности были и остаются сельчанами.
Вторая особенность управленческой элиты Воронежской области состоит в том, что она являла собой до прихода в область губернатора Алексея Гордеева типичную закрытую, замкнутую систему, отторгающую «чужаков». Но любая замкнутая система без притока свежей крови и настоящей конкуренции со временем стагнирует и постепенно деградирует. Аналогия здесь близкая с родственными браками, приводящими к вырождению потомства. Новое поколение элиты в этих условиях формируется медленно и с трудом «подпускается» к реальной власти. Хотя молодые специалисты, например, в правительстве губернатора Кулакова присутствовали в экономическом блоке, но больше для блезира, без реальных властных полномочий.
В основном из-за слабости элиты, ее закрытости, замкнутости, стагнации и деградации Воронежская область потеряла неофициальный статус ведущего субъекта ЦЧР, а г. Воронеж – былой статус его культурной, образовательной и научной столицы.
В полном соответствии с классической наукой деградация элиты потянула за собой деградацию общества, человеческого капитала региона, экономики, систем управления и лавинообразный рост коррупции, экономической преступности, теневой экономики и деградацию промышленности и с/х – базовых отраслей экономики любого типа.
По данным ФСГС, в теневой экономике на постоянной основе в Воронежской области занято 357 тыс. человек, или 34,3% от всех работающих в экономике, а всего - 395 тыс. человек (37,9%). Воронежская область занимает по численности занятых в неформальном секторе 6-е место в России, а на самом деле - первое место без горячих и проблемных точек страны – республик Северного Кавказа. С учетом преступных видов деятельности (запрещенных законодательством) доля теневой экономики в Воронежской области составляет около 50%.
Слабым оказался в Воронежской области и собственный предпринимательский ресурс. Крупных предпринимателей в регионе так и не выросло. Причина кроется в советском прошлом, когда Воронеж был одним из центров ВПК. Такие гиганты, как ПО «Электроника», мехзавод, НПО «Энергия», да и ВНИИС - не по количеству работников, а по объему проходящих через него финансовых потоков, - были ведущими и головными предприятиями и организациями в стране. Привычка жить на гарантированные бюджетные средства, на госзаказы сыграла негативную роль в условиях перехода к рыночным отношениям, развала СССР и фактического банкротства России при низких в то время ценах на нефть. К тому же в России было излишнее количество предприятий ВПК (ОПК), и им пришлось конкурировать между собой за выживание. И выживали в первую очередь московские и санкт-петербургские предприятия, а также средние и небольшие предприятия, не пораженные болезнью пупизма. Выжили предприятия, привыкшие и способные работать и выпускать конкурентоспособную продукцию в сравнительно сложных для них условиях конкуренции за заказы, а не делить в основном бюджетные деньги.
В итоге ВПК (ОПК) России резко сократился, промышленность Воронежа тоже, выпускать мирную продукцию воронежские предприятия, теперь уже ОПК, были не способны. И народ из них повалил от безысходности кто куда – в торговлю, в сферу услуг, в бизнес, в строительство, в криминал и т.д. В том числе и отсюда и сформировался в области и в Воронеже самый большой в России сектор теневой экономики по доле занятого в нем населения.
В табл. 1 представлены некоторые общие черты развития и функционирования открытой и закрытой систем в рамках теоретической модели, адаптированной к российским и воронежским условиям.
Табл. 1. Открытые и закрытые управленческие системы
Открытая система |
Закрытая система |
Принцип развития |
Принцип развития |
Эволюционное развитие Реализация на практике основной цели управленческой элиты и программных документов развития – повышения качества жизни населения. Формирование конструктивного и созидательного гражданского общества. Системный и комплексный подход к регулированию и реформированию экономики региона. Обеспечение привлекательного инвестиционного климата, в т. ч. путем снижения региональных налогов, развития малого бизнеса, развития и модернизации инфраструктуры. Наличие предприятий, которые успешно завоевывают и расширяют конкурентные рынки сбыта своей продукции. Успешное развитие малого и среднего бизнеса. Бюджетное самообеспечение. Развитие инфраструктуры региона. Отсутствие глубоких противоречий между старой и новой элитами, отсутствие глубоких противоречий между старым и новым поколениями, конструктивное разрешение возникающих противоречий между региональным руководством и муниципалитетами, прежде всего, крупных городов - экономических и интеллектуальных лидеров региона. Рост и выдвижение новых молодых лидеров во всех сферах экономики и жизни. |
Консервативное функционирование Имитация деятельности по повышению качества жизни населения и формированию гражданского общества. Отсутствие системного и комплексного подхода к регулированию и реформированию экономики региона. Неосознанное формирование (по причине непрофессионализма) непривлекательного инвестиционного климата, в том числе за счет плохой инфраструктуры, деления предпринимателей на своих и чужих, высоких налогов, нерыночных «нагрузок» на бизнес, коррупции и местничества, публичных склок между властями столицы субъекта и региона. Отсутствие предприятий-лидеров по успешному бизнесу. «Бумажное» развитие малого и среднего бизнеса. Низкая бюджетная обеспеченность области и особенно крупнейших городов – налоговых доноров субъектов РФ. Зависимость от трансфертов из ФБ. Публичные и острые противоречия между региональным руководством и экономически сильными муниципалитетами, прежде всего, крупных городов - экономических и интеллектуальных лидеров региона. Медленный рост и запоздалое выдвижение молодых руководителей созидательного типа на ключевые посты. |
Стратегии и программы развития Носят системный и комплексный характер. Объективно отражаются конкурентные преимущества и слабости региона. Для разработки привлекаются лучшие специалисты региона и страны. Заказчик стратегий и программ – региональные власти - требователен и подвергает документы развития публичной, тщательной и независимой экспертизе, организует публичные обсуждения и дискуссии с приглашением ведущих специалистов. Заказчик возвращает разработчикам «сырые» документы, требуя ликвидации их недостатков, доработки и повышения качества |
Стратегии и программы развития Носят несистемный и некомплексный характер. Выбор разработчика носит бюрократический или клановый характер. Процесс разработки формализован и направлен в основном на отчетность перед высшим руководством, а не на существо дела. Руководит им непрофессиональная команда, но зато свои люди. Слабо привлекаются лучшие местные и внешние профессионалы. Конкуренция в разработках полностью отсутствует. Публичные обсуждения и экспертиза носят формальный характер и имитируются. Заказчик сам проталкивает принятие «сырых» документов, выдавая тем самым свое нетривиальное «соучастие» в его подготовке. |
Отношение к ресурсам Оптимизация используемых ресурсов, привлечение грамотных специалистов на ключевые направления с рыночным мышлением и знаниями. |
Отношение к ресурсам Экстенсивная эксплуатация ресурсов, в первую очередь человеческого ресурса; сохранение на ключевых постах в основном старых кадров, привлечение новых кадров, соответствующих номенклатурным и клановым требованиям. |
Характер и целевая направленность обратной связи Позитивно-конструктивная обратная связь, нацеленная на модернизацию экономики, повышение инвестиционной привлекательности, на разработку эффективной и реалистичной программы действий по модернизации региона, муниципалитетов, предприятий, малого и среднего бизнеса, сферы обслуживания населения. |
Характер и целевая направленность обратной связи Негативно-деструктивная обратная связь, нацеленная на попытки перестроить окружающую среду под себя. Деятельность, направленная на имитацию реальной деятельности. Завышенные самооценка и оценка собственных успехов. Агрессивное отношение к критике. |
Внутренняя коммуникационная открытость Избирательная и целенаправленно активная. |
Внутренняя коммуникационная открытость Сугубо избирательная. |
Внешняя коммуникационная открытость Присутствует в значительной степени. На сайтах изложена информация в полном объеме, необходимом для оценок финансовой и экономической деятельности региона и расчетов независимых аналитиков и экспертов. Сайты удобны для пользователя. Стимулирование инвестиционных и инновационных процессов. |
Внешняя коммуникационная открытость Отсутствуют на региональном и столичном сайтах ключевые показатели, документы, бюджеты. Сайт заполнен второстепенной информацией. Конкретные результаты неочевидны. Отсутствуют на сайтах консолидированные бюджеты, качественные анализы выполнения ключевых программ развития. Имитация инновационных процессов. |
Внешние связи, кооперация, сотрудничество и партнерство Деловое и взаимовыгодное. |
Внешние связи, кооперация, сотрудничество и партнерство Претензии на лидерство, на идеологическое и интеллектуальное превосходство, которые отталкивают потенциальных партнеров. Низкая степень кооперации с другими регионами, включая соседние. |
Движение и развитие человеческого капитала Приток капитала. Повышение качества ЧК. |
Движение и развитие человеческого капитала Отток капитала. Снижение качества ЧК и его стагнация. |
Самооценка и рекламно-просветительская деятельность Прагматическая, сдержанная, содержательная, ответственная и объективная. |
Самооценка и рекламно-просветительская деятельность Некритическая, с завышенной самооценкой. Плюсы адресуются себе, минусы - другим ветвям власти. Стремление к выборочной саморекламе: выпячиваются небольшие достижения, носящие, как правило, временный характер, и замалчиваются крупные провалы в развитии экономики и ее показателях. Стремление к завышению показателей. |
Сформировавшаяся в Воронежской области в основном из крестьян и потомков комбедовцев (потомков кулаков в управленческую элиту не пускали) воронежская управленческая советско-партийная (номенклатурная) элита имела и имеет свои региональные особенности. К ним относятся сравнительно низкая культура, выраженная, в том числе, в режущем слух косноязычии. Входят исполнительность, осторожность, низкая креативность, расчетливость, солидарность по комсомольско-партийному прошлому, нетерпимость к чужакам, настороженность по отношению к молодым технократам, незнание рыночной экономики, крайне медленная реальная адаптация к происходящим в стране и мире преобразованиям. Взамен – имитация этой адаптации.
К достоинствам традиционной воронежской элиты (с натяжкой) можно отнести разве что консерватизм и определенную порядочность, которой лишены «новые русские» - молодые и «авторитетные» предприниматели, пришедшие во власть. Сделали они свои карьеры в основном в теневом секторе экономики, в том числе на перепродажах водки, сигарет, компьютеров, дисков и прочей контрафактной и левой продукции.
Если бывшая советская номенклатура не предрасположена к напряженным процессам мышления по трудным вопросам, задачам и проблемам (административно-командная система приучила лишь к исполнительности), то новое пополнение элиты – бывшие теневики, а ныне депутаты, государственные и муниципальные мужи - имеют ум изворотливый, но направленный исключительно на собственное обогащение, за некоторым исключением.
Гордума Воронежа недавно наглядно продемонстрировала свой «профессионализм» и воронежский «патриотизм» своим отношением к принятию важнейших документов – бюджета, стратегий, отчета мэра и т.д. Слушания и обсуждения прошли формально, скопом – приняты на ура. Как в былые советские времена. И если бы не депутаты Кудрявцева и Померанцев, то можно было бы подобные заседания и не проводить. Никто бы и не заметил.
В итоге воронежские управленцы (до прихода на должность губернатора Алексея Гордеева) были слабейшими в ЦЧР. За исключением, быть может, Орловской и Курской областей.
Внесли свою «посильную» лепту в деградацию области Воронежа, его человеческого капитала и воронежские экономисты в первую очередь из ВГУ, входящие во все возможные и невозможные околовластные комиссии и советы.
Экономическая воронежская наука всегда выполняла заказы власти. При переходе к рынку с ней случился коллапс. Все то буржуазное, что критиковали и изничтожали в своих «научных» работах воронежские ученые-экономисты с партбилетами оказалось истиной. А ложью - то, чему они учили десятилетиями студентов. И до сих пор ведущие позиции вблизи власти занимали и занимают экономисты советской выучки и ментальности. Например, теорию и практику развития человеческого капитала (две Нобелевские премии по экономике) они не видят в упор еще с советских времен, когда ее подвергали огульной критики. Положение стало меняться только с приходом губернатора Алексея Гордеева, причем не в Воронеже и ВГУ, а в областном правительстве (Ганов, Янцов).
В этом смысле в некоторых других областях ЦЧР (Белгородская, Тамбовская, Липецкая области) положение получше. Там новое поколение докторов и кандидатов экономических наук сформировалось почти на голом месте, и они избавлены от воронежских корпоративной клановости, пупизма и жлобства, а эффективность их на практике выше, знания глубже и современнее.
В области естественных наук былое преимущество Воронежа растеряно по причине их деградации за период псевдореформ, смуты и крайне слабого финансирования науки в целом.
В сфере образования Воронеж также потерял свое лидерство по указанным выше причинам и низкого финансирования образования на душу населения.
Культурная элита Воронежской области остается пока лидером в ЦЧР за счет остатков «былой роскоши», но и культуру в регионе финансируют по остаточному принципу.
Промышленная элита некогда задавала тон в ЦЧР. И прежде всего, элита воронежского радиоэлектронного комплекса и ВПК (ныне - ОПК) в целом. Первый уменьшился в разы, как, впрочем, и второй. К тому же былые лидеры промышленников (например, Анатолий Часовских) крупно подвели отрасль в части нравственности и правого нигилизма. А назначение генерала Александра Андреева президентом Регионального объединения работодателей «Совет промышленников и предпринимателей Воронежской области» выглядит скорее неким странноватым жестом промышленников, нежели здравым и рациональным решением.
Поэтому самым слабым блоком в правительстве Алексея Гордеева является промышленный блок и, соответственно, прилегающий к нему инновационный блок. С экономическим блоком произошли существенные подвижки. Помог своими питомцами банкир Александр Соловьев. А в промышленном блоке – ключевом для процессов развития - пока креативных управленцев, профессионалов высшей квалификации не просматривается.
По существу, в области остались «боевыми» лишь две большие группы управленцев и депутатов, играющих ведущую роль в области. Это управленцы и специалисты из правительства и окружения губернатора - команда Алексея Гордеева. И плотная связка гордумы и мэрии Воронежа. Команду Гордеева представляют в основном технократы, а их ядро - молодые, грамотные и креативные экономисты. Вторую - бывшие комсомольские работники, ныне муниципальные управленцы, депутаты и выходцы из полутеневого бизнеса - новые молодые политики (подробно см. http://www.abireg.ru/index.php?idnews=7418&newscat=15). Шли они во власть в основном ради дополнительной поддержки и обеспечения своего бизнеса. И существенной отдачи от них на благо воронежцев и Воронежа пока не заметно за уже продолжительное время нахождения во власти городского округа Воронеж (в основном в гордуме). Большинство из них уже около 10 лет и более провели в городской власти, и результаты этого нахождения в ней налицо - в инфраструктуре и бюджетной обеспеченности Воронежа.
Противостояние этих двух групп естественно и неизбежно. И в том, что в городской власти будет наведен порядок – больших сомнений нет. И подчеркну, что главным тормозом развития Воронежской области и Воронежа было в недавнем прошлом противостояние областных властей и администрации Воронежа. Результатом же этого совершенно никчемного противостояния стала деградация инфраструктуры и человеческого капитала Воронежа и области в целом.
Табл. 2. Средняя производительность труда в текущих ценах за год в областях ЦЧР, РФ и
среднемировая в долларах по паритету покупательной способности (ППС) в 2005г. и 2008г.
Область |
средняя произв., 2005 г., тыс. руб. |
тыс. долл. по ППС, 2005 г. |
средняя произв., 2008 г., тыс. руб. |
тыс. долл. по ППС, 2008 г. |
Липецкая |
367.4 |
25.14 |
1. 481.9 |
33.7 |
Белгородская |
306.1 |
20.86 |
2. 469.3 |
32.8 |
Курская |
230.6 |
15.73 |
3. 283.8 |
19.9 |
Воронежская |
184.2 |
12.6 |
4. 271.7 |
19.0 |
Орловская |
129.4 |
8.9 |
5. 243.0 |
17.0 |
Тамбовская |
202.3 |
13.85 |
6. 234.2 |
16.3 |
РФ |
323.7 |
22.15 |
605.3 |
42.3 |
Среднемировая |
- |
20.93 |
- |
22.4 |
Источник: Расчеты автора по данным ФСГС и ежегоднику The World Factbook.
Экономические показатели Воронежской области - низкие или средние. Особенно в части производительности труда (4-е место в ЦЧР, в 2,2 раза ниже среднероссийской и ниже среднемировой, табл.2), ВРП (52-е место) и бюджетной обеспеченности на душу населения, темпов роста экономики, качества жизни населения, инвестиционной привлекательности. Зато по дифференциации доходов 10% богатых и 10% бедных область обгоняет большинство регионов страны и средний показатель по стране. Сказывается превалирующий сектор теневой экономики.
В Воронеже тем временем специалисты КСП по проверке муниципального казенного предприятия «Производственная база ЖКХ» и МУП «Муниципальный информационно-вычислительный центр» (МИВЦ) за 2008-2009 годы выявили многочисленные финансовые нарушения, установили факты неэффективного использования средств. В процесс размещения муниципальных заказов Воронежа регулярно вмешивается прокуратура. Причем под аккомпанемент воронежских политологов, которые пишут такие здравницы мэрии и гордуме, словно только что вышли из властных городских кабинетов («МК» в Воронеже», 26 июля - 4 августа 2010 г., с. 3.).
Ни сам по себе «Родной Воронеж», ни советская номенклатура, в массе своей уже ушедшая в отставку по возрасту, ни некие мифические кланы вокруг личностей и организаций – т.н. центры влияния - не представляют непреодолимых препятствий для успешного развития региона при наличии сильного губернатора, сильной команды у него. И при системном подходе к модернизации экономики области. При сильной власти кланы уже как-то испарились, за исключением «Родного Воронежа». Гораздо опаснее общая жлобская, сугубо воронежская солидарность псевдоэлиты региона и особенно Воронежа. Это все – в основном накипь и пена от двадцати лет смуты, беззакония, жизни по понятиям, разгула коррупции и преступности. И остатки или останки советской номенклатуры. Солидарность этой псевдоэлиты определяется ее общей «серостью», правовым нигилизмом и непрофессионализмом. Они за счет солидарности и выживают, как могут. А четвертая власть в Воронеже – средства массовой информации – за малым исключением уже давно подавлена и выживает на деньги этой самой псевдоэлиты. Причем менять элиту в области на местных же особо не на кого. Отсутствуют в регионе профессионалы – трудоголики, сразу пригодные для элиты. Ее формировать и готовить надо. Хотя уже давно некому. Все больше в воронежскую элиту проходят дельцы и проходимцы. Потому надо приглашать со стороны грамотных технократов.
Но уже поставлены очень большие цели и задачи развития, которые с этим темным «прикупом» решать будет очень трудно.
Главным препятствием на пути успешного развития региона является низкое качество регионального человеческого капитала. Поднять качество ЧК в короткие сроки можно только за счет его притока в регион. Способен ли на это губернатор – большой вопрос. Время покажет.
Рыба гниет с головы, как известно. И когда высшие российская исполнительная и законодательная власти публично торгуются при принятии поправок в ФЗ о противодействии коррупции о том, какую же минимальную «взятку» должен по закону принимать чиновник официально в качестве подарка – 3 или 5 тысяч рублей, то она становится посмешищем в глазах всего мира, а не только в глазах собственного народа. Недаром же Россия так и не выполнила более половины из 26 рекомендаций Совета Европы по борьбе с коррупцией.
Что касается недавних пожаров, то они еще раз обнажили полную запущенность инфраструктуры Воронежа (включая технику для борьбы с пожарами), которая разрушается и деградирует уже 20 лет. И особенно быстро разрушалась при губернаторе Кулакове, при острейшем бюджетном голоде Воронежа (напомню, что большинство чиновников и депутатов из нынешней городской власти заседали в это время в гордуме и в основном помалкивали насчет бюджетной недостаточности Воронежа).
В Воронежской области около 50% населения кормится от теневой экономики. Подобной проблемы не существует ни в одном регионе России с преобладающим славянским населением. И это одна из важнейших и первоочередных проблем, которую пытается разрешить губернатор Алексей Гордеев.
Есть и настоящая элита, отодвинутая авторитетными предпринимателями и пробивными дельцами на обочину жизни. Вдохнуть в них креативность и оптимизм уже сложно. Не верит она в нынешнюю власть. Основными поставщиками управленцев в область могут стать сильные российские города, в том числе из сибирских регионов (Новосибирск, Томск, Иркутск, Красноярск), Москва, Санкт-Петербург, отдельные региональные банки и промышленные предприятия. А из торговцев и теневиков честную и эффективную власть создать невозможно.