26 декабря 2025, 11:11
Экономические деловые новости
Экономические деловые новости
Экономические деловые новости

Инвестор Алексей Шкрапкин: «Скотный двор в белокаменном дворце и тысяча исторических памятников: как частный инвестор за три минуты убедил президента поддержать инвесторов в культурное наследие»

26.12.2025 09:41
Автор:
Инвестор Алексей Шкрапкин: «Скотный двор в белокаменном дворце и тысяча исторических памятников: как частный инвестор за три минуты убедил президента поддержать инвесторов в культурное наследие»
Фото из архива Алексея Шкрапкина
Алексей Шкрапкин превратил руины Скорняково-Архангельское в Липецкой области в культурно-туристический центр, вытащил тему усадеб на федеральный уровень и добился миллиардной программы льготного кредитования под восстановление памятников.

В интервью «Абирегу» он объясняет, почему старая усадьба — не про музей и пафос, а про экономику впечатлений, как за три минуты переубедить президента, зачем бизнесу вкладываться в ОКН и почему будущее Черноземья — это «дача для уставшего москвича».​

- Что для вас историческое наследие — эмоция или бизнес, смысл или экономика?

- Если честно, тема исторического наследия для меня складывается из двух составляющих. Первая — это сам исторический памятник со своей идеей и атмосферой, но по смыслу это оболочка, красивая упаковка. Вторая, и тоже очень важная, — сам продукт внутри этой оболочки.​

Продуктом может быть что угодно: классическая гостиница, парк-отель, ресторан, банкетные залы, культурное пространство, медицинский или рекреационный центр, пансионат для пожилых, детский лагерь или образовательное учреждение. Усадьба не должная быть застывшим музеем под колпаком, а пространством, в которое можно вложить абсолютно разные бизнес-модели.​

- Как из руин сделать донора для других проектов? Что сегодня из себя представляет Скорняково-Архангельское как бизнес-проект?

- Скорняково уже стало тем, чем и планировалась: большим культурно-туристическим центром с посетителями со всей страны. В советские годы в белокаменном скотном дворе в Скорняково чуть не построили свиноводческий комплекс, снесли уже часть стен под это, но вовремя случились 90-е, колхозный проект не сложился, и сейчас в полностью восстановленном потрясающем по красоте здании, которое наши гости называют дворцом, разместилась современная и уютная гостиница на 37 номеров. Усадьба Скорняково-Архангельское, хотя и продолжает развиваться, но уже сейчас по сути стала донором для восстановления других исторических памятников.​

Мы сознательно делаем не «детскую сказку», а «сказку для взрослых». Здесь логично сделать предложение девушке на Новый год у камина при свечах, повенчаться в храме, покрестить ребенка или просто провести насыщенные выходные: и романтика, и активный отдых, и река рядом с каяками и сплавами.​

- Чем ваша модель отличается от «парков сказок»? Если сравнивать с Нелжа-Парк и другими «сказочными» парками, в чем ключевое отличие Скорняково?

-  Почти все строят сказку для детей — Нелжа, Кудыкина гора, подмосковные парки. У нас несколько другая модель: мы делаем сказку в первую очередь для взрослых и уже во вторую очередь для детей.​

Для семей у нас есть комфорт, история и природа, но ядро аудитории — взрослые, которые хотят нестандартного как романтического, так и делового формата. У нас хорошо провести романтический вечер, семейный праздник или корпоратив в атмосфере «большого русского прошлого», но с современным сервисом.​

- Как вы решаете главную боль усадеб — будни? Как вы закрываете будние дни?

- Наш основной ответ на будни — корпораты, сегмент MICE. Крупные компании бронируют будние дни под различные мероприятия, образовательные программы, стратегические сессии, тимбилдинги.​

Для них это не только комфортная площадка, но и репутационная история: они показывают сотрудникам и партнерам, что причастны к великому русскому историческому наследию, и что их деньги идут благое дело - дальнейшее возрождение памятников, а не в абстрактный «пилон». По сути, все заработанные деньги направляются на развитие и восстановление других усадеб — это модель, похожая на английский National Trust.​

- Как вы вышли с идеей возрождения заброшенного культурного наследия на российского президента Владимира Путина?

- Эта история, честно говоря, цепочка случайностей. Команда Агентства стратегических инициатив (АСИ) зимой поехала смотреть другой объект в Липецкой области, но дорогу перемело, и им сказали: «Да у нас нет ничего особенного, разве что Скорняково». Они приехали, посмотрели отреставрированные здания с жизнью внутри, ухоженные села вокруг — и, по-моему, это их сильно впечатлило. ​

Буквально через пару часов после знакомства с командой АСИ у меня спросили: «Что нужно, чтобы таких мест в России было больше?» Я как экономист разложил весь тернистый путь, который проходит инвестор — от руин до работающего объекта и что нужно сделать, чтобы инвесторы были заинтересованы возрождать наследие. Потом с подачи Агентства я поучаствовал в отборе «Сильные идеи для нового времени» среди 30 тысяч заявок, прошел несколько этапов отбора, общался с советником Президента Максимом Орешкиным и главой госкорпорации развития ВЭБ.РФ Игорем Шуваловым. В итоге вошел в четверку счастливчиков, которые смогли лично рассказать о своей идее Президенту. ​

- О чем вы спорили с президентом?

- У меня было три минуты, чтобы донести идею, тайминг был очень жесткий. Я рассказал о тысяче объектов, которые могут стать ядром туристической инфраструктуры: не все памятники подряд, а те, что реально потянут туризм, по примеру испанских Paradores или французских Relais & châteaux.​

Президент отреагировал сначала так: «Какой хороший человек, но какой идеалист. Вы представляете, сколько в стране заброшенных памятников. А вы их предлагаете все восстановить». Я уточнил, что речь идет не обо всех, а примерно о тысяче ключевых объектов. Его, как я думаю, поразила и масштабируемость, и простота механики: не заливать все бюджетом, а стимулировать частных инвесторов через субсидирование процентной ставки по кредитам.​

-  Что последовало после встречи? Часто на этом все и заканчивается — красивой картинкой.

- В этот раз все пошло дальше картинки. Буквально через неделю президент в послании к Федеральному собранию посвятил отдельный блок сохранению культурного наследия: как национальной идентичности, памяти предков и одновременно драйверу туризма и развития сельской инфраструктуры.​

Были приняты две федеральные программы льготного кредитования: одну реализует Дом.РФ с Минкультом, вторую — Минэкономразвития. Сначала льготную ставку сделали 17%, при рыночных 25% — и я тогда предположил, что так экономика для инвесторов не сложится. В итоге ставка ушла ниже 10%, появились механизмы досубсидирования до 4% годовых. На субсидирование процентов выделили 51 млрд рублей, что по моим оценкам генерирует около 300 млрд инвестиций — этого, по моему мнению, достаточно, чтобы восстановить тысячу объектов: условно 100 усадеб и 900 городских зданий.​

- Финансирование вашего объекта Репец в Задонском районе, на который президент предложил выделить 200 млн рублей, пошло?

- Да. На встрече Президент спросил: «Какие еще усадьбы вы восстанавливаете?» Я назвал Скорняково и Репец в Задонском районе Липецкой области, с бюджетом стройки порядка 200 миллионов рублей. И Президент абсолютно неожиданно для меня ​поручил ВЭБу выделить это финансирование.

Дальше началась бюрократическая классика: у ВЭБа не было подходящего инструмента, они пытались привязать нас к разным программам, программа льготного кредитования тогда тоже еще не была запущена, да и для ВЭБа мы слишком маленький проект. В итоге финансирование было организовано в рамках проекта социального воздействия и примерно через год после первой встречи с Президентом мне перечислили первый транш — 60 миллионов на Репец. После отчета о первом транше (закрыли в декабре 2025 года) должны быть выделены следующие транши. Финансирование распланировано до середины 2027 года, когда мы должны полномасштабно запустить проект, и затем в течение 5 лет достигать определенные социальные показатели.​

- Проект социального воздействия — это что за зверь?

- Это не кредит, который нужно просто вернуть с процентами. Я обязуюсь в течение пяти лет после ввода объекта выполнить набор социальных KPI: трудоустроить определенное количество местных жителей, ежегодно проводить экскурсии минимум для тысячи человек из социально незащищенных категорий, оборудовать тропу здоровья для пенсионеров и обеспечить показатели посещаемости в несколько тысяч жителей области, а также достичь и ряд других показателей. ​

Все это — бесплатно для местных жителей. После отчета по каждому траншу выделяется следующий. По сути, государство софинансирует не столько восстановление исторического памятника, сколько обеспечивает социальный эффект, который мы достигаем на территории области.​ Опять же оговорюсь, что средства выделены на условиях софинансирования, то есть это не манна небесная, как некоторые себе представляют, а целый набор достаточно жестких требований.

- Экономика: правда ли, что ОКН в 10 раз дороже обычного объекта? Вы с этим согласны?

- Это миф. Если брать узко реставрационные расценки, какие-то виды работ действительно могут быть в несколько раз дороже — и в среднем наверное не в десять, а скорее в пять. Но большая часть работ в памятнике — это обычные общестроительные работы: кладка, коммуникации, инженерия.​

Да, компания должна быть лицензирована, в штате нужны инженеры и реставраторы, но не все рабочие должны быть «дедушками-резчиками или художественными лепщиками». Более того, есть сильный экономический плюс: если здание в неудовлетворительном состоянии, его можно приватизировать за рубль. А кирпичная коробка с фундаментом и коммуникациями на рынке стоит десятки миллионов. То есть вы можете сэкономить эти десятки миллионов на входе.​

- В чем ключ к окупаемости усадеб? За счет чего тогда бьется экономика? Только за счет льготных кредитов?

- Льготная ставка — важна, но этого мало. Мы работаем в так называемой экономике впечатлений. Тот же продукт, но с сильной идеей и эмоцией, по оценкам экспертов может стоить на 20% дороже, чем точно такой же, но «голый» продукт без идеи.​

Простой пример: пирожок в обычной кофейне стоит 100 рублей, с маржой 20%. В  локации с особенной атмосферой этот же пирожок можно продавать за 120 рублей при себестоимости 80 — маржа в два раза выше, а значит и окупаемость вдвое быстрее. Да, капитальные затраты выше, но вы продаете не только еду или номер, а атмосферу, историю, место и эмоцию, которые не устаревают морально. Старые стены только добавляют ценности — в них 200 лет что-то происходило, и это не обесценится через 10 лет, как модный интерьер.​

- Почему вы перетаскиваете людей из Москвы в деревню? Зачем московскому шеф-повару деревенский дом?

- У нас в Скорняково сейчас шеф-повар из Москвы, и это не бюджетный специалист. Мы ему дали деревенский дом — и он счастлив: свежий воздух, интересные гости, гастроужины, жизнь в красивом месте.​

Часть сотрудников переехала из Липецка, чтобы не тратить время на дорогу и жить рядом с работой. Я искренне не понимаю, почему человек живет в Липецке, а не в Задонске: экология, качество и уровень жизни там, на мой взгляд, выше. Сейчас тренд меняется: мы забираем сильных специалистов из Москвы в деревню, хотя до мейнстрима еще далеко, и молодежи пока приходится «ломать шаблон».​

-  Скептик скажет: «Молодежи нужен бар на центральной улице, а не храм и тропа здоровья». Вы всерьез верите в разворот тренда?

- Уже разворачивается. Молодежь реально меньше потребляет алкоголь, часть вообще не пьет. Для них ценности другие: чистый воздух, возможность похвастаться в соцсетях красивым местом, сочетание удаленной высокооплачиваемой работы и жизни в «инстаграмной» деревне.​

Сегодня круто сказать: «Я живу в домике в деревне или в Скорнякове, у меня сад, экология, никаких бацилл в лифте, а на концерты ко мне сами приезжают звезды — и я хожу на них бесплатно, потому что работаю в этом месте». Не исключаю, что и православие в какой-то момент станет модной ценностью для молодежи — просто пока рано об этом говорить.​

- Черноземье — это вообще про туризм или «поле и корова»? С точки зрения москвича Черноземье — это не курорт. Чем вы собираетесь его «продавать»?

- У жителя Москвы в голове есть Золотое кольцо, Подмосковье, Питер, Алтай, Сахалин, Курилы. Черноземье рядом — 400–500 километров по трассе М4, 4 часа на машине от МКАДа, но в голове как туристический регион оно не живет.​

Я вижу образ региона как «дачи для уставшего горожанина». Здесь по моему искреннему убеждению реально самые вкусные в мире базовые продукты: картошка, хлеб, курица, говядина, помидоры — вкуснее, чем я ел где-либо еще, и по совершенно другим ценам. Климат — больше солнца, сухо, нет комаров, плюс минеральная вода: линза липецкой воды, по словам геологов, до сотни километров диаметром и даже в Скорняково на глубине 500 метров минеральная вода. Итальянцы прямо сказали, что если мы пробурим скважину на 500 метров, Скорняково может стать первым сертифицированным СПА в России.​ Плюс все же высокая плотность культурных и природных достопримечательностей, не испорченных массовой застройкой, как, например, в Подмосковье, ну и исторически сложившийся образ дальней дачи для московской интеллигенции, которая еще в 19 веке массово выезжала на липецкие минеральные воды.

- Стоит ли вообще связываться с въездным туризмом? Китайцы приедут в Черноземье?

- Китайцы к нам уже приезжают, но точечно — в основном поставщики оборудования для заводов и культурные делегации, вроде группы художников, среди которых был один из любимых художников Си Цзиньпиня, кстати. В массе своей, как мне кажется, они пока не понимают, зачем ехать именно в Черноземье.​

Если и делать ставку, то, на мой взгляд, на гастрономию и сельское хозяйство. Китай сейчас открывает новые гастрономические вкусы — логично показать им место, где базовые продукты действительно лучшие, благодаря уникальному сочетанию черноземов, воды и солнца. Есть федеральные программы по развитию въездного туризма, но для этого нужно, чтобы региональные власти более активно включались в работу.​

- Что мешает регионам использовать уже готовые инструменты?

- Часто звучит фраза: «А что у нас показывать, у нас ничего нет». При этом возьмите один только Елец и окрестности — плотности природных и исторических объектов хватит, чтобы турист жил здесь месяц и не повторялся в программе.​ На мой взгляд, этот край даже богаче, чем Золотое кольцо. Но нужно очень плотно включаться в работу по привлечению как жителей крупных городов и в первую очередь Москвы, так и иностранных туристов, например, жителей Китая и Индии, Ближнего востока и Юго-восточной Азии. Как раз морем и горами их не удивить, а вот на культурное наследие, на русскую сказку, я уверен, они поедут. Липецкая область уже очень многое сделала для развития туристической инфраструктуры – гранты на средства размещения, льготные кредиты, дороги и прочее. Теперь нужно сконцентрироваться на продвижении. 

По моей информации, сейчас область выделяет более 200 млн рублей на развитие туризма — это хороший шаг, но без системной работы с федеральными инструментами и без четкого образа региона как «места, куда хочется ехать», мы будем долго догонять.​

- Если отбросить эмоции, ваш вердикт как инвестора: бизнесу сегодня имеет смысл заходить в объекты культурного наследия?

- Да, если подходить как к бизнесу, а не как к памятнику в формалине. Меры поддержки и конкурентные преимущества уже есть: приватизация за рубль, льготные кредиты с субсидированной ставкой, гранты, более высокая добавленная стоимость.​

Плюс, это еще и защита от морального устаревания продукта: вы опираетесь на 200-летную историю, а не на очередной модный дизайн, который через 5–7 лет будет смотреться странно. При грамотной команде, стратегии и уважении к объекту усадьба превращается из «руин с табличкой» в устойчивый бизнес и реальный центр развития территории.​

Комментарии 0