Губернатор Алексей Гордеев уволил очередного чиновника: руководителя департамента по развитию предпринимательства и потребрынка Сергея Суменко. Если не ошибаюсь, с начала года он стал уже шестым или седьмым высокопоставленным госслужащим, ушедшим из облправительства. До него были Гринев, Неженец, Курносов, Мещерякова и другие. И, кажется, только Анатолия Юрочкина, курировавшего информационные технологии, проводили на заслуженный отдых. Все остальные недокрутили, недотянули, недоглядели. Одним словом — балбесы, как любит выражаться мой приятель.
Гордеев уже обратился в региональную Торгово-промышленную палату, чтобы та выдвинула ряд кандидатур на замещение вакансии. Хорошо, пожалуй, что он советуется с ТПП. Кому как не самим бизнесменам искать человека, который станет их курировать.
Мне бы не хотелось сравнивать Гордеева с его предшественником, теперь сенатором Владимиром Кулаковым. Они разного типа управленцы. Но при Владимире Григорьевиче такой частой ротации в администрации не наблюдалось. Отставки были редкостью. А самыми крупными стали уход вице-губернаторов Сергея Наумова и Владимира Кобяшева.
Более того, недавно и впервые в современной истории региона Гордеев применил горизонтальный принцип ротации муниципальных кадров. Поддержанный им глава администрации Кантемировского района Иван Алейник перебрался в Россошь.
Очевидно, что главная проблема Гордеева при всей его жесткости и моноцентристском стиле руководства — дефицит кадров и скрытое противодействие местных бизнес-структур и представителей конкретных кланов, чего он, собственно, никогда и не скрывал.
«Я не закручиваю гайки до такой степени, чтобы сорвать резьбу, — заявлял Гордеев в интервью, которое дал мне в начале года. — Считаю, что дисциплина и ответственность — важные критерии оценки эффективности работы не только госуправленцев, но и других представителей воронежской элиты. Я исхожу из формулы: если ты руководитель — не важно, какого уровня и какой структуры, — то должен иметь на все моральное право».
С легкой руки Алексея Васильевича в местный лексикон вошли такие оригинальные понятия, как «политический карлик» и «волшебный пендель». А на днях Гордеев пообещал, что тем, кто украдет хотя бы копейку при строительстве нового жилья погорельцам, отрубят руки и головы. Губернатор, понятное дело, шутил. Хотя, с другой стороны, если хорошо попросить, ТПП, я думаю, найдет кандидатов не только в руководители департамента предпринимательства и потребрынка, но и в палачи.
С учетом продолжающегося финансового кризиса, лесных пожаров и засухи нынешний год, а скорее всего, и следующий тоже, станет для команды Алексея Гордеева (хотя сам он, помнится, не любит слова «команда») серьезным испытанием на прочность. На мой взгляд, за исключением таких локальных проблем, как вселение погорельцев в новые дома и сев озимых, перед областью стоит как минимум четыре задачи: реиндустриализация, развитие животноводства, восстановление лесов и повышение качества жизни.
Конечно, на все нужны деньги как из бюджетных, так и негосударственных источников, ведь ту же задачу за пять-шесть лет удвоить объемы производства мяса никто не отменял. И сейчас, насколько я понимаю, одним из наиболее актуальных вопросов для региональных властей является рост налогооблагаемой базы. Пока, к сожалению, не за счет ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей. По оценке экономического блока облправительства, который возглавляет первый вице-премьер Александр Ганов, резервы пополнения бюджета области составляют 6 — 9 млрд рублей. Значительная часть экономики региона, признают чиновники, находится в тени.
На одном из последних совещаний у Ганова промелькнула любопытная цифирь. Оказывается, хозяева 16 тыс. коттеджей и других частных домовладений Воронежа, Новоусманского, Семилукского и Рамонского районов подключены к газу, платят за него, но не получают «зеленок». А соответственно, уходят от налога на имущество. Среди таких экономных товарищей, если верить информации с совещания, немало известных в области фамилий — возможно, тех самых «политических карликов», разобраться с которыми хочет наш губернатор. И вот тут, в отличие от ситуации со строительством жилья для погорельцев, топоров и гильотин явно не требуется. Достаточно отрубить газ.
Константин Чаплин
Воронежский курьер, №95, 28 августа 2010 г.