30 сентября 2025, 12:15
Экономические деловые новости
Экономические деловые новости
Экономические деловые новости

«Приговор российской социологии: за что убили одну из главных наук власти»

30.09.2025 10:18
Автор:
«Приговор российской социологии: за что убили одну из главных наук власти»
Фото из архива Екатерины Марочкиной
Российская социология превращается в элитарную услугу для богачей. Массовые опросы прекращают работу из-за новых правил маркировки звонков. 18 колл-центров уже закрылись по всей стране.

Социологи говорят: если людей никто не будет слышать – к чему мы придем? Власти могут остаться без главного инструмента понимания общественных настроений перед выборами в Госдуму 2026 года.

Крах отрасли в цифрах

Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89» объявила о катастрофе в российской социологии. Из 26 специализированных компаний 18 уже прекратили работу. Закрылись колл-центры в Перми, Новосибирске, Томске и Владимире.

Председатель ассоциации Екатерина Марочкина объясняет масштаб проблемы: «Для получения одного интервью приходится делать до 1200 случайных звонков. В прошлом году наши 46 компаний совершили 5,7 миллиарда звонков».

Себестоимость каждого интервью выросла в 5-20 раз. Операторы берут 25-50 копеек за каждый вызов, независимо от результата. «Маркировка, которую мы оплачиваем, видна абоненту только в случае связи 4G и не на всех моделях смартфонов», – говорит Марочкина.

Воронежский институт «Квалитас», работающий с конца 1980-х, заявляет о прекращении телефонных опросов. Директор Александр Романович предупреждает: «Себестоимость каждого интервью теперь вырастет кратно, понятно, что ни один заказчик за это платить не будет».

Технический абсурд

Операторы взимают плату даже за звонки на выключенные телефоны. Екатерина Марочкина поясняет: «Биллинговые системы операторов не могут корректно определить дошедшие до абонента звонки. Это означает массовое нарушение принципа «до 3 секунд не тарифицируется», который десятилетиями действовал в телекоме».

Кроме того, исследовательские компании могут получить штраф за опрос респондента, если предварительно не получили его согласие. «Вся отрасль социологии станет очень дорогой», – констатирует Марочкина.

Политические последствия

Ассоциация предупреждает: перед выборами в Госдуму в 2026 году политические партии могут остаться без объективных данных о реальных настроениях граждан. Под угрозу попадает оценка эффективности работы губернаторов и муниципальных властей.

Вице-спикер Госдумы Вячеслав Даванков подтверждает: «Для политиков и управленцев социология – один из важнейших инструментов, чтобы понять, что волнует людей. Именно телефонные опросы дают наиболее достоверные данные».

Политолог Александр Немцев отмечает: «Современные политические партии ориентируются на интуицию в большей степени, нежели на социологические опросы. Но в подкреплении социология имеет достаточно серьезную роль».

Обращение к власти

Ассоциация направила письма президенту Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву от имени 46 участников и более 4000 сотрудников. Они просят ввести мораторий на исполнение закона на год.

Конкретные требования: запретить взимание платы за звонки длительностью менее трех секунд, отменить штрафы для социологических исследований, закрепить отдельный статус соцорганизаций.

Марочкина задается вопросом: «Если так пойдет и людей никто не будет слышать, к чему мы придем?»

Жалоба в ФАС

Ассоциация подала жалобу в Федеральную антимонопольную службу на «МегаФон» и «ВымпелКом». Социологи настаивают на признании незаконными тарифных условий по маркировке звонков.

«Такие практики противоречат Гражданскому кодексу, закону "О связи", постановлению Правительства РФ № 1994 и антимонопольному законодательству, так как клиент обязан оплачивать только реально оказанные услуги», – комментирует Марочкина.

Ассоциация указывает на схожие тарифные условия у всех операторов и просит ФАС рассмотреть признаки картельного соглашения.

Концентрация рынка

Аналитик Сергей Заверский прогнозирует резкую концентрацию социологических исследований вокруг нескольких крупных игроков. «Проблема не только в том, что закроются отдельные компании, но и в сокращении объема региональных исследований», – поясняет эксперт.

Эксперт Тимур Османов отмечает дополнительную проблему: «За последние два-три года показатель достижимости респондентов заметно снизился. Основная причина – недоверие людей к звонкам с незнакомых номеров».

Альтернативные мнения

Юрист Анна Барабаш считает жалобы социологов необоснованными: «Дополнительная плата операторами взимается не за звонки, а за соединение и маркировку звонящего. Вне зависимости от того, взял ли абонент трубку, оператор предоставил звонящему услугу».

Директор воронежского контакт-центра «Телесейлз Сервис» Константин Шнайдерман видит в законе стимул к развитию: «Массовые «холодные» обзвоны действительно потеряют эффективность. Для нас это означает необходимость пересмотра подходов: от акцента на количество звонков к качеству».

Будущее отрасли

Александр Романович из «Квалитаса» предупреждает о кадровых проблемах: «В случае отмены введенных поправок восстановление сегмента социологических опросов может быть осложнено нехваткой квалифицированных кадров».

Ассоциация «Группа 7/89» объединяет компании из 32 городов РФ и проводит около 55% всего объема телефонных опросов в стране. Если социологи правы в своих прогнозах, российская власть рискует остаться без одного из главных инструментов понимания общественного мнения.

Комментарии 0