22 ноября 2024, 02:35
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Директор Центра исследований региональной экономики Юрий Корчагин: «Настоящая воронежская элита сегодня отодвинута авторитетными предпринимателями и пробивными дельцами на обочину жизни»

03.08.2010 12:20
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - Одной из характерных особенностей воронежской политической и управленческой элиты является то, что подавляющее большинство высших региональных чиновников по рождению и по ментальности были и остаются сельчанами. В сочетании с закрытостью, замкнутостью воронежской элиты как системы, отторгающей «чужаков», это обстоятельство существенно отличает нашу область от других регионов страны и во многом определяет то положение, в котором она сегодня находится.

Воронеж. 03.08.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Одной из характерных особенностей воронежской политической и управленческой элиты является то, что подавляющее большинство высших региональных чиновников по рождению и по ментальности были и остаются сельчанами. В сочетании с закрытостью, замкнутостью воронежской элиты как системы, отторгающей «чужаков», это обстоятельство существенно отличает нашу область от других регионов страны и во многом определяет то положение, в котором она сегодня находится.

Роль элиты в процессах развития

Термин элитный или элитарный означает «избранный, качественный, превосходный». Элита тоже означает «слой избранных, лучших людей». Но, наряду с термином элита, используются термины псевдоэлита, лжеэлита, элита в кавычках, что подразумевает неэффективную, как правило, коррумпированную элиту.

Особенностью элиты ЦЧР, а также российской элиты в целом является очень короткий исторический срок ее формирования – всего два-три поколения. Причем на базе человеческого капитала низкого качества. Прежняя, качественная российская элита из интеллигентов, интеллектуалов, предпринимателей, офицеров русской армии, купцов, специалистов и т.д., сформированная за многие века, была в основном уничтожена физически или изгнана за пределы страны. Понятно, что новая скороспелая элита России, созданная в ХХ веке после большевистского переворота, высоким качеством не отличается. Отсюда и низкое качество накопленного российского человеческого капитала, авангардом и ядром которого является элита. Во власть пришли люди с другой ментальностью, профессионализмом, этикой, с другим отношением к труду и к своему долгу перед Отечеством.

Ментальность новой российской управленческой элиты - руководителей регионов и страны - в основном из небогатых крестьян, из рабочих, из «старых» большевиков сильно отличалась от ментальности династии Романовых, дворян, русского офицерства, предпринимателей. Затем и лучшее из новой элиты было уничтожено во время сталинских репрессий.

Крестьянами, рабочими, новыми советскими управленцами и их потомками в элиту был привнесен правовой нигилизм, патернализм, склонность к воровству и коррупции на самых верхах власти. Хотя и в царские времена коррупция в России была велика.

Существует множество определений элиты, которые сводятся к тому, что под нею подразумевается социальный слой людей, определяющих текущую жизнь региона, страны и их развитие. Остановимся на следующем определении элиты.

Элита - это социальный слой людей, занимающих ведущие позиции во всех видах политической, управленческой, интеллектуальной, экономической и иной деятельности.

Следовательно, элита включает несколько процентов населения – политиков, управленцев, интеллектуалов, других специалистов, лидирующих во всех видах жизнедеятельности.

Развитие или упадок страны (цивилизации) выдающийся английский историк и социолог А. Д. Тойнби (1898-1975) в своих основополагающих работах институционализма связывал с качеством и креативностью элиты, ее способностью к эффективному управлению. За деградацией элиты, по Тойнби, непременно следует деградация общества и государства. При этом общество, в соответствие с Тойнби, распадается на три основные части: 1) правящее меньшинство; 2) в потенциале созидательный «пролетариат», притесняемый и угнетенный правящей элитой; 3) агрессивно-разрушительный «пролетариат», оформляющийся в «банды» и организации.

Вторая и третья группы разрушают старое общество и одновременно подготавливают предпосылки для возникновения нового общества, новой парадигмы развития.

Близкие суждения и выводы присутствуют и в работах М. Вебера.

Базовые положения теории Тойнби актуальны и для современной России:

- правящее меньшинство – бывшая советская номенклатура, успешные предприниматели, вошедшие во власть (в т.ч. федеральные и региональные олигархи), руководители монополий и олигополий, «авторитеты», сросшиеся с властью, представители силовых структур и другие;

- в потенциале созидательный «пролетариат» – российская интеллигенция, профессионалы с высшим и средним специальным образованием и лучшая часть рабочего класса;

- агрессивно-разрушительный «пролетариат» - криминал и полукриминал всех видов. Особое влияние, сравнимое с государственным, приобрели воры в законе и другие криминальные авторитеты.

Отличие ситуации в России от заключений Тойнби состоит в том, что третья группа разрушает страну, ничего взамен не создавая, а вторая, самая многочисленная группа в основном пассивна и не имеет возможностей для самореализации.

Особенностью России является также мобилизационная логика мышления и принятия решений управленческой элитой. Сформировалась она в советское время путем партийного отбора чиновников и иных управленцев за почти сто лет существования командно-административной системы управления страной.

Элита ЦЧР

Во всех регионах ЦЧР управленческую элиту составили после перехода к рыночным отношениям (на самом деле – перехода к псевдорыночным отношениям: обществу и экономике без конкуренции во всех видах деятельности, включая экономические) бывшие советские, партийные и комсомольские работники. Исключения (в Воронеже - Александр Ковалев и Борис Скрынников, хотя они очень разные) только подтверждают это правило. Бывшая советская номенклатура любым доступным способом выталкивала из власти непрошеных пришельцев в нее, которые управляли не по ее правилам.

Подавляющее большинство представителей высшей элиты ЦЧР – это выходцы из сельской местности. И это наложило особый отпечаток на качество, образованность и креативность элиты, на качество и эффективность управления регионами и их столицами в ЦЧР. И особенно в Воронежской области.

Совершенно новыми людьми в элите ЦЧР из высших региональных управленцев с иным жизненным опытом и даже ментальностью являются губернатор Воронежской области Алексей Гордеев и губернатор Орловской области Александр Козлов.

На данное время большинство губернаторов областей ЦЧР являются докторами экономических наук, за исключением губернатора Орловской области А. П. Козлова (он имеет звание заслуженного экономиста РФ и богатейший опыт финансовой, экономической и управленческой работы) и А. Н. Михайлова – губернатора Курской области.

Отмечу, что все губернаторы областей ЦЧР – по образованию экономисты (некоторые имеют и второе высшее образование), за исключением А.Н. Михайлова.

Элита Воронежской области

Характерной особенностью элиты Воронежской области является формирование ее в основном из крестьян. Почти все первые секретари обкома КПСС, а затем губернаторы и мэры Воронежа были выходцами из воронежских сел.

Для сравнения: в Сибири и на Урале процесс формирования элит шел иным путем. В советское время в Сибири и на Урале элита формировалась в основном из инженеров и руководителей крупных предприятий. Например, в Красноярском крае была традиция назначения первым секретарем крайкома КПСС гендиректора Норильского ГМК. Продолжилась эта традиция и в наше время.

В Воронежской области при переходе к рыночной экономике в 1990 годах сущность элиты практически не поменялась. Подавляющее большинство высших региональных чиновников по рождению и по ментальности были и остаются сельчанами.

Вторая особенность управленческой элиты Воронежской области состоит в том, что она являла собой до прихода в область губернатора Алексея Гордеева типичную закрытую, замкнутую систему, отторгающую «чужаков». Но любая замкнутая система без притока свежей крови и настоящей конкуренции со временем стагнирует и постепенно деградирует. Аналогия здесь близкая с родственными браками, приводящими к вырождению потомства. Новое поколение элиты в этих условиях формируется медленно и с трудом «подпускается» к реальной власти. Хотя молодые специалисты, например, в правительстве губернатора Кулакова присутствовали в экономическом блоке, но больше для блезира, без реальных властных полномочий.

В основном из-за слабости элиты, ее закрытости, замкнутости, стагнации и деградации Воронежская область потеряла неофициальный статус ведущего субъекта ЦЧР, а г. Воронеж – былой статус его культурной, образовательной и научной столицы.

В полном соответствии с классической наукой деградация элиты потянула за собой деградацию общества, человеческого капитала региона, экономики, систем управления и лавинообразный рост коррупции, экономической преступности, теневой экономики и деградацию промышленности и с/х – базовых отраслей экономики любого типа.

По данным ФСГС, в теневой экономике на постоянной основе в Воронежской области занято 357 тыс. человек, или 34,3% от всех работающих в экономике, а всего - 395 тыс. человек (37,9%). Воронежская область занимает по численности занятых в неформальном секторе 6-е место в России, а на самом деле - первое место без горячих и проблемных точек страны – республик Северного Кавказа. С учетом преступных видов деятельности (запрещенных законодательством) доля теневой экономики в Воронежской области составляет около 50%.

Слабым оказался в Воронежской области и собственный предпринимательский ресурс. Крупных предпринимателей в регионе так и не выросло. Причина кроется в советском прошлом, когда Воронеж был одним из центров ВПК. Такие гиганты, как ПО «Электроника», мехзавод, НПО «Энергия», да и ВНИИС - не по количеству работников, а по объему проходящих через него финансовых потоков, - были ведущими и головными предприятиями и организациями в стране. Привычка жить на гарантированные бюджетные средства, на госзаказы сыграла негативную роль в условиях перехода к рыночным отношениям, развала СССР и фактического банкротства России при низких в то время ценах на нефть. К тому же в России было излишнее количество предприятий ВПК (ОПК), и им пришлось конкурировать между собой за выживание. И выживали в первую очередь московские и санкт-петербургские предприятия, а также средние и небольшие предприятия, не пораженные болезнью пупизма. Выжили предприятия, привыкшие и способные работать и выпускать конкурентоспособную продукцию в сравнительно сложных для них условиях конкуренции за заказы, а не делить в основном бюджетные деньги.

В итоге ВПК (ОПК) России резко сократился, промышленность Воронежа тоже, выпускать мирную продукцию воронежские предприятия, теперь уже ОПК, были не способны. И народ из них повалил от безысходности кто куда – в торговлю, в сферу услуг, в бизнес, в строительство, в криминал и т.д. В том числе и отсюда и сформировался в области и в Воронеже самый большой в России сектор теневой экономики по доле занятого в нем населения.

В табл. 1 представлены некоторые общие черты развития и функционирования открытой и закрытой систем в рамках теоретической модели, адаптированной к российским и воронежским условиям.

Табл. 1. Открытые и закрытые управленческие системы

Открытая система

Закрытая система

Принцип развития

Принцип развития

Эволюционное развитие

Реализация на практике основной цели управленческой элиты и программных документов развития – повышения качества жизни населения. Формирование конструктивного и созидательного гражданского общества.

Системный и комплексный подход к регулированию и реформированию экономики региона. Обеспечение привлекательного инвестиционного климата, в т. ч. путем снижения региональных налогов, развития малого бизнеса, развития и модернизации инфраструктуры. Наличие предприятий, которые успешно завоевывают и расширяют конкурентные рынки сбыта своей продукции. Успешное развитие малого и среднего бизнеса. Бюджетное самообеспечение.

Развитие инфраструктуры региона.

Отсутствие глубоких противоречий между старой и новой элитами, отсутствие глубоких противоречий между старым и новым поколениями, конструктивное разрешение возникающих противоречий между региональным руководством и муниципалитетами, прежде всего, крупных городов - экономических и интеллектуальных лидеров региона.

Рост и выдвижение новых молодых лидеров во всех сферах экономики и жизни.

Консервативное функционирование

Имитация деятельности по повышению качества жизни населения и формированию гражданского общества.

Отсутствие системного и комплексного подхода к регулированию и реформированию экономики региона.

Неосознанное формирование (по причине непрофессионализма) непривлекательного инвестиционного климата, в том числе за счет плохой инфраструктуры, деления предпринимателей на своих и чужих, высоких налогов, нерыночных «нагрузок» на бизнес, коррупции и местничества, публичных склок между властями столицы субъекта и региона.

Отсутствие предприятий-лидеров по успешному бизнесу. «Бумажное» развитие малого и среднего бизнеса.

Низкая бюджетная обеспеченность области и особенно крупнейших городов – налоговых доноров субъектов РФ. Зависимость от трансфертов из ФБ. Публичные и острые противоречия между региональным руководством и экономически сильными муниципалитетами, прежде всего, крупных городов - экономических и интеллектуальных лидеров региона.

Медленный рост и запоздалое выдвижение молодых руководителей созидательного типа на ключевые посты.

Стратегии и программы развития

Носят системный и комплексный характер. Объективно отражаются конкурентные преимущества и слабости региона. Для разработки привлекаются лучшие специалисты региона и страны.

Заказчик стратегий и программ – региональные власти - требователен и подвергает документы развития публичной, тщательной и независимой экспертизе, организует публичные обсуждения и дискуссии с приглашением ведущих специалистов.

Заказчик возвращает разработчикам «сырые» документы, требуя ликвидации их недостатков, доработки и повышения качества

Стратегии и программы развития

Носят несистемный и некомплексный характер. Выбор разработчика носит бюрократический или клановый характер. Процесс разработки формализован и направлен в основном на отчетность перед высшим руководством, а не на существо дела. Руководит им непрофессиональная команда, но зато свои люди. Слабо привлекаются лучшие местные и внешние профессионалы. Конкуренция в разработках полностью отсутствует. Публичные обсуждения и экспертиза носят формальный характер и имитируются.

Заказчик сам проталкивает принятие «сырых» документов, выдавая тем самым свое нетривиальное «соучастие» в его подготовке.

Отношение к ресурсам

Оптимизация используемых ресурсов, привлечение грамотных специалистов на ключевые направления с рыночным мышлением и знаниями.

Отношение к ресурсам

Экстенсивная эксплуатация ресурсов, в первую очередь человеческого ресурса; сохранение на ключевых постах в основном старых кадров, привлечение новых кадров, соответствующих номенклатурным и клановым требованиям.

Характер и целевая направленность обратной связи

Позитивно-конструктивная обратная связь, нацеленная на модернизацию экономики, повышение инвестиционной привлекательности, на разработку эффективной и реалистичной программы действий по модернизации региона, муниципалитетов, предприятий, малого и среднего бизнеса, сферы обслуживания населения.

Характер и целевая направленность обратной связи

Негативно-деструктивная обратная связь, нацеленная на попытки перестроить окружающую среду под себя.

Деятельность, направленная на имитацию реальной деятельности.

Завышенные самооценка и оценка собственных успехов. Агрессивное отношение к критике.

Внутренняя коммуникационная открытость

Избирательная и целенаправленно активная.

Внутренняя коммуникационная открытость

Сугубо избирательная.

Внешняя коммуникационная открытость

Присутствует в значительной степени.

На сайтах изложена информация в полном объеме, необходимом для оценок финансовой и экономической деятельности региона и расчетов независимых аналитиков и экспертов. Сайты удобны для пользователя. Стимулирование инвестиционных и инновационных процессов.

Внешняя коммуникационная открытость

Отсутствуют на региональном и столичном сайтах ключевые показатели, документы, бюджеты. Сайт заполнен второстепенной информацией. Конкретные результаты неочевидны. Отсутствуют на сайтах консолидированные бюджеты, качественные анализы выполнения ключевых программ развития.

Имитация инновационных процессов.

Внешние связи, кооперация, сотрудничество и партнерство

Деловое и взаимовыгодное.

Внешние связи, кооперация, сотрудничество и партнерство

Претензии на лидерство, на идеологическое и интеллектуальное превосходство, которые отталкивают потенциальных партнеров. Низкая степень кооперации с другими регионами, включая соседние.

Движение и развитие человеческого капитала

Приток капитала. Повышение качества ЧК.

Движение и развитие человеческого капитала

Отток капитала. Снижение качества ЧК и его стагнация.

Самооценка и рекламно-просветительская деятельность

Прагматическая, сдержанная, содержательная, ответственная и объективная.

Самооценка и рекламно-просветительская деятельность

Некритическая, с завышенной самооценкой. Плюсы адресуются себе, минусы - другим ветвям власти. Стремление к выборочной саморекламе: выпячиваются небольшие достижения, носящие, как правило, временный характер, и замалчиваются крупные провалы в развитии экономики и ее показателях. Стремление к завышению показателей.

Сформировавшаяся в Воронежской области в основном из крестьян и потомков комбедовцев (потомков кулаков в управленческую элиту не пускали) воронежская управленческая советско-партийная (номенклатурная) элита имела и имеет свои региональные особенности. К ним относятся сравнительно низкая культура, выраженная, в том числе, в режущем слух косноязычии. Входят исполнительность, осторожность, низкая креативность, расчетливость, солидарность по комсомольско-партийному прошлому, нетерпимость к чужакам, настороженность по отношению к молодым технократам, незнание рыночной экономики, крайне медленная реальная адаптация к происходящим в стране и мире преобразованиям. Взамен – имитация этой адаптации.

К достоинствам традиционной воронежской элиты (с натяжкой) можно отнести разве что консерватизм и определенную порядочность, которой лишены «новые русские» - молодые и «авторитетные» предприниматели, пришедшие во власть. Сделали они свои карьеры в основном в теневом секторе экономики, в том числе на перепродажах водки, сигарет, компьютеров, дисков и прочей контрафактной и левой продукции.

Если бывшая советская номенклатура не предрасположена к напряженным процессам мышления по трудным вопросам, задачам и проблемам (административно-командная система приучила лишь к исполнительности), то новое пополнение элиты – бывшие теневики, а ныне депутаты, государственные и муниципальные мужи - имеют ум изворотливый, но направленный исключительно на собственное обогащение, за некоторым исключением.

Гордума Воронежа недавно наглядно продемонстрировала свой «профессионализм» и воронежский «патриотизм» своим отношением к принятию важнейших документов – бюджета, стратегий, отчета мэра и т.д. Слушания и обсуждения прошли формально, скопом – приняты на ура. Как в былые советские времена. И если бы не депутаты Кудрявцева и Померанцев, то можно было бы подобные заседания и не проводить. Никто бы и не заметил.

В итоге воронежские управленцы (до прихода на должность губернатора Алексея Гордеева) были слабейшими в ЦЧР. За исключением, быть может, Орловской и Курской областей.

Внесли свою «посильную» лепту в деградацию области Воронежа, его человеческого капитала и воронежские экономисты в первую очередь из ВГУ, входящие во все возможные и невозможные околовластные комиссии и советы.

Экономическая воронежская наука всегда выполняла заказы власти. При переходе к рынку с ней случился коллапс. Все то буржуазное, что критиковали и изничтожали в своих «научных» работах воронежские ученые-экономисты с партбилетами оказалось истиной. А ложью - то, чему они учили десятилетиями студентов. И до сих пор ведущие позиции вблизи власти занимали и занимают экономисты советской выучки и ментальности. Например, теорию и практику развития человеческого капитала (две Нобелевские премии по экономике) они не видят в упор еще с советских времен, когда ее подвергали огульной критики. Положение стало меняться только с приходом губернатора Алексея Гордеева, причем не в Воронеже и ВГУ, а в областном правительстве (Ганов, Янцов).

В этом смысле в некоторых других областях ЦЧР (Белгородская, Тамбовская, Липецкая области) положение получше. Там новое поколение докторов и кандидатов экономических наук сформировалось почти на голом месте, и они избавлены от воронежских корпоративной клановости, пупизма и жлобства, а эффективность их на практике выше, знания глубже и современнее.

В области естественных наук былое преимущество Воронежа растеряно по причине их деградации за период псевдореформ, смуты и крайне слабого финансирования науки в целом.

В сфере образования Воронеж также потерял свое лидерство по указанным выше причинам и низкого финансирования образования на душу населения.

Культурная элита Воронежской области остается пока лидером в ЦЧР за счет остатков «былой роскоши», но и культуру в регионе финансируют по остаточному принципу.

Промышленная элита некогда задавала тон в ЦЧР. И прежде всего, элита воронежского радиоэлектронного комплекса и ВПК (ныне - ОПК) в целом. Первый уменьшился в разы, как, впрочем, и второй. К тому же былые лидеры промышленников (например, Анатолий Часовских) крупно подвели отрасль в части нравственности и правого нигилизма. А назначение генерала Александра Андреева президентом Регионального объединения работодателей «Совет промышленников и предпринимателей Воронежской области» выглядит скорее неким странноватым жестом промышленников, нежели здравым и рациональным решением.

Поэтому самым слабым блоком в правительстве Алексея Гордеева является промышленный блок и, соответственно, прилегающий к нему инновационный блок. С экономическим блоком произошли существенные подвижки. Помог своими питомцами банкир Александр Соловьев. А в промышленном блоке – ключевом для процессов развития - пока креативных управленцев, профессионалов высшей квалификации не просматривается.

По существу, в области остались «боевыми» лишь две большие группы управленцев и депутатов, играющих ведущую роль в области. Это управленцы и специалисты из правительства и окружения губернатора - команда Алексея Гордеева. И плотная связка гордумы и мэрии Воронежа. Команду Гордеева представляют в основном технократы, а их ядро - молодые, грамотные и креативные экономисты. Вторую - бывшие комсомольские работники, ныне муниципальные управленцы, депутаты и выходцы из полутеневого бизнеса - новые молодые политики (подробно см. http://www.abireg.ru/index.php?idnews=7418&newscat=15). Шли они во власть в основном ради дополнительной поддержки и обеспечения своего бизнеса. И существенной отдачи от них на благо воронежцев и Воронежа пока не заметно за уже продолжительное время нахождения во власти городского округа Воронеж (в основном в гордуме). Большинство из них уже около 10 лет и более провели в городской власти, и результаты этого нахождения в ней налицо - в инфраструктуре и бюджетной обеспеченности Воронежа.

Противостояние этих двух групп естественно и неизбежно. И в том, что в городской власти будет наведен порядок – больших сомнений нет. И подчеркну, что главным тормозом развития Воронежской области и Воронежа было в недавнем прошлом противостояние областных властей и администрации Воронежа. Результатом же этого совершенно никчемного противостояния стала деградация инфраструктуры и человеческого капитала Воронежа и области в целом.

Табл. 2. Средняя производительность труда в текущих ценах за год в областях ЦЧР, РФ и
среднемировая в долларах по паритету покупательной способности (ППС) в 2005г. и 2008г.

Область

средняя произв.,

2005 г., тыс. руб.

тыс. долл.

по ППС, 2005 г.

средняя произв.,

2008 г., тыс. руб.

тыс. долл.

по ППС, 2008 г.

Липецкая

367.4

25.14

1. 481.9

33.7

Белгородская

306.1

20.86

2. 469.3

32.8

Курская

230.6

15.73

3. 283.8

19.9

Воронежская

184.2

12.6

4. 271.7

19.0

Орловская

129.4

8.9

5. 243.0

17.0

Тамбовская

202.3

13.85

6. 234.2

16.3

РФ

323.7

22.15

605.3

42.3

Среднемировая

-

20.93

-

22.4

Источник: Расчеты автора по данным ФСГС и ежегоднику The World Factbook.

Экономические показатели Воронежской области - низкие или средние. Особенно в части производительности труда (4-е место в ЦЧР, в 2,2 раза ниже среднероссийской и ниже среднемировой, табл.2), ВРП (52-е место) и бюджетной обеспеченности на душу населения, темпов роста экономики, качества жизни населения, инвестиционной привлекательности. Зато по дифференциации доходов 10% богатых и 10% бедных область обгоняет большинство регионов страны и средний показатель по стране. Сказывается превалирующий сектор теневой экономики.

В Воронеже тем временем специалисты КСП по проверке муниципального казенного предприятия «Производственная база ЖКХ» и МУП «Муниципальный информационно-вычислительный центр» (МИВЦ) за 2008-2009 годы выявили многочисленные финансовые нарушения, установили факты неэффективного использования средств. В процесс размещения муниципальных заказов Воронежа регулярно вмешивается прокуратура. Причем под аккомпанемент воронежских политологов, которые пишут такие здравницы мэрии и гордуме, словно только что вышли из властных городских кабинетов («МК» в Воронеже», 26 июля - 4 августа 2010 г., с. 3.).

Ни сам по себе «Родной Воронеж», ни советская номенклатура, в массе своей уже ушедшая в отставку по возрасту, ни некие мифические кланы вокруг личностей и организаций – т.н. центры влияния - не представляют непреодолимых препятствий для успешного развития региона при наличии сильного губернатора, сильной команды у него. И при системном подходе к модернизации экономики области. При сильной власти кланы уже как-то испарились, за исключением «Родного Воронежа». Гораздо опаснее общая жлобская, сугубо воронежская солидарность псевдоэлиты региона и особенно Воронежа. Это все – в основном накипь и пена от двадцати лет смуты, беззакония, жизни по понятиям, разгула коррупции и преступности. И остатки или останки советской номенклатуры. Солидарность этой псевдоэлиты определяется ее общей «серостью», правовым нигилизмом и непрофессионализмом. Они за счет солидарности и выживают, как могут. А четвертая власть в Воронеже – средства массовой информации – за малым исключением уже давно подавлена и выживает на деньги этой самой псевдоэлиты. Причем менять элиту в области на местных же особо не на кого. Отсутствуют в регионе профессионалы – трудоголики, сразу пригодные для элиты. Ее формировать и готовить надо. Хотя уже давно некому. Все больше в воронежскую элиту проходят дельцы и проходимцы. Потому надо приглашать со стороны грамотных технократов.
Но уже поставлены очень большие цели и задачи развития, которые с этим темным «прикупом» решать будет очень трудно.

Главным препятствием на пути успешного развития региона является низкое качество регионального человеческого капитала. Поднять качество ЧК в короткие сроки можно только за счет его притока в регион. Способен ли на это губернатор – большой вопрос. Время покажет.

Рыба гниет с головы, как известно. И когда высшие российская исполнительная и законодательная власти публично торгуются при принятии поправок в ФЗ о противодействии коррупции о том, какую же минимальную «взятку» должен по закону принимать чиновник официально в качестве подарка – 3 или 5 тысяч рублей, то она становится посмешищем в глазах всего мира, а не только в глазах собственного народа. Недаром же Россия так и не выполнила более половины из 26 рекомендаций Совета Европы по борьбе с коррупцией.

Что касается недавних пожаров, то они еще раз обнажили полную запущенность инфраструктуры Воронежа (включая технику для борьбы с пожарами), которая разрушается и деградирует уже 20 лет. И особенно быстро разрушалась при губернаторе Кулакове, при острейшем бюджетном голоде Воронежа (напомню, что большинство чиновников и депутатов из нынешней городской власти заседали в это время в гордуме и в основном помалкивали насчет бюджетной недостаточности Воронежа).

В Воронежской области около 50% населения кормится от теневой экономики. Подобной проблемы не существует ни в одном регионе России с преобладающим славянским населением. И это одна из важнейших и первоочередных проблем, которую пытается разрешить губернатор Алексей Гордеев.

Есть и настоящая элита, отодвинутая авторитетными предпринимателями и пробивными дельцами на обочину жизни. Вдохнуть в них креативность и оптимизм уже сложно. Не верит она в нынешнюю власть. Основными поставщиками управленцев в область могут стать сильные российские города, в том числе из сибирских регионов (Новосибирск, Томск, Иркутск, Красноярск), Москва, Санкт-Петербург, отдельные региональные банки и промышленные предприятия. А из торговцев и теневиков честную и эффективную власть создать невозможно.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0