Воронеж. 06.09.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - Строительные компании только приходят в себя после кризиса, цены на жилье еще не до конца восстановились, а банки уже пошли на уступки по жилищным кредитам, пытаясь реанимировать спрос на ипотеку. Не использовать сложившуюся вилку в спросе и предложении сейчас – значит, надолго (если не навсегда) упустить шанс относительно недорого приобрести квартиру или просто вложить средства в железобетонно самый надежный, беспроигрышный продукт. Но убеждать читателей в прелестях ипотеки со слов банкиров, строителей и всевозможных экспертов – дело нехитрое. А испытать на своей шкуре, ввязавшись в авантюру под названием «ипотека» - уже другой уровень агитации и пропаганды. На такой эксперимент мы решились, «купившись» на акцию Сбербанка «В десятку!» Прошли все круги оформления документов для жилищного кредита, подписались больше чем на 1,5 млн рублей долга перед банком и, несмотря на свалившийся в одночасье немаленький груз ответственности, готовы рассказать об этом общественности.
Идея зрела с начала года. Регулярно пролистывая разного рода аналитические записки, изучая графики, можно было придти к простым выводам. Откликаясь на просыпающийся спрос, цены на жилье медленно, но верно начали ползти вверх. Вместе с тем, наблюдая за проблемами строительных компаний, население, если и стало от великой нужды покупать жилье, то предпочитало все-таки готовое или совсем вторичное. «Помогать» задыхающимся строителям желающих оказалось крайне мало. И, с учетом того, что почти все замороженные в кризис стройки пока так и остаются замороженными, можно предположить: еще год-полтора – и в регионе будет ощущаться дефицит нового жилья. Соответственно, вряд ли дефицитный товар упадет в цене. При этом банки, оглядевшись после кризиса, увидели, что один из двух сообщающихся сосудов (вклады) стремительно наполнялся, а другой (кредиты) при обоюдном нежелании (банка и клиента) его наполнения оказался практически пуст. Отсюда логичные действия банков, последовавшие с весны нынешнего года: проценты по вкладам существенно снижаются, кредиты дешевеют.
Однако, как показала статистика, несмотря на предпринимаемые банками шаги, к лету нынешнего года ипотека, хотя и пошла в рост, но перебороть испуг населения от кризиса финансисты так и не смогли. Тогда банки пошли на очередное снижение процентов по жилищным кредитам. Первым стал Сбербанк, в середине августа объявивший акцию «В десятку!» Платишь всего 10% (а не 20 и не 30) первоначального взноса, банк начисляет по кредиту 10% годовых (при минимальных до акции 10,5%), заемщик должен полностью расплатиться с банком в течение 10 лет. Неудобство такого кредита для потребителя заключается, пожалуй, в ограниченности объектов. Банк застраховал свои риски по максимуму: акция действует лишь для тех строительных компаний, которые кредитует Сбербанк и, значит, видит всю их финансовую подноготную.
Последней каплей на чашу весов – брать или не брать ипотеку – стали аргументы председателя Центрально-Черноземного банка Сбербанка России (ЦЧБ СБ РФ) Александра Соловьева на пресс-конференции по поводу старта акции. Говоря о выгоде акции для всех звеньев цепочки банк-клиент-строительная компания, мудрый финансист назвал главное «за». Что юридическое лицо, что частный клиент, решаясь занять крупную сумму, мобилизует все свои силы для возврата долга. Кредит заставляет людей не засыхать в сложившемся годами жизненном ритме, помогает преодолевать себя, развиваться и достигать новых высот. Такой своеобразный «пинок» в гору. Отличный стимул для той категории людей, которые изначально ставят себе планку выше, чтобы стремиться к этой вершине и большего достигать.
На той же пресс-конференции было решено – при ограниченности в Северном микрорайоне подходящих предложений и нежелании приобретать совсем уж элитные квартиры, остановиться на золотой середине во всех смыслах. Центр города. Бизнес-класс. «Финист».
Плюсов было достаточно: удобная площадка, приятные планировки, подземный паркинг, свои котельная и насосная станция. К тому же само название «Финист» знакомо нам, считай, с детства, пусть и по совершенно другому продукту. И самое главное – компания не останавливала стройку даже в самый разгар кризиса, что не могло не вызывать доверия.
Уже на следующий день вместе с сотрудниками инвестиционно-строительной компании, включая гендиректора «Финиста» Оксану Дегтяреву, мы подыскивали оптимальный вариант. Первым поразительным открытием стало известие о том, что двухкомнатных квартир в комплексе (как в первом сданном в эксплуатацию, так и строящемся втором домах) практически не осталось. Тогда как, казалось бы, более востребованные на рынке «однушки» в строящемся доме в наличии еще имелись. Причем, по вполне приемлемым ценам.
Заинтересовала однокомнатная квартира в строящейся 17-этажной «бабочке» около 53,5 кв. м (!). Мало того, что из нее при желании с легкостью можно будет сделать полноценную двухкомнатную, понравилась «кривая» планировка – пятиугольные кухня и прихожая. Плюс ко всему – огромная лоджия, 5-метровый санузел, 24 метра жилой комнаты.
Еще спустя день оповещенный о нашей идее Сбербанк подал сигнал – можно приходить на предварительную беседу. В отделении нас ждало еще одно открытие: собрать пакет документов для получения немалого кредита – проще, чем, скажем, оформить загранпаспорт. Стандартная справка 2НДФЛ, копия всех страниц трудовой книжки, заверенная на нынешней работе, копия информативных страниц паспорта и анкета с элементарными вопросами. Собрать этот пакет можно буквально за пару часов.
Ночь – на раздумья, на какой квартире остановить свой выбор. На утро – окончательная сверка с «Финистом» по сумме и бронирование квартиры на время принятия решения банком. Оставалось только дождаться вердикта кредитного комитета.
Некоторые знакомые, прошедшие горнило ипотеки в разных банках, рассказывали, что держать в томительном ожидании клиента финансисты могли месяцами. Какие такие «секретные» данные пыталась все это время выяснить служба безопасности – непонятно. Но за это время клиент успевал «перегореть», а строительная компания, отчаявшись ждать, снимала бронь на выбранную квартиру.
В нашем случае решение было ровно через неделю. Положительное. Теперь, следуя «инструкциям» того же сотрудника банка, предстояло проделать несколько следующих нехитрых шагов. Со строительной компанией нужно было заключить договор долевого участия в строительстве, внести те самые 10% первоначального взноса и с этими документами на руках снова придти в отделение банка.
Вся процедура заключения и подписания договора, внесения денежных средств заняла у нас тоже не больше двух часов. К слову сказать, как-то несколько лет назад, оформляя недвижимость в другой очень известной воронежской строительной компании, в ожидании передачи полной суммы наличности (!) за квартиру нам пришлось простоять в холле с полдня.
При том, что в отделе реализации недвижимости «Финиста» было сразу несколько страждущих оформить сделку, начальник отдела Марина Плитт ловила на лету пожелания сразу всех клиентов, тут же отвечала на городской и мобильный – по наличию квартир и стоимости. А через пять минут уже вернулась от начальства с подписанными документами. В кассу с первоначальным взносом тут же следом занял «очередь» еще один дольщик. Складывалось впечатление, что квартиры уходят как горячие пирожки.
В отделении банка, приняв к обеду договор долевого участия, сильно извинялись, что, скорее всего, не успеют в тот же день подготовить кредитный договор и сопутствующие к нему документы и попросили подождать до завтрашнего утра. В этот раз нам пришлось «разориться» еще на 10 рублей – на открытие банковского счета, через который предполагалось перевести кредит.
В 10.30. следующего дня нас ждала папка с «личным делом»: в трех экземплярах кредитный договор, график платежей к нему, договор залога и несколько других документов. Пятнадцать минут – на то, чтобы подписаться на каждой странице. Часть из них необходимо было подписать с третьей стороны – «Финиста». Кредитный инспектор «разжевывала» последние вопросы. Досрочные платежи по кредиту вплоть до полного погашения – без проблем, в любой момент, в любом отделении банка или ИПТ, без волокиты с подачей заявления (как во многих других банка) и, тем более, без штрафных санкций.
Поскольку в апреле нынешнего года Сбербанк отменил все комиссии, в графике платежей четко значилось – на протяжении всех десяти лет процентная ставка, действительно, составляет 10%. Дополнительный платеж, правда, существует. С получением свидетельства о собственности заемщик должен застраховать кредитную квартиру. Клиент платит 0,15% от стоимости квартиры, но не банку, а страховой компании.
Назад хода уже не было. Кредитный договор собственноручно подписан. И в течение буквально двух минут, пока клиент зевал около банковского окна, через сберкнижку был проведен более чем 1,5-миллионный платеж. Все!
Весь процесс оформления кредита занял менее двух недель и обошелся (помимо первоначального взноса) литра в 2 потраченного бензина для перемещения от банка к строительной компании и обратно и в общей сложности часов 5 времени.
Сомнения все же остались. Но не в банке и правильности своего решения. А только в том смысле, что 10 лет – все-таки большой период для нашей страны и своей личной жизни. Поэтому на всякий случай лучше стремиться погасить этот кредит как можно быстрее. Значит, в ближайшие 3-5-7 лет предстоит много и плодотворно потрудиться. И это тоже не пугает. Есть работа – есть движение – есть жизнь.