Министерство энергетики РФ признало текущую маржинальность топливной розницы недостаточной и предложило изменить механизм ценообразования. Ведомство считает целесообразным отказаться от привязки стоимости топлива к индексу потребительских цен в пользу более гибкого композитного индекса ценового давления. Об этом говорится в письме первого замглавы Минэнерго Павла Сорокина в профильные ведомства.
Концепцию композитного индекса инфляции ранее предложил Российский топливный союз с пояснением, что в структуру потребительских расходов населения в рамках расчета ИПЦ входит около 800 позиций. Подавляющее большинство из них не влияет на себестоимость на предприятиях топливообеспечения. В то же время предложенный композитный индекс будет учитывать рост налоговой нагрузки, тарифов на логистику и ЖКХ, увеличение затрат на обновление оборудования и повышение фонда оплаты труда.
По данным Минэнерго, ситуация с доходностью в отрасли критическая. Расчеты показывают, что средняя чистая маржа АЗС при закупке топлива в мелком опте сейчас отрицательная и составляет минус 6,3 рубля на литр. В частности, валовая маржа по бензину АИ-92 составляет минус 2,1 рубля, по АИ-95 – минус 1 рубль. Положительная динамика сохраняется только по дизельному топливу, но этого недостаточно для покрытия общих операционных затрат.
Анализ профильного министерства показал диспропорцию: за 2025 год композитный индекс затрат вырос на 14%, тогда как официальная инфляция составила лишь 5,3%. При этом розничные цены на бензин увеличились в диапазоне 11,5-12,7%. Согласно прогнозу, в 2026 году новый индекс также будет опережать общую инфляцию: 5,7% против 4%.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша указывает на главный перекос рынка: оптовые цены свободны и растут, а розничные искусственно зажаты в рамках общей инфляции, которая часто не отражает реальные затраты бизнеса. Только операционные расходы АЗС: зарплаты, налоги, логистика – уже достигли 8 рублей на литр. В таких условиях даже нефтяным гигантам сложно держать цены, а независимые заправки стоят перед выбором: либо закрываться, либо повышать цены и терять клиентов. Поэтому Аркуша предлагает изменить формулу регулирования. По его словам, нужно учитывать реальные расходы отрасли, а не абстрактные цифры общей инфляции.
«Инициатива Минэнерго абсолютно своевременна. Она отражает реальное положение дел на топливном рынке. В Воронежской области эти проблемы ощущаются особенно остро: за последние месяцы закупочные цены выросли существенно быстрее, чем мы можем повышать розницу, не теряя клиентов. Зарплаты, налоги, логистика, обслуживание оборудования – все это растет быстрее официальной инфляции. Переход на композитный индекс позволит учитывать реальную структуру наших издержек, а не абстрактную корзину потребителя. Это не значит, что цены сразу взлетят. Они будут расти обоснованно, прозрачно и позволят малому бизнесу выживать, а не закрываться», – прокомментировал директор независимой сети АЗС ГНГ, расположенной на юге Воронежской области, Сергей Витколов.
Отраслевые эксперты считают переход на новую методику целесообразным. По их мнению, в этом году рынок столкнулся со «сверхинфляционным» ростом основных издержек: значительно выросли акцизы, налог на прибыль и железнодорожные тарифы. Специалисты полагают, что внедрение композитного индекса позволит повысить эффективность независимых АЗС и упростит регулирование рынка без директивного вмешательства государства.













