Ан-148-100 авиакомпании ГТК «Россия» с бортовым номером 40-03, первый серийный самолет этого типа, выпущенный «Воронежским акционерным самолетостроительным обществом» (ВАСО), прибыл на авиазавод для прохождения ряда процедур в рамках исполнения производителем гарантийных обязательств. Заместитель генерального директора - технический директор предприятия Александр Ткачев рассказал корреспонденту «АвиаПорта» о том, какие работы будут проведены на самолете, а также о перспективах наращивания выпуска этих лайнеров.
- На Ан-148 с бортовым номером 40-03 планируется провести достаточно большой объем работ. Прежде всего, речь идет о бюллетенях, связанных с обеспечением безопасности полетов. Однако ряд работ связан и с обеспечением комфорта пассажиров и удобства эксплуатанта. К примеру, доработке подлежат багажные полки: в отдельных местах салона они оказались не очень удобными, в первую очередь для тех пассажиров, кто занимает последние ряды кресел.
По соглашению о гарантийной поддержке, которое заключили ВАСО и ГТК «Россия», подобные операции должны выполняться на авиационной базе. Но в ходе эксплуатации обнаружился ряд дефектов, устранить которые в рабочем порядке, в процессе эксплуатации, так и не удалось. Поэтому будем исправлять некоторые проблемы на заводе. Мы обратились к руководителю авиакомпании ГТК «Россия» Сергею Белову с просьбой, чтобы он рассмотрел вопрос о передаче машины 40-03 на ВАСО. Он согласился, мы подписали двухсторонний договор и перегнали машину в Воронеж. Сейчас проведен осмотр, уточнен объем работ. А после внесения всех изменений нужно будет провести дополнительные полеты, оценить, как все это себя ведет в воздухе.
Борт 40-03 будет находиться на ВАСО три месяца. Естественно, ВАСО компенсирует ГТК «Россия» вынужденный простой борта, ведь на время ремонта авиакомпания поставит на линию другое воздушное судно, которые по топливной эффективности рядом не стояло с нашей машиной.
- Каков будет размер компенсации?
- После того, как авиакомпания подсчитает свои убытки, она выставит счет. Сейчас озвучивать эту цифру рано.
- Вообще такой подход, скажем прямо, не типичен для отечественной промышленности…
- Почему мы уделяем Ан-148 столь пристальное внимание? ВАСО вместе с ОАК внедряет новую систему послепродажного обслуживания. Не секрет, что в рамках послепродажной поддержки российских самолетов отсутствует постоянный мониторинг технического состояния. А ведь авиакомпаниям необходимо помогать осваивать в эксплуатации новые машины. Мы видим, что можем быть полезны, и предлагаем свои консалтинговые услуги.
Тем более что ГТК «Россия» - наш стартовый заказчик, и для нас это своего рода PR-кампания. Рынок для Ан-148 уже выстраивается: ГТК «Россия» берет шесть самолетов, в опционе поставка еще девяти машин, следующий наш покупатель - авиакомпания «Полет», и так далее.
- Какое количество бюллетеней по необходимым доработкам на эксплуатируемом флоте уже выпущено?
- На борту 40-03 мы планируем внедрить около 19 серьезных бюллетеней. Еще будут проведены так называемые работы по улучшению - как для пассажира, так и для обслуживания, эта работа идет по техпаспортам. ВАСО дает длительную гарантию на Ан-148, соответственно, наша бригада сопровождения и гарантийная бригада заинтересованы внедрить все возможные улучшения. Мы с удовольствием бы внедрили еще один бюллетень, но это уже зависит от разработчика. Он связан с дверью-трапом. В эксплуатации дверь-трап не вызывает никаких нареканий. Однако у ВАСО уже есть наработки в части изменения технологичности этой конструкции, что позволило бы сократить трудоемкость и себестоимость изготовления.
- По трем Ан-148, которые также эксплуатируются ГТК «Россия», аналогичные бюллетени планируется выполнять на базе в «Пулково»?
- Конечно. На машине 40-03 мы отработаем технологии и «втащим» их в межполетное обслуживание, чтобы самолет не снимать с линии.
- А на пятой и шестой машине, которые еще только будут поставляться ГТК «Россия», учтены эти доработки?
- Да. Пятый самолет передаем заказчику полностью отработанным.
- Когда могут быть поставлены пятая и шестая машины?
- Пятую машину ГТК «Россия» просит передать в районе 25 августа, пока идем по графику. Полетные испытания могут быть задержаны на день-два, поскольку самолеты МЧС из-за пожаров сейчас используют заводскую полосу ВАСО. Но пока мы находим «окна», летаем в промежутках между вылетами МЧС. Шестую машину ВАСО должен отправить заказчику в октябре.
- А что касается последующих машин?
- Седьмой Ан-148 передается в декабре 2010 года. И до конца 2011 года ВАСО выходит на выпуск двух самолетов в месяц. Почему этого не произошло раньше? Дело в том, что «Антонов» начал строить 158-е машины, и ВАСО вынуждено взять на себя выпуск ряда комплектующих, которые раньше делала для нас Украина. В частности, ВАСО само изготавливает фюзеляж, из Украины завод получает только одно крыло и двигатель.
- Где будет осваиваться производство крыла?
- Не в Воронеже. Сейчас рассматривается либо казанский авиазавод, либо самарский «Авиакор». По программе Ан-148 стоит задача постепенно наладить выпуск всего самолета на территории России, тем более что потенциальным заказчиком является Минобороны РФ.
- ВАСО готовится передать заказчику пятую машину. Можно ли сказать, что технология по сборке уже отработана, что наблюдается сокращение трудоемкости производства?
- Да, по сравнению с первым Ан-148 трудоемкость уменьшилась примерно на 40%. К концу года ожидаем до 50%. Если бы ВАСО выпускал только Ан-148, мы уже давно трудоемкость вдвое уменьшили бы. Но сейчас мощности завода распределены на три изделия. Первое - Ил-96, причем каждый самолет собирается под конкретного заказчика. Строили транспортный Ил-96-400Т, сейчас делаем два «с нуля» в гражданском исполнении Ил-96-300. У (генерального директора ОАО «Ильюшин Финанс Ко») Александра Рубцова и руководства Управлением делами президента РФ, кстати, есть сильное желание доработать два борта, которые ранее эксплуатировались «КрасЭйр». По программе Sukhoi Superjet 100 увеличиваются заказы на поставку агрегатов - это уже третья программа ВАСО.
- Удается ли сокращать себестоимость выпуска Ан-148 в силу снижения трудоемкости?
- К сожалению, за последний год сильно выросли в цене комплектующие изделия и материалы. Поэтому себестоимость снизилась незначительно, в пределах 10%. ОАК пытается с этим бороться, но у ВАСО очень много поставщиков-монополистов.
Олег Пантелеев
АвиаПорт, 09.08.2010, 13:35