Воронеж. 31.08.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Тамбовская экономика своей диверсификацией, незначительной долей добывающей промышленности, высокой долей сельского населения и пенсионеров похожа на экономику Воронежской области как в прошлом, так и в настоящем – в ее экономике значительна доля машиностроения и радиоэлектронного комплекса, не слишком развит сектор АПК, хотя доля его в ВРП существенна.
Особенности элиты Тамбовской области
Главной особенностью небольшой по численности населения (на 01.01. 2010 г. – 1088437 человек) Тамбовской области является высокая доля сельского населения - 42% на 01.01.2010г. Область занимает 8-е место в РФ (табл. №1) по доле сельского населения (без окраинных национальных республик). Для сравнения: Воронежская - 36,4%, Липецкая – 35,7%, Орловская – 35,7% Курская – 35,3, Белгородская – 33,5%.
Тамбовскую область в меньшей степени затронули повсеместные процессы урбанизации. И это сказалось на структуре и особенностях ее экономики, темпах развития и уровне жизни населения.
Табл.1. Рейтинг регионов по численности сельского населения субъектов РФ
|
|
Все население |
Сельское |
Доля сельского населения, % |
|
РФ |
141914509 |
38209195 |
26.9 |
1. |
Краснодарский край |
5160656 |
2451894 |
47.5 |
2. |
Алтайский край |
2490714 |
1160397 |
46.6 |
3. |
Республика Бурятия |
963492 |
418674 |
43.5 |
4. |
Курганская область |
947566 |
408144 |
43.1 |
5. |
Ставропольский край |
2711198 |
1166567 |
43.0 |
6. |
Оренбургская область |
2112910 |
900341 |
42.6 |
7. |
Чувашская Республика |
1278352 |
536550 |
42.0 |
8. |
Тамбовская область |
1088437 |
456616 |
42.0 |
9. |
Башкортостан |
4065993 |
1630150 |
40.1 |
10. |
Мордовия |
826526 |
325061 |
39.3 |
11. |
Воронежская область |
2261628 |
824524 |
36.4 |
12. |
Забайкальский край |
1116974 |
403226 |
36.1 |
13. |
Липецкая область |
1157852 |
413755 |
35.7 |
14. |
Орловская область |
812523 |
290114 |
35.7 |
15. |
Курская область |
1148610 |
404996 |
35.3 |
16. |
Ленинградская о. |
1629595 |
548394 |
33.7 |
17. |
Белгородская область |
1530124 |
512062 |
33.5 |
18. |
Ростовская область |
4229505 |
1399480 |
33.0 |
19. |
Брянская область |
1292144 |
405482 |
31.4 |
20. |
Омская область |
2012092 |
617623 |
30.7 |
Источник: ФСГС. Рейтинг автора.
Тамбовская область испытала мощный шок во время перехода к рыночным отношениям в начале 1990-х годов. А дальше уже идут стабильность в управленческой элите, высокие темпы роста инвестиций, достаточно высокие темпы развития Тамбова, высокий ранг по инновационному потенциалу от «Эксперт-РА», опережающее развитие систем образования и науки. И топтание на месте в сравнение с другими регионами по главным показателям - по ВРП на душу населения и уровню жизни населения. И отсталая промышленность с наибольшей степенью износа не только в ЦЧР, но и в России (6-е место по износу основных фондов среди регионов РФ - 54.6%).
Главное отличие тамбовской власти и управленческой элиты, например, от липецкой, состоит в том, что в Тамбове они сформировались на базе одного центра влияния. В регионе сложился только один центр влияния вокруг губернатора Олега Бетина. И начиная с 1999 года в области нет конкуренции среди локальных элит. В Липецкой же области – два равносильных центра влияния. А в Воронежской области еще недавно их было множество.
Оценим, в чем здесь плюсы и минусы для Тамбовской области и ее населения. И начнем с главы администрации Олега Бетина.
Руководитель области
Олег Бетин – единственный из губернаторов-долгожителей ЦЧР - родился в столице области (Тамбов), которую он в зрелые годы и возглавил. Окончил Тамбовский институт химического машиностроения, затем аспирантуру при Московском научно-исследовательском физико-химическом институте имени Л. Я. Карпова, Ростовскую ВПШ в 1987 году, Российско-американскую школу бизнеса и административного управления при Тамбовском техническом университете.
Кандидатом химических наук Бетин стал в советское время, когда такие дипломы не покупались и не продавались легко и свободно, как сейчас. А проходимцев и бездарей в химию, физику, математику и в технические науки и близко не подпускали за счет честной конкуренции и очень высокого уровня этих наук. И в партбилетах настоящие ученые, работающие по этим научным направлениям, не нуждались.
Около десяти лет Олег Бетин проработал инженером, затем старшим научным сотрудником в Тамбовском НИИ химикатов для полимерных материалов. Этого времени было вполне достаточного для овладения методологией научного поиска, которая была в СССР в естественных научных дисциплинах одной из лучших в мире.
С 1981 года Олег Бетин - на партийной работе. Работает помощником первого секретаря Тамбовского обкома КПСС, первым секретарем Котовского райкома КПСС. В 1990 году на Учредительном съезде КП РСФСР Олег Бетин был избран членом ЦК партии.
Получив второе образование – экономическое - с декабря 1991 года О. Бетин работает заместителем, а с января 1992 г. - первым заместителем главы администрации Тамбовской области по вопросам экономики и управления. Продолжает заниматься и научной деятельностью, теперь уже в экономике. Основные научные интересы – бюджетный федерализм, межбюджетные отношения в РФ, управление и менеджмент организаций в условиях переходной экономики.
В марте 1995 года Бетин был назначен Президентом РФ Борисом Ельциным главой администрации Тамбовской области. В этом же 1995 году на выборах главы областной администрации во время массовых побед коммунистов в «красном поясе» проиграл во втором туре представителю левых сил А. Рябову.
Борис Ельцин поддержал своего соратника. В 1996-1998 годах Олег Бетин - начальник управления Федерального казначейства по Тамбовской области. В 1998-1999 годах - полномочный представитель Президента РФ в Тамбовской области.
На очередных выборах 26 декабря 1999 года Олег Бетин был избран главой администрации Тамбовской области, набрав более 50% голосов избирателей, 7 декабря 2003 г. был переизбран губернатором Тамбовской области, набрав 71% голосов избирателей, участвовавших в голосовании. По представлению Президента РФ В.Путина 13 июля 2005 г. депутатами Тамбовской областной Думы О. Бетин был единогласно утвержден в должности губернатора области на новый срок. По представлению Президента РФ Д. Медведева 7 июня 2010 года был вновь утвержден большинством голосов в должности главы администрации.
Докторскую диссертацию по теме «Системные преобразования механизмов регулирования и управления межбюджетными отношениями в Российской Федерации» Олег Бетин защитил в 2002 году, первым из действующих тогда губернаторов ЦЧР. Тема диссертации близка к тем вопросам и проблемам, которые ему приходилось решать в обладминистрации по роду своей деятельности.
Олег Бетин - один из тех немногих губернаторов, которые продолжили заниматься научной деятельностью после защиты диссертации. Об этом свидетельствует список опубликованных им работ за последние годы, которого нет у большинства других «остепененных» губернаторов. По мнению аналитиков, изучающих проблему почти повального «остепенения» губернаторов, депутатов Госдумы России и т.д., большинству высоких управленцев и депутатов диссертации «изготавливаются» по заказу. И сразу же после защиты их «научные исследования» прекращаются, к которым, разумеется, не относятся служебные речи и выступления.
Подчеркнем, что управленческая элита небольшой Тамбовской области не превратилась в некую замкнутую систему местных кадров, а после ухода из исполнительной власти «красного пояса» КПРФ стала монолитной - с одним областным лидером и командой управленцев-технократов, не подсиживающих своего лидера.
Основные претензии оппозиции и критиков к Олегу Бетину состоят в сомнениях в истинности экономических достижений области и города Тамбова, в утверждениях оппозиции о ложном характере достижений Тамбовской области в экономике, о низком уровне и качестве жизни населения области, не соответствующим заявлениям и победным реляциям ее руководства.
С другой стороны, налицо – креативный и грамотный губернатор, многолетняя стабильность власти в области, монолитная и стабильная команда управленцев – что еще, казалось бы, надо для успешного развития области? А положительных результатов на фоне других регионов особо не видно. Попробуем разобраться, в чем же состоят плюсы и минусы реальной тамбовской экономики. Тем более что Олегу Бетину вновь оказано доверие Президентом РФ, и у него есть время для учета критики аналитиков и оппонентов, время для исправления ошибок и улучшения ситуации в экономике области.
Экономика Тамбовской области
По ВРП на душу населения Тамбовская область с 63-го места в 1999 году поднялась на 61-е место в 2008 году, но по-прежнему занимает низкое место среди регионов РФ (в 2007 году было 58-е). В ЦЧР в 2008 году область заняла последнее, 6-е, место, уступив 5-е место Орловской области (табл. №2). Липецкая область поднялась за десять лет с 21-го места на 18-е, Белгородская - с 34-го на 22-е, Воронежская - с 58-го на 52-е место. Курская область опустилась на одну строку - с 43-го на 44-е место; А вот Орловская область обвалилась с 40-го на 58-е место.
Табл. 2. ВРП на душу населения регионов РФ. Рейтинг за 2008 год, тыс руб.
|
РФ из суммы регионов |
241 767,0 |
|
год |
2008 |
1. |
Тюменская область |
928.4 |
2. |
г.Москва |
804.7 |
3. |
Сахалинская область |
650.3 |
4. |
Республика Саха (Якутия) |
320.8 |
5. |
г.Санкт-Петербург |
310. 6 |
6. |
Республика Коми |
306.9 |
7. |
Чукотский а.о. |
269.5 |
8. |
Красноярский край |
256. 1 |
9. |
Магаданская область |
255. 2 |
10. |
Мурманская область |
255. 0 |
11. |
Московская область |
251. 8 |
12. |
Республика Татарстан |
245. 2 |
13. |
Вологодская область |
244. 3 |
14. |
Томская область |
242. 8 |
15. |
Архангельская область |
235. 3 |
16. |
Ленинградская область |
235. 1 |
17. |
Камчатский край |
227. 1 |
18. |
Липецкая область |
225. 7 |
19. |
Пермский край |
224. 5 |
20. |
Самарская область |
222. 7 |
21. |
Свердловская область |
214.9 |
22. |
Белгородская область |
209. 6 |
23. |
Кемеровская область |
204. 0 |
24. |
Оренбургская область |
200.9 |
25. |
Хабаровский край |
194. 8 |
26. |
Калининградская область |
193. 9 |
27. |
Челябинская область |
189. 5 |
28. |
Республика Башкортостан |
184. 8 |
29. |
Иркутская область |
182.2 |
30. |
Нижегородская область |
178. 5 |
31. |
Новгородская область |
177. 9 |
32. |
Омская область |
175. 1 |
33. |
Новосибирская область |
174. 4 |
34. |
Республика Карелия |
170. 1 |
35. |
Ярославская область |
167.6 |
36. |
Волгоградская область |
165. 8 |
37. |
Приморский край |
160. 3 |
38. |
Амурская область |
157. 8 |
39. |
Краснодарский край |
157. 6 |
40. |
Удмуртская Республика |
157. 0 |
41. |
Калужская область |
152. 6 |
42. |
Тульская область |
147.9 |
43. |
Астраханская область |
146. 6 |
44. |
Курская область |
145.0 |
45. |
Еврейская автономная область |
143. 9 |
46. |
Тверская область |
143. 3 |
47. |
Республика Хакасия |
137. 8 |
48. |
Ростовская область |
135.7 |
49. |
Республика Бурятия |
132. 1 |
50. |
Рязанская область |
128. 9 |
51. |
Саратовская область |
128. 2 |
52. |
Воронежская область |
127. 2 |
53. |
Забайкальский край |
126. 0 |
54. |
Смоленская область |
124. 2 |
55. |
Чувашская Республика |
123. 1 |
56. |
Владимирская область |
122. 0 |
57. |
Костромская область |
116. 7 |
58. |
Орловская область |
116. 6 |
59. |
Ульяновская область |
115. 5 |
60. |
Республика Мордовия |
113. 0 |
61. |
Тамбовская область |
111. 9 |
В таблице №3 приведены индексы ВРП областей ЦЧР в 1999-2008 годах. Тамбовская область по средним темпам роста ВРП за 10 лет (107,5%) – на 2-м месте в регионе (выше только Белгородская область – 108.8%). В 2007 году Тамбовская область почти догнала Воронежскую и Орловскую области по душевому ВРП (58-е место по ВРП на душу населения). Но за 2008 год растеряла достигнутое и вновь отстала (61-е место). Средний темп роста ВРП Тамбовской области (107,5%) чуть выше среднероссийского (107,3%), но ниже среднего по ЦФО (108,5%, табл.3).
Табл. 3. Индексы физического объема ВРП в 1999-2008 годах, в постоянных ценах; в процентах к предыдущему году
|
1999г. |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Средний за 10 лет |
РФ из суммы регионов |
105,6 |
110,6 |
106,0 |
105,5 |
107,6 |
107,4 |
107,6 |
108,3 |
108,3 |
105,7 |
107.3 |
ЦФО |
106,2 |
114,9 |
103,6 |
107,6 |
108,7 |
107,4 |
109,8 |
109,9 |
108,9 |
107,5 |
108.5 |
Белгородская область |
111,1 |
113,5 |
102,3 |
103,9 |
107,4 |
105,8 |
107,4 |
111,3 |
113,2 |
112,3 |
108.8 |
Воронежская область |
107,1 |
108,5 |
100,6 |
101,4 |
110,4 |
101,6 |
106,3 |
107,6 |
112,9 |
108,0 |
106.4 |
Курская область |
100,9 |
111,4 |
98,4 |
107,8 |
110,5 |
107,5 |
104,5 |
105,2 |
109,3 |
104,1 |
106.0 |
Липецкая область |
103,2 |
108,3 |
103,4 |
110,5 |
107,8 |
106,2 |
101,7 |
108,2 |
108,0 |
103,6 |
106.1 |
Орловская область |
101,0 |
117,3 |
106,3 |
104,6 |
105,2 |
102,3 |
107,9 |
103,9 |
106,0 |
106,3 |
106.1 |
Тамбовская область |
109,2 |
112,1 |
109,6 |
103,1 |
108,1 |
104,9 |
104,5 |
107,2 |
110,5 |
105,8 |
107.5 |
Источник: ФРГС. Расчеты автора.
Отраслевая структура ВРП Тамбовской области и других областей ЦЧР по видам экономической деятельности за 2008 год приведена в таблице №4. С/х в Тамбовской области дает наибольший вклад (15,7%) в ВРП среди всех областей ЦЧР, а промышленность – наименьший (15,7%). Отсюда и проблемы региона в части роста ВРП, экономики и качества жизни. С/х – отрасль дотационная, в бюджеты вносит почти ничего.
Основной вклад в ВРП Тамбовской области вносят также торговля (25,6%), транспорт (10,6%) и строительство (9,3%). А эти отрасли да плюс образование со здравоохранением – отрасли наиболее теневые. Поэтому сектор неформальной экономики Тамбовской области – второй по численности занятых в нем в ЦЧР после воронежского, а в России - на 17-м месте по доле занятого в нем населения (27,8%).
Значительные доли с/х, теневого сектора экономики, низкая производительность труда затрудняют рост ВРП и бюджетной обеспеченности области – область дотационная. По поступлению налогов и сборов в бюджетную систему РФ на душу населения Тамбовская область на очень низком – 74-м - месте (табл. №5). По инвестициям в основной капитал на душу населения - 54-е место; по обороту розничной торговли на душу населения – высокое 33-е место. То есть в Тамбовской области, как и в Воронежской, значительная часть населения выживает за счет теневого сектора экономики и в первую очередь – торговли. Люди в области живут не хуже или не намного хуже, чем в соседних областях за счет неуплат налогов и неформальной деятельности.
Табл. 5. Рейтинги регионов в 2008 году по основным социально-экономическим показателям
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности |
Проду кция |
Ввод |
Удельный вес автомобиль- |
Оборот |
Число пер. ком- |
Поступле- |
Инвести- |
||
добыча полезных ископа- |
обрабаты- |
производ-ство и распре- |
||||||||
Белгородская |
18 |
21 |
47 |
5 |
6 |
32 |
41 |
64-69 |
32 |
20 |
Воронежская |
50 |
33 |
31 |
9 |
20 |
30 |
57 |
52-63 |
61 |
47 |
Курская |
24 |
50 |
25 |
21 |
35 |
54 |
53 |
52-63 |
45 |
49 |
Липецкая |
47 |
17 |
48 |
24 |
10 |
48 |
28 |
70-73 |
41 |
19 |
Орловская |
81 |
58 |
67 |
34 |
31 |
18 |
60 |
39-51 |
56 |
60 |
Тамбовская |
83 |
61 |
63 |
25 |
17 |
22 |
33 |
64-69 |
74 |
54 |
Средний индекс промышленного производства (ИПП) за десять лет (1999 – 2008 гг.) Тамбовской области составил 107% - выше среднероссийского показателя (105,9%). По среднему ИПП за 10 лет Тамбовская область уступает в ЦЧР только его лидерам промышленного развития – Липецкой (107,9%) и Белгородской (111,4%) областям (табл. №6). Однако сравнительно быстрый рост промышленности Тамбовской области не ускоряет существенно рост ВРП. Средний рост ВРП за этот период выше – 107,5%, что определяется значительным сектором теневой (неформальной) экономики, которая учитывается официальной статистикой.
Тормозят развитие промышленности и всей экономики в целом устаревшие основные фонды (оборудование и технологии) и, как следствие, низкая производительность труда (табл. №7, табл. №8). По производительности труда в 2008 году Тамбовская область оказалась на последнем месте в ЦЧР (табл. №7). Она в 2,6 раза ниже среднероссийской производительности труда и в 1,4 раза меньше среднемировой производительности труда (табл. №7).
Табл.6. Индекс промышленного производства (ИПП) по субъектам РФ (в % к предыдущему году)
|
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Средняя за 1999-2008гг. |
2009 |
РФ |
108,9 |
108,7 |
102,9 |
103,1 |
108,9 |
108,0 |
105,1 |
106,3 |
106,8 |
100,6 |
105.9 |
90.7 |
ЦФО |
115,5 |
113,0 |
106,3 |
107,8 |
114,6 |
108,9 |
112,4 |
114,0 |
116,2 |
105,5 |
111.4 |
84.7 |
Белгородская |
115,3 |
109,1 |
110,1 |
116,0 |
106,2 |
106,3 |
112,9 |
113,4 |
111,8 |
112,6 |
111.4 |
105.1 |
Воронежская |
123,7 |
105,4 |
101,1 |
98,7 |
106,3 |
106,9 |
111,0 |
109,0 |
99,0 |
104,6 |
106.6 |
96.9 |
Курская |
107,3 |
102,5 |
86,3 |
103,9 |
119,3 |
104,7 |
104,5 |
106,5 |
113,1 |
95,4 |
104.4 |
99.2 |
Липецкая |
112,4 |
114,1 |
107,2 |
114,2 |
106,5 |
104,6 |
102,3 |
111,6 |
106,5 |
99,2 |
107.9 |
85.0 |
Орловская |
114,4 |
104,1 |
97,8 |
99,0 |
110,4 |
112,5 |
110,1 |
103,0 |
108,6 |
98,4 |
105.8 |
72.2 |
Тамбовская |
114,8 |
106,8 |
108,1 |
103,9 |
105,4 |
105,2 |
102,6 |
108,4 |
113,8 |
100,6 |
107.0 |
100.8 |
Источник: ФСГС. Расчеты автора.
Табл. 7. Средняя производительность труда в текущих ценах за год в областях ЦЧР, РФ и
среднемировая в долларах по паритету покупательной способности (ППС) в 2008 г.
Область |
|
средняя произв. 2008г., тыс. руб. |
тыс. долл. по ППС, 2008г. |
Липецкая |
1 |
481.9 |
33.7 |
Белгородская |
2 |
469.3 |
32.8 |
Курская |
3 |
283.8 |
19.9 |
Воронежская |
4 |
271.7 |
19.0 |
Орловская |
5 |
243.0 |
17.0 |
Тамбовская |
6 |
234.2 |
16.3 |
РФ |
- |
605.3 |
42.3 |
Среднемировая |
- |
- |
22.4 |
Источник: Расчеты автора по данным ФСГС и ежегоднику the World factbook.
Степень износа основных фондов в Тамбовской области почти катастрофическая – 54,6% (6-е место в РФ по износу) - значительно выше среднероссийского показателя (43,6%). Выше, чем у других регионов, износ основных фондов Тамбовской области и в обрабатывающей промышленности, а также в с/х (табл. №8).
Руководители области и Тамбова и сами это понимают (http://www.abireg.ru/?idnews=11458&newscat=18), но улучшить положение с устаревшими оборудованием и технологиями на предприятиях до сих пор не в состоянии. В область необходимо привлекать стратегических инвесторов с солидными деньгами, с новыми технологиями и оборудованием, желательно с инновационной продукцией, но на них спрос сильно превышает предложение. Конкуренция за таких инвесторов развернулась между регионами ожесточенная. Они идут туда, где преференции выше, а условия для предпринимательской деятельности лучше. Глядя же на таблицу №8, поневоле задумываешься о том, в чем же состоят реальные достижения команды Олега Бетина в экономике. Весь ее негатив тут налицо, поскольку показатели роста выпусков промышленной продукции по большому счету вторичны по сравнению с показателями качества основных фондов. Рост выпусков на устаревшем оборудовании и по устаревшим технологиям означает лишь увеличение производства неконкурентоспособной и некачественной продукции, которая никому не нужна в конкурентной экономике. Ну, а именно конкурентную и конкурентоспособную экономику мы и пытаемся как будто бы создавать.
Табл.8. Степень износа основных фондов регионов ЦЧР по видам экономической деятельности
на конец 2008 г. (в процентах)
|
Все |
из них в организациях основного вида экономической деятельности |
||||||
сельское |
добыча |
обрабаты- |
производство и распре- |
строи- |
оптовая и розничная торговля |
транспорт и связь |
||
РФ |
43,6 |
32,8 |
45,6 |
41,0 |
40,1 |
39,8 |
60,8 |
31,6 |
ЦФО |
35,8 |
28,6 |
35,5 |
39,7 |
44,4 |
36,8 |
50,5 |
29,7 |
Белгородская |
32,0 |
17,1 |
31,1 |
37,8 |
19,8 |
30,0 |
74,5 |
31,4 |
Воронежская |
45,6 |
28,5 |
47,8 |
43,9 |
37,0 |
36,6 |
72,6 |
34,9 |
Курская |
47,8 |
31,3 |
52,8 |
36,7 |
38,0 |
26,3 |
21,5 |
66,6 |
Липецкая |
43,2 |
27,7 |
46,0 |
37,7 |
24,4 |
22,4 |
66,8 |
35,3 |
Орловская |
40,3 |
22,9 |
17,3 |
36,6 |
42,9 |
52,8 |
58,9 |
32,6 |
Тамбовская |
54,6 |
34,9 |
- |
44,1 |
23,0 |
46,3 |
74,2 |
37,0 |
По средним темпам роста инвестиций в экономику за 2001- 2008 годы Тамбовская область занимает первое место в ЦЧР. Темпы роста инвестиций в область более чем вдвое выше среднероссийских. Даже в кризисном 2009 году Тамбовская область сохранила лидерство по этому показателю - прирост инвестиций составил 3,3% - самый высокий в ЦЧР и ЦФО (табл. №9).
Сам по себе рост физического объема инвестиций - индикатор роста экономики. Но основным индикатором роста и развития экономики является ежегодная норма накопления в основной капитал - отношение инвестиций в основном капитал к ВРП (табл. №10). Средняя норма накопления Тамбовской области за 2000 - 2007 годы - 18,5% – самая низкая в ЦЧР (вместе с Орловской областью – 18,4%).
Для сравнения: в Китае, Индии, Южной Корее и других развивающихся странах в периоды наибольшего роста их экономик норма накопления достигала 40% ВВП (и выше), что позволяло и позволяет им обеспечивать темпы прироста ВВП около 10%. В России норма накопления – самая низкая среди ведущих развивающихся стран. Поэтому высок износ и средний возраст основных фондов, и они безнадежно устарели. Высокий износ основных фондов определяет наряду с другими факторами низкую конкурентоспособность российской экономики в целом и ее регионов, включая Тамбовскую область.
Норма накопления в пределах 16-20% характерна для развитых стран мира, для которых важны, в первую очередь, повышение качества жизни, качества ВВП и конкурентоспособность экономик, а не количественный рост ВВП.
Табл. 9. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в % к пред. году)
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Средний прирост за 2001-08гг. |
2009г. |
Тамбовская |
134.9 |
126.6 |
134.9 |
120.4 |
119.9 |
123.3 |
127.4 |
118,8 |
25.8 |
103,3 |
Липецкая |
122.7 |
117.5 |
140.2 |
137.5 |
100.6 |
134.6 |
113 |
118,4 |
23.1 |
91,9 |
Белгородская |
139.5 |
67.7 |
126.8 |
130.9 |
134 |
134.7 |
124.2 |
105.9 |
20.5 |
76,6 |
Воронежская |
119.2 |
143.3 |
106 |
98.4 |
113.1 |
120.5 |
126.2 |
120,2 |
18.4 |
90,2 |
Курская |
103.2 |
147.1 |
86.5 |
131.3 |
99.7 |
116.4 |
103.3 |
117,2 |
13.1 |
100,9 |
Орловская |
101.3 |
89.3 |
100.7 |
115 |
110.9 |
116.9 |
155.5 |
91.1 |
10.1 |
75,6 |
РФ |
110 |
102.8 |
112.5 |
113.7 |
110.9 |
116.7 |
121.1 |
109,9 |
12.2 |
83,8 |
Источник: ФСГС, расчеты автора.
Табл.10. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП (норма накопления), в процентах
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Средняя за 2000-07 |
РФ |
15,9 |
16,8 |
16,3 |
16,5 |
16,8 |
16,7 |
17,6 |
20,3 |
17.1 |
ЦФО |
14,8 |
14 |
13,7 |
14,2 |
16,7 |
15,4 |
15,6 |
17,3 |
15.2 |
Белгородская область |
20,8 |
26,5 |
16,5 |
19,3 |
19,8 |
24,2 |
28,8 |
34,6 |
23.8 |
Воронежская область |
15,5 |
16,2 |
18,2 |
18,7 |
18,6 |
21,4 |
23,8 |
28,6 |
20.1 |
Курская область |
16,7 |
17,2 |
21,7 |
17 |
19,9 |
20,6 |
23,1 |
25,4 |
20.2 |
Липецкая область |
13 |
16,3 |
15,3 |
17,6 |
18,7 |
20,9 |
23,7 |
30,3 |
19.5 |
Орловская область |
19,3 |
16,8 |
12,9 |
12,8 |
17 |
18,1 |
20,4 |
30,2 |
18.4 |
Тамбовская область |
10,1 |
11,4 |
12,9 |
16,5 |
19,9 |
23,1 |
25,1 |
28,7 |
18.5 |
Источник: ФСГС, расчеты автора.
В целом основными причинами отставания Тамбовской области в развитии экономики являются устаревшие основные фонды, низкая производительность труда, низкий уровень менеджмента в организациях, высокая доля теневой экономики, более высокая конкурентоспособность соседних областей (Липецкая и Белгородская области). И невысокая инвестиционная привлекательность области в целом.
Инвестиционная привлекательность и рейтинги Тамбовской области
Рейтинговым агентством «Эксперт-РА» Тамбовской области присвоен инвестиционный рейтинг регионов - 3B2 (незначительный потенциал - умеренный риск).
Невысокий инвестиционный потенциал (ранг инвестиционного потенциала – 56, табл. №11) означает небольшую долю области в экономике России, в основном связанную с небольшими размерами экономики и численности населения (47-е место) Тамбовской области. А также с общей отсталостью экономики Тамбовской области, включая низкий ВРП на душу населения.
Умеренный риск означает невысокий инвестиционный риск потери инвестиций или части планируемых прибылей.
У Тамбовской области ранг риска – 8 (табл. №11), что означает низкие инвестиционные риски и повышенную инвестиционную привлекательность области по рискам. Выше расположились по рангу риска из областей ЦЧР только Липецкая область – (1-е место) и Воронежская область (на 7-м месте).
По трудовому потенциалу область занимает 47-е место, по производственному потенциалу – 54-е, по финансовому потенциалу – 56-е (табл. №12). По этим частным инвестиционным потенциалам Тамбовская область находится в нижней половине регионов РФ в связи с небольшими размерами экономики и ее отсталостью. По потребительскому потенциалу область находится на сравнительно высоком - 37-м - месте по причине значительных размеров теневой экономики, включая ее неформальную часть. Низкий ранг институционального потенциала (61-е место) – прямые недоработки управленческой команды области. А вот высокий ранг инновационного потенциала - ее заслуги: опережающее развитие образования, науки, рост инновационной активности области. Ранг инфраструктурного потенциала (37) – средний для РФ. Инфраструктура Тамбовской области - полуразрушена, примерно так же, как в среднем по России, но больше, чем у соседей по ЦЧР.
Табл.12. Ранги частных инвестиционных потенциалов областей ЦЧР в 2008-09 годах по рейтинговому агентству «Эксперт РА».
Субъект РФ |
трудовой |
потребительский |
производственный |
финансовый |
институциональный |
инновационный |
инфраструктурный |
32 |
28 |
20 |
26 |
31 |
42 |
11 |
|
53 |
33 |
27 |
27 |
51 |
59 |
13 |
|
20 |
24 |
34 |
34 |
23 |
14 |
23 |
|
38 |
41 |
44 |
42 |
49 |
39 |
9 |
|
47 |
37 |
54 |
56 |
61 |
26 |
37 |
|
61 |
60 |
59 |
64 |
58 |
48 |
26 |
Источник: «Эксперт РА»
Преодоление кризиса 2009 года
Кризисный 2009 год Тамбовская область преодолела с меньшими потерями, чем соседи. И гораздо успешнее, чем Россия в целом.
За кризисный 2009 год ИПП области составил 100,8% (Россия и ЦФО, соответственно, - 89,2% и 85,1%). По темпам роста ИПП среди областей ЦФО Тамбовская область вышла на второе место после Белгородской области. Объем произведенной и отгруженной продукции составил 57,5 млрд. руб – рост на 8%.
Снижение объемов выпускаемой продукции отмечено в текстильном и швейном производстве (на 34,5%), в производстве транспортных средств и оборудования (на 31,7%), в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (на 12,7%), в химическом производстве (на 16%).
Выросли за 2009 год доли производств электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производства пищевых продуктов, производства минеральных продуктов.
Объем прибыли по промышленности составил около 2 млрд рублей (рост к уровню 2008 года - на 4,3%), в том числе в обрабатывающих производствах - 1,6 млрд рублей (прирост 17,2%).
Доля убыточных предприятий в обрабатывающих производствах увеличилась до 29%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - до 30%.
За 2009 год в бюджетную систему от промышленности области поступило платежей в размере 4,3 млрд руб (90,7% к 2008 году). В общей сумме налоговых поступлений - это 29,7%, что на 5,4% меньше, чем в 2008 году.
Стоимость валовой продукции с/х (в действующих ценах) составила 34,1 млрд руб, а индекс произведенной продукции к 2008 году составил 100,2% (по РФ - 101,2%, по ЦФО - 103,7%).
Отсутствие провала в промышленном производстве обусловило и средние темпы роста промышленной продукции в первом полугодии 2010 года: ИПП обрабатывающей промышленности за полугодие составил 107.1%, а производство электроэнергии, газа и воды даже упало относительно первого полугодия кризисного 2009 года (ИПП - 94.9%).
В итоге в рейтинге по ИПП в обрабатывающей промышленности Тамбовская область за первое полугодие 2010 года - на скромном 15 месте в ЦФО.
Бюджеты Тамбовской области и Тамбова
Тамбовская область в рейтинге по расходам консолидированного бюджета на душу населения (27,8 тыс. рублей) заняла в 2009 году 58-е место в РФ, у Белгородской области (39,8) – 22-е место, у Липецкой (34,0) – 35-е. У Курской области (27,6) – 62-е, у Воронежской области (27,2) – 63-е, у Орловской (25,2) – 76-е место среди регионов РФ.
Расходы бюджета на душу населения Тамбовской области близки к курским и воронежским. И это результат действия системы выравнивания субъектов РФ по бюджетной обеспеченности, от которой больше всех страдают крупные и средние города – налоговые доноры России и регионов.
Поэтому расходы бюджета на душу населения у городского округа Тамбов (16,9 тыс. рублей) (табл. №13) невелики в абсолютном значении, но выше, чем у богатого Липецка и всех других городов ЦЧР, за исключением Белгорода.
Губернатор Олег Бетин, будучи специалистом в области межбюджетных отношений, вероятно, понимает их нынешнюю абсурдность в отношении городов – налоговых доноров территорий и поддерживает Тамбов трансфертами из областного бюджета в большей степени, нежели другие главы администраций соседних областей. Доля безвозмездных поступлений в бюджет Тамбова в общей сумме его доходов в 2009 году составила 51%. Для сравнения: этот показатель для Липецка – 42,5%, для Воронежа – всего 28,5%. Воронежский губернатор, как видим, пока мало помогает Воронежу в части бюджетного обеспечения. Оставляет ему долю налогов всего в 22% и обеспечивает низкую долю трансфертов. Отсюда - более низкое бюджетное обеспечение из столиц субъектов РФ ЦЧР, чем у Воронежа, только у Орла (табл.13).
Табл.13. Сравнение показателей расходов бюджетов городов ЦЧР в 2009 году, тыс руб
|
расходы на душу населения |
образование расходы на душу н. |
здравоохр. расходы на душу н. |
культура расходы на душу н. |
соц. политика на душу н. |
ЖКХ |
Белгород |
21.3 |
7.8 |
1.51 |
0.34 |
3.5 |
5.2 |
Тамбов |
16.9 |
4.4 |
0.85 |
0.22 |
2.35 |
6.6 |
Липецк |
16.3 |
5.4 |
2.01 |
0.29 |
1.75 |
4.4 |
Курск |
13.9 |
4.3 |
1.3 |
0.18 |
0.976 |
5.1 |
Воронеж |
13.1 |
4.7 |
1.27 |
0.12 |
0.147 |
3.0 |
Орел |
10.6 |
4.9 |
1.76 |
0.27 |
0.57 |
1.7 |
Вместе с тем удельный вес Тамбова в экономике области особенно велик в связи с наибольшей долей сельского населения в области в ЦФО. Доля Тамбова по основным фондам – 64,3%, по обрабатывающим производствам – 49,5%, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 85,8%, по обороту розничной торговли – 84,4% (табл. №14). А население Тамбова составляет всего 25,4%. Поэтому признать даже удовлетворительной ту слегка повышенную (относительно соседей) долю налогов, оставляемых городу и возвращаемых через безвозмездные поступления (трансферты) не представляется возможным. Тамбов, как и другие российские города, обездолен в части налогов и бюджетной обеспеченности.
Табл. 14. Удельный вес Тамбова в экономике области в 2008 году, проценты
Численность населения (оценка на 1 января 2009г.) |
25,4 |
Среднегодовая численность работников организаций |
40,3 |
Наличие основных фондов организаций (на конец года) |
64,3 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности: |
|
добыча полезных ископаемых |
- |
обрабатывающие производства |
49,5 |
производство и распределение электроэнергии газа и воды |
85,8 |
Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» |
26,2 |
Ввод в действие общей площади жилых домов |
46,4 |
Оборот розничной торговли |
84,4 |
Инвестиции в основной капитал |
33,0 |
Уровень и качество жизни населения
Основные показатели уровня жизни населения Тамбовской области выглядят вполне средними для России, особенно если исключить Москву и Тюменскую область. По среднедушевым доходам область на 48-м месте, выше Воронежской и Орловской областей. По среднему рублевому банковскому вкладу - на 49-м месте, по среднему валютному вкладу - на 44-м. По потребительским расходам на душу населения – на 42-м, по числу автомобилей - на 41-м, по прожиточному минимуму - на 84-м месте (в области - одни из самых низких цен на продукты питания в РФ). По потреблению мяса и молочных изделий на душу населения - на низком 64-м месте, что совершенно недостойно для такой сельскохозяйственной области (Белгородская область - на 19-м, Воронежская - на 32-м, Курская - на 41-м, Орловская - на 61-м).
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 11,2% от общей численности населения при средней величине по РФ в 13,1%.
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств на душу населения в Тамбовской области в 2008 году было на втором месте (в 2007 году – 3-е место) в ЦЧР после Липецкой области (табл. №15), что опять же выявляет большие масштабы теневой экономики в области. Объем всех реализованных продовольственных товаров за 2009 год на душу населения (35,8 тыс. рублей) также является средним в ЦЧР, хотя и ниже среднего по России (45,3 тыс. рублей). Этот показатель совсем немного уступает белгородскому (36,2 тыс. рублей) или курскому (36,0 тыс. рублей), зато выше липецкого (34.7 тыс. рублей) и много выше воронежского (24,9 тыс. рублей) и орловского (25,5 тыс. рублей).
Табл.15. Показатели уровня жизни областей ЦЧР и РФ на душу населения в 2008-09 годах
|
Средне-душевые денежные доходы (место в РФ) |
Средне- (место в РФ) |
Число собственных легковых автомобилей (место в РФ) |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (место в РФ) |
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств в 2008г., руб |
Объем всех реализованных продовольственных товаров за 2009 г.,тыс. руб на душу населения |
Средний размер банко- вского вклада, 2009, руб |
Белгородская |
32 |
43 |
34 |
16 |
110659,5 |
36.2 |
8241 |
Воронежская |
57 |
60 |
20 |
9 |
105933,8 |
24.9 |
6564 |
Курская |
44 |
63 |
56 |
14 |
111461,3 |
36.0 |
7609 |
Липецкая |
34 |
45 |
21 |
12 |
119598.0 |
34.7 |
4294 |
Орловская |
66 |
66 |
49 |
33 |
99679,2 |
25.5 |
5585 |
Тамбовская |
48 |
73 |
41 |
24 |
112652,4 |
35.8 |
5852 |
РФ |
- |
- |
- |
- |
166880.0 |
45.3 |
8469 |
Выводы
Тамбовская управленческая элита не слабее, например, липецкой, за исключением, возможно, менеджмента НЛМК. Однако исходные позиции тамбовской экономики были и остаются более слабыми. В области отсутствует промышленный лидер, который был бы способен играть роль положительной модели и поставщика квалифицированных кадров для других организаций, областных и муниципальных управленческих систем и подсистем.
Промышленность региона довольно слаба, а ее доля в ВРП ниже, чем у других областей ЦЧР. В отношении развития с/х существует жесткая конкуренция за инвестиции, которую до сих пор выигрывали более богатые Белгородская и Липецкая области за счет повышенной бюджетной обеспеченности, повышенного спроса на продукцию АПК со стороны населения, за счет лучших преференций и меньших рисков. И пока у Тамбовской области не видно конкурентных преимуществ относительно других областей ЦЧР в этой области.
Износ основных фондов Тамбовской области, включая промышленность, наибольший в ЦЧР и один из самых высоких в РФ. По этому негативному показателю Тамбовская область занимает 6-е место в России. Это означает, что оборудование и технологии в экономике Тамбовской области устарели и неконкурентоспособны.
Высокая доля с/х (15,7%) и низкая доля в ВРП промышленности (15,7%) снижают конкурентоспособность тамбовской экономики.
Высокие доли в ВРП торговли, с/х, строительства, транспорта повышают долю неформального сектора экономики и теневой экономики в целом, что снижает поступление налогов в бюджеты и повышает криминогенность региона.
В целом экономика Тамбовской области остается отсталой по качеству основных фондов, по производительности труда, по своей эффективности и инвестиционной привлекательности, а также по значительной доле в ней теневого сектора.
Средняя норма накопления инвестиций в основной капитал (относительно ВРП) низка (ниже 20%) и не обеспечивает устойчивого развития экономики, простого обновления ее основных фондов и тем более их модернизацию.
В Тамбовской области сложился средний для России уровень жизни населения в основном за счет повышенных безвозмездных бюджетных поступлений (дотаций) и значительного сектора теневой экономики, составляющего около 40% ВРП.
В соответствии с рейтингом Минрегионразвития за 2009 год по достигнутому уровню общей эффективности управления Тамбовская область находится во второй двадцатке субъектов РФ (группа регионов на 20-40-х местах), что, по моему мнению, соответствует реальной эффективности управленческой элиты области.