04 декабря 2025, 17:18
Экономические деловые новости
Экономические деловые новости
Экономические деловые новости

«Работа аппарата правительства жестко встроена в управленческую философию губернатора», – Сергей Трухачев

04.12.2025 16:18
Автор:
«Работа аппарата правительства жестко встроена в управленческую философию губернатора», – Сергей Трухачев
Фото – правительство Воронежской области
Рейтинг влиятельности Воронежской области 2025 – Первый заместитель губернатора Воронежской области – руководитель аппарата губернатора и правительства региона Сергей Трухачев о специфике работы первых помощников главы региона.

— Сергей Борисович, насколько сегодня отлажена работа аппарата губернатора и правительства Воронежской области?

— Эта работа постоянно совершенствуется, хотя в каких-то моментах, как нам говорят коллеги из других регионов или даже иностранных делегаций, доведена до автоматизма. Это приятная оценка. Но она затрагивает лишь одно из направлений работы аппарата, так скажем, более публичное – работу протокола губернатора. В целом же и моя работа, и остальных коллег сегодня довольно жестко встроена в управленческую философию губернатора. Мы стараемся создать для него максимально комфортные и предсказуемые условия. Даже в случае каких-то чрезвычайных ситуаций вокруг главы региона не должно быть ни малейшей паники или неопределенности. В сегодняшних условиях этого зачастую не просто добиться, но нам удается.

— Вы также отвечаете за реализацию и формирование государственной кадровой политики в Воронежской области. И в последнее время мы видим, что деятельность управления госслужбы и кадров все чаще освещается в информационном поле. С чем это связано?

- Управление государственной службы и кадров правительства области действительно проводит сегодня большую работу и выполняет важные функции, помимо своих непосредственных задач. Например, как вы знаете, именно это структурное подразделение курирует программу профессиональной адаптации участников специальной военной операции – «Герои земли Воронежской». Наша область вошла в число пилотных регионов, сразу включившихся во внедрение проектов, аналогичных федеральной кадровой программе «Время героев». В рамках кадровой программы мы одними из первых среди всех субъектов страны создали портал с информацией для участников СВО о трудоустройстве, открытии бизнеса, помощи семьям, мерах реабилитации. К теоретической части обучения постарались привлечь высококлассных преподавателей, специалистов и экспертов. А практическую стажировку участники и ветераны спецоперации проходят в органах власти с кураторами из числа руководителей высокого уровня.

Коллеги из управления государственной службы и кадров также организуют ежегодное повышение квалификации глав муниципальных районов и городских округов по различным программам, которое можно считать не просто традиционным, а настоящей «визитной карточкой» развивающего образовательного взаимодействия органов публичной власти Воронежской области.

Кроме того, по инициативе губернатора нами совместно с Корпоративным университетом правительства Воронежской области и Высшей школой государственного управления РАНХиГС реализована большая программа «Управленческое мастерство: развитие команды региона». А в начале декабря в Воронеже работала программа развития муниципального кадрового управленческого резерва «Школа мэров». Она разработана по поручению президента России Владимира Путина и реализуется ВШГУ Президентской академии при поддержке администрации президента РФ и ВАРМСУ. Ценность этого проекта – в его практической направленности. Всеми организационными вопросами при этом также занималась наша кадровая служба.

— Еще одно крупное направление вашей работы – дорожная деятельность. Сегодня много говорят о том, что Воронежская область не только ремонтирует свои дороги, но и помогает в восстановлении инфраструктуры в ЛНР. На каком этапе находятся подшефные проекты?

— Этот блок работ уже завершен. В 2025 году в Новопсковском и Белокуракинском округах отремонтировано 37,8 км автомобильных дорог на сумму 917 млн рублей, степень готовности по объектам — 100%. Дополнительно, уже в процессе реализации контракта, возникла необходимость в капитальном ремонте моста через реку Белая и прилегающих 180 м дорожного полотна — эти работы также выполнены в полном объеме. С 2022 по 2025 годы в рамках Специального инфраструктурного проекта мы восстановили 111 км дорог в Меловском, Марковском, Новопсковском и Белокуракинском районах, обеспечив устойчивое транспортное сообщение, движение школьных и пассажирских маршрутов и доступность социальных объектов, причем все решения принимались в тесном взаимодействии с местными жителями и властями.

— Перейдем к самой Воронежской области. Вы курируете дорожное строительство в области с 2021 года. Если подвести итоги пятилетнего периода, какие достижения вы бы назвали базовыми?

За последние пять лет мы серьезно продвинулись вперед. Отремонтировано свыше 1,7 тыс. км региональных трасс — это примерно одна восьмая от общей протяженности сети. По доле дорог, соответствующих нормативам, регион сейчас занимает 13-е место в стране и второе — в Центральном федеральном округе.

— Как, на ваш взгляд, изменилась за последние годы система управления дорожным хозяйством в регионе? Можно ли сказать, что она работает эффективно?

— Да, нынешняя модель управления дорожными работами демонстрирует высокую результативность. Это подтверждается как объемами выполненных ремонтов, так и итогами национального проекта «Безопасные качественные дороги», завершившегося в 2024 году. Воронежская область вошла в число лидеров Центрального федерального округа по доле дорог, соответствующих нормативным требованиям, и реализовала десятки крупных инфраструктурных проектов, значительно улучшив транспортную связанность территории.

— Значит, можно говорить о том, что системная работа выстроена?

— Совершенно верно. Результат — это итог планомерной, многолетней работы и устойчивого взаимодействия с федеральным центром, в том числе по линии софинансирования. Это позволяет региону участвовать в ключевых инфраструктурных программах и своевременно обновлять дорожную сеть.

— Как изменился объем финансирования дорожной отрасли в последние годы и на что он в первую очередь направлен?

— В 2025 году бюджет дорожных работ в области увеличен до рекордных 34,5 млрд руб. Это позволило завершить ремонт 352 км автомобильных дорог регионального значения с общим объемом вложений порядка 10 млрд руб.

— Как изменилась ситуация с дорогами в муниципалитетах?

— По решению губернатора Александра Гусева муниципальным образованиям предоставлены субсидии в размере 6,3 млрд руб. Эти средства направлены на капитальный ремонт и обновление почти 1 тыс. км дорог местного значения, что заметно улучшает транспортную доступность, особенно в сельских районах. За счет средств областного дорожного фонда в нормативное состояние приведено более 4,5 тыс. км дорог местного значения. Параллельно мы отремонтировали 34 моста и путепровода, завершили реконструкцию крупных переправ через Дон и заменили большинство понтонных мостов капитальными инженерными сооружениями.

— Каким вы видите масштаб дорожной кампании 2026 года и ее основные параметры?

— Подготовительная работа уже завершена. Министерством дорожной деятельности заключены контракты на ремонт 244 км региональных автодорог в 27 муниципальных районах. Общий объем финансирования — 6,1 млрд руб., из которых более 3 млрд руб. составляет федеральное софинансирование в рамках нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».

— Когда планируете выходить на объекты и что ставите во главу угла при выполнении этих контрактов?

— Как только весной 2026 года установятся подходящие погодные условия, подрядные организации смогут сразу приступить к работам. Для нас принципиально важно не только соблюсти календарный график, но и обеспечить стабильное, прогнозируемое качество ремонта на каждом участке.

— Вы неоднократно акцентировали внимание на мостах и переправах. Почему именно они занимают такое особое место в повестке?

— Это инфраструктура, которая не всегда бросается в глаза, но именно она держит на себе всю транспортную систему. Губернатор Александр Гусев уделяет строительству и ремонту дорог в регионе приоритетное внимание, потому что это напрямую влияет на безопасность движения и благополучие людей. По сути, через дорожную инфраструктуру формируется новая философия качества жизни в области.

— Где сейчас идут основные дорожные работы в Воронеже, какие их участки вы считаете стратегическими для города?

— Среди наиболее значимых проектов — реконструкция путепроводов на улицах Ленина и 9 Января, модернизация плотины водохранилища, ремонт улицы Острогожской. На завершающей стадии два из трех этапов реконструкции развязки на Ленинском проспекте и улице Остужева — одного из самых загруженных транспортных узлов городского трафика. Также вы знаете, что уже практически завершен третий этап строительства дублера Московского проспекта. В целом в 2025 году в Воронеже ведутся работы более чем на 60 объектах улично-дорожной сети, а общий объем субсидий городу составляет около 10 млрд руб.

— Если взять конкретику этого года: какие объекты в Воронеже вы бы привели как пример качественно и в срок выполненных работ?

— По сути, все ключевые участки городских магистралей завершены в установленные сроки и в соответствии с нормативно-технической документацией. Среди них улицы Плехановская, Кольцовская, Театральная, Платонова, Московский проспект, Героев Сибиряков, площадь Ленина, улицы Брусилова и Бурденко (включая эстакаду над парком «Центральный»), Димитрова и ряд других. Все замечания, выявленные в ходе контрольных мероприятий, подрядчики устраняли оперативно.

— Один из больных вопросов для автовладельцев — въезд в Воронеж со стороны Тамбова. Как продвигается эта тема?

— Мы продолжаем переговоры с федеральным центром о дальнейшем расширении въезда с тамбовского направления. Этот участок давно требует современного технического решения, чтобы разгрузить южный транспортный коридор. Рассчитываем на позитивный итог переговоров и получение федерального софинансирования; важно, что проект уже был поддержан сенаторами в ходе Дней Воронежской области в Совете Федерации.

— Давайте поговорим о безопасности. Какие инженерные решения сейчас применяются, чтобы снизить аварийность на дорогах?

— В рамках комплекса мероприятий по повышению безопасности дорожного движения мы направляем около 500 млн руб. До конца года планируется обустройство более 50 км искусственного электроосвещения, строительство 29 тротуаров, восстановление 49 пешеходных переходов и установка порядка 40 км барьерных ограждений.

— Видите ли вы результат этой работы в статистике ДТП?

— Да, эффект есть. Мы последовательно работаем над тем, чтобы снижать смертность на дорогах и общее количество аварий, особенно в сложный зимний период. С января по октябрь нынешнего года смертность в ДТП снизилась на 13,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

— Тема контроля за соблюдением правил традиционно резонансная. Как выстраивается работа по обеспечению порядка на дорогах?

— Мы уделяем большое внимание состоянию и режиму эксплуатации уже отремонтированных автодорог, где нередко возникает соблазн нарушать скоростной режим. В регионе действует система фото- и видеофиксации нарушений ПДД, которая в первую очередь ориентирована на профилактику. Это дает эффект неотвратимости наказания: за пять лет количество комплексов выросло в три раза, сейчас их 372. В Воронежской городской агломерации реализован первый этап интеллектуальной транспортной системы.

— Для сохранности покрытий немаловажно контролировать нагрузку от тяжелого транспорта. Как организован весогабаритный контроль?

— На территории области функционируют девять автоматических постов весогабаритного контроля, еще пять находятся в стадии установки. Их задача — не пополнение бюджета, а защита дорожной инфраструктуры и повышение безопасности движения.

— С точки зрения дорожных служб, регион готов к холодному время года?

— Да, в зимний сезон регион входит с высокой степенью готовности.

— Если перейти к исполнителям: кто сегодня формирует «костяк» дорожной отрасли в регионе?

— В Воронежской области работает свыше 50 дорожных и проектных организаций. Большинство подрядчиков добросовестно исполняют контракты, соблюдают сроки и требования стандартов. Мы сознательно не выделяем отдельные компании, чтобы сохранять объективность, но в целом можно говорить о сформированном устойчивом профессиональном пуле, способном реализовывать проекты высокой степени сложности.

— Наконец, об инновациях. В регионе обсуждалось сотрудничество с «Сибуром» и использование новых материалов. Как обстоят дела с этим направлением?

— В 2024–2025 годах активно обсуждалась инициатива компании «Сибур» по запуску в Воронеже импортозамещающего производства катализатора н-бутиллития, применяемого при создании новых типов асфальта с увеличенным сроком службы. В рамках соглашения между правительством области и холдингом ведется совместная работа по внедрению полимерных добавок в асфальтобетонные смеси.

— Удалось ли уже увидеть практический эффект от применения таких технологий?

— Да, уже есть первые результаты: в текущем году с использованием новых материалов уложено свыше 100 км асфальтобетонного покрытия на региональных трассах. Мы рассчитываем, что внедрение полимерных добавок значительно повысит устойчивость дорожного полотна к нагрузкам и климатическим воздействиям, сократит потребность в текущих ремонтах и обеспечит более рациональное использование бюджетных средств.

Комментарии 0