WorldClass

21 сентября 2024, 15:41
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежская панорама // Почему «паркетная журналистика» правит бал?

06.08.2010 11:13
Со сменой региональной власти, с назначением губернатором Воронежской области Алексея Гордеева, как и следовало ожидать, произошли значительные изменения в расстановке сил в региональных СМИ. Алексей Гордеев или его команда вполне логично сделали ставку на новые кадры, не связанные какими-то деловыми или личными отношениями с прежней региональной властью. С одной стороны, новые - во всех смыслах - назначенцы в сфере СМИ - начали устанавливать новые правила и диктовать новые условия игры.

Со сменой региональной власти, с назначением губернатором Воронежской области Алексея Гордеева, как и следовало ожидать, произошли значительные изменения в расстановке сил в региональных СМИ. Алексей Гордеев или его команда вполне логично сделали ставку на новые кадры, не связанные какими-то деловыми или личными отношениями с прежней региональной властью. С одной стороны, новые - во всех смыслах - назначенцы в сфере СМИ - начали устанавливать новые правила и диктовать новые условия игры. Ряд экспертов поспешил заявить, что «свободная, независимая журналистика» в Воронежской области закончилась, но в то же время ряд других экспертов от СМИ, отдавших этой отрасли большую часть жизни и судьбы, считает, что искусство паркетной журналистики - в определенном смысле одна из ипостасей настоящего мастерства, особенно если сочетается с профессиональной экономической или политической аналитикой. Почти по Пушкину, который, как известно, стал первым в России профессиональным литератором, человеком, ЗАРАБАТЫВАВШИМ СВОИМ ТВОРЧЕСТВОМ, «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать...». Наш собеседник - известный политолог, в прошлом или даже не в прошлом известный журналист Дмитрий НЕЧАЕВ.

- За последнее время, до пожаров, существенно изменился медийный ландшафт региона. Были назначены новые редакторы муниципальной и областных газет. Речь идет о газете «Берег», впрочем, до выборов Колиуха, она фактически «болталась в проруби». Но речь также идет о смене главных редакторов областных газет, издающихся под эгидой областного Правительства, - «Молодой коммунар». «Воронежский курьер», а также об уходе в отставку одного из мастодонтов воронежской журналистики - главного редактора газеты «Коммуна». Как бы Вы прокомментировали закономерность или целесообразность происходящего?

- Я считаю, что расстановка сил в медиасообществах не закончена, что изменения будут продолжаться на уровне Воронежской области. И это естественно. Почему? Потому что медийная структура адаптируется к существующей конфигурации политических сил, существующих раскладов, к существующим центрам влияния. А поскольку в конфигурации политических сил постоянно идут изменения, и таких центров политического влияния в Воронежской области несколько - самый значительный центр во главе с губернатором Алексеем Гордеевым, есть центр во главе с председателем Центрально-Черноземного банка Сбербанка России Александром Соловьевым, воронежский центр во главе с Сергеем Колиухом, две-три бизнес-группировки. Эти центры влияния конкурируют между собой, несмотря на то, что есть условно и реально доминирующий центр влияния вокруг губернатора Гордеева. Я бы не стал сбрасывать со счетов и некий центр влияния, тандем Кулакова с депутатом Государственной Думы Сергеем Чижовым. Поэтому существует видимая и невидимая конкуренция среди этих центров влияния. Исторические традиции нашего региона говорят о том, что по большому счету какого-то единого центра влияния может и не сложиться, поскольку существующая экономическая конкуренция, безусловно, будет порождать политическую конкуренцию. Поэтому различные группы в СМИ, как в печатных, электронных, так и в Интернет-ресурсах будут адаптироваться, приспосабливаться к тем центрам влияния, которые на сегодня сложились, и, разумеется, ориентироваться на их интересы. Я уверен, что медиа-структуры, сейчас в большей степени, чем когда-либо, отражают и выражают интересы конкретных центров влияния.

- Как бы Вы определили, кто кому «печет» заказные медийные пирожки?

- Я могу сказать, что, по большому счету, на сегодняшний день СМИ можно условно разделить на три сегмента: это СМИ, которые ориентированы на губернатора Гордеева и его центр влияния, центр формирующийся, усиливающийся, второй «пул» - это СМИ, ориентированные на мэра города Сергея Колиуха и вместе с ним на Воронежскую городскую Думу, это достаточно мощный ресурс СМИ. И третья группа - это относительно независимая группа СМИ, которая в той или иной степени ориентируется либо на тот, либо на другой ресурс власти. В отличие от того, что было 10 лет назад, количество СМИ, которые проводят либо полностью (это вообще редкость!) независимую линию, либо делают попытки в этом направлении, (кстати, именно от них зависит показ различных точек зрения и некая объективная информация) очень мало. Я считаю, что в дальнейшем все больше и больше СМИ будут выражать мнение каких-либо определенных политических группировок и рассуждать о независимости примерно так же, как светские или гламурные барышни рассуждают о достоинствах того или иного салона красоты.)

- Скажите, а как бы Вы прокомментировали смену главных редакторов в «Воронежском курьере» и в «Коммуне»?

- Все, что произошло и в «Курьере» и в «Коммуне», было ожидаемо. Причем в «Курьере» должно было произойти гораздо больше, потому что это - газета администрации области. А когда меняется вся система власти, должен меняться и главный редактор. И вообще, по моему мнению, то, что газета, которая является фактически структурой государственного учреждения, исповедует иную точку зрения, это вообще был политический нонсенс, поэтому изменения в «Курьере» закономерны, просто, по логике, они должны были произойти еще раньше. А что касается «Коммуны», в данном случае я думаю, что кроме субъективных причин, того во многом частного конфликта, который произошел, с одной стороны, между региональной властью, с другой стороны, между руководством газеты и частью Областного Союза журналистов, существовала такая объективная причина, как процесс смены поколений. Новые руководители этих СМИ по-своему выстраивают концепцию развития газеты, творческую линию, политическую линию, она еще будет меняться в силу того, что эта позиция еще не устоялась. Поэтому я думаю, что в течение года эта позиция будет интегрироваться и меняться. Теперь «Курьер» четко ориентирован на губернатора, на политическую линию федерального центра, конечно, это издание будет в меньшей степени отражать события в политической сфере, а в большей степени будет ориентироваться на общественно-политические процессы в регионе, затрагивающие деловые, бизнес-связи. Что касается «Коммуны», то линия будет меняться, становиться более корректной, более дипломатичной. В большей степени будут учитываться интересы различных политических сил. С одной стороны, материалы в газете будут менее острыми, чем за последний год, но, вместе с тем, это будет относительно независимое издание, которое будет демонстрировать относительную лояльность региональной и городской власти.

- Но самое главное - не в существующем формате издания, а в том, что на смену легендарным в определенном степени редакторам приходит молодая смена. И на мой взгляд, принципиальное отличие нового поколения, которое несет с собой новую систему взглядов, ценностей, по-новому выстраивает отношения, заключается в том, что на смену журналистике мнений приходит паркетная журналистика или даже, слава Богу, что это пока редкость, коммерческий отдел вместо редакции?

- Отчасти это так. С вашим тезисом я соглашусь и полагаю, что причина появления паркетной журналистики связана не столько с ситуацией в Воронежской области, сколько с ситуацией во всей Российской Федерации. С другой стороны, негатив в словосочетании «паркетная журналистика» я не вкладываю, потому что паркетная журналистика тоже может быть очень информативной, она может быть очень качественной, но все-таки она остается паркетной. Я так думаю, что это общероссийская тенденция. Паркетная журналистика - уже сложившееся явление, скажем, у наших соседей, успешных в экономических проектах, Белгородской и Липецкой областях. Я уверен, что воронежская журналистика будет менее паркетной, чем у соседей. Безусловно, сменившее поколение редакторов, ведущих журналистов СМИ будет дистанцироваться от этой паркетной журналистики, и их тренд будет обозначен как попытка передать позицию интеллектуального города Воронежа, интеллектуальную позицию областной и городской власти. Именно в этих рамках будет тренд развития воронежской журналистики.

- В Воронеже в больше степени будут доминировать, как и в целом по России, развлекательные СМИ или деловая журналистика?

- Если рассматривать 4 основных сегмента, скажем, в печатном СМИ, то можно выделить общественно политические издания, категорию деловых изданий, категорию «желтой прессы» - я не вношу в это негативный смысл, а также информационно-рекламные издания. Это 4 основных сегмента, которые есть у печатных СМИ. Я думаю, что процент развлекательный, безусловно, будет увеличиваться, и власть сейчас, как федеральная, так и региональная, не очень заинтересована в поиске серьезных ответов на сложные вопросы, политические вопросы, потому что ответы на них могут быть вовсе не прогнозированы. Это такие вопросы, как «Почему существует несправедливость в доходах?», «Почему так однобоко развивается экономика?». И ответы на эти вопросы могут приводить не всегда к корректным выводам, поэтому доля развлекательных изданий будет расти.

Что касается деловой журналистики и вообще деловых СМИ, это очень сложное направление, если специализироваться в этой сфере, нужно обладать экономическими знаниями. Любое действие власти или бизнеса нужно рассматривать с точки зрения экономической теории и практики. И соответственно для этого необходима очень серьезная солидная подготовка. К сожалению, наши вузы, даже профильные факультеты, пока не могут готовить качественных журналистов в этой среде, поэтому людей, которые пишут на экономические темы, - единицы. Я бы даже их назвал по пальцам, потому что есть у них конкретные имена и их, безусловно, меньше, чем 10 человек. Я полагаю, в деловых изданиях будет 2-3, максимум 5 - в нашем регионе. Сейчас есть востребованность в экономической аналитике, на это ориентирована политическая элита, этот сегмент будет жить, он будет достаточно влиятельным, несмотря на закрытость некоторых тем. Уверен, что, чем дальше, тем больше будет закрытых тем, потому что бизнес не заинтересован в прозрачности априори. Но эти СМИ выживут, будут развиваться, несмотря на то, что они будут только в виде электронных ресурсов, а если они будут развиваться в печатном виде, то их тиражи будут скромными, но, как и деловые ресурсы, специалистами они будут цениться больше, чем развлекательные и информационные СМИ.

Беседовала Елена Самохвалова
Воронежская панорама, №170, 6 августа 2010 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0