WorldClass

24 апреля 2024, 16:22
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Директор Центра исследований региональной экономики Юрий Корчагин: «Белгородская область – как пример трансформации советской элиты в рациональную и креативную команду управленцев»

09.09.2010 10:36

Воронеж. 09.09.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Экономика Белгородской области - наиболее диверсифицированная и сильная в ЦЧР и одна из самых устойчивых в России по темпам роста и развития. Качество жизни в регионе - самое высокое в ЦЧР. Стабильность власти в области, сравнительно эффективная и опытная команда управленцев, наряду с диверсифицированной экономикой, мощной и тоже диверсифицированной промышленностью, обеспечившими высокие налоговые поступления, позволили создать лучшую инфраструктуру региона в ЦЧР и ЦФО.

С другой стороны, в Белгородской области сложился единственный центр влияния вокруг губернатора Евгения Савченко, который исповедует жесткий и авторитарный стиль руководства областью, приведший, в частности, к слабости 4-й власти – средств массовой информации, к общему снижению влияния общества на власть, на процессы развития.

В регионе сложилась за годы переходного периода замкнутая управленческая система, которая по всем канонам и законам должна, казалось бы, снижать со временем свою эффективность и даже деградировать, особенно в условиях смуты и слабости федеральной власти в стране.

Основная идея и нить данной статьи лежит в поисках ответов на вопрос – способствовала ли управленческая элита Белгородской области ускорению роста и развития экономики области, повышению качеству жизни населения? Или определенные успехи области – есть просто следствие удачной и эффективной для российских условий структуры экономики области, в основном сложившейся еще в советское время. Способствовала ли монолитность управленческой команды области достижению существенных успехов в развитии человеческого капитала Белгородской области за примерно 17 лет нахождения во власти?

Управленческая элита

Команда управленцев Белгородской области сформировалась почти сплошь из советской управленческой элиты. Все высшие чиновники области, включая губернатора Евгения Савченко, прошли в прошлом обычный путь роста комсомольских, советских и партийных работников.

Белгородская область, как и другой экономический лидер ЦЧР – Липецкая область, была создана в 1954 году на базе части городов и районов Курской и Воронежской областей в более свободных условиях в части отбора управленческих кадров в постсталинское время. Белгородской области из Курской области были переданы сравнительно бедный в то время Белгород и очень богатый Старый Оскол, которому был нанесен определенный ущерб понижением его реального статуса. Из Воронежской области были переданы г. Алексеевка и некоторые районы.

Из ведущего административно-культурного центра Курской области (фактической ее столицы) Старый Оскол, имевший собственный университет, стал по своему официальному статусу обычным городом Белгородской области, в котором функционирует ныне несколько филиалов вузов страны, включая воронежские, а собственных вузов нет.

С тех пор развитие Белгорода резко ускорилось за счет статуса столицы области и увеличения бюджетной обеспеченности. А управленческая элита Белгородской области формировалась в основном выходцами из сельской местности ЦЧР и других областей, а старооскольцев на высшие областные посты почти не приглашали.

Губернатор Евгений Савченко

Евгений Савченко родился в семье потомственных крестьян 8 апреля 1950 года в п. Красная Яруга Белгородской области. Окончил школу и техникум, отслужил в рядах Советской Армии. В 1976 году окончил Московскую сельскохозяйственную академию им. К.А. Тимирязева. Получив квалификацию ученого агронома, поработал главным агрономом колхоза, затем директором совхоза. Далее - работа в советских и партийных органах районного и областного звена (заместителем председателя облисполкома). Прошел школу Министерства сельского хозяйства (заместитель начальника главного управления растениеводства), работал в структурах АПК России.

В октябре 1993 года был назначен, а в декабре 1995 и мае 1999 гг. избран главой администрации Белгородской области. Возглавлял в Совете Федерации Комитет по аграрной политике. В мае 2003 года вновь был избран губернатором области. По предложению Президента РФ В.В.Путина в 2007 году был наделен полномочиями губернатора.

Был членом Аграрной Партии России, затем перешёл в «Единую Россию».

О себе Евгений Савченко пишет так:

«В начальный период моей работы главой администрации области у меня были те же проблемы, что и у других руководителей регионов: практически рухнувшая промышленность, полная деградация сельского хозяйства, безработица, пустой бюджет, невыплаченные зарплаты, пенсии, пособия, утрата старых нравственных ценностей, отсутствие новых моральных ориентиров. В этих условиях главной задачей администрации было предложить белгородцам конкретную программу действий, направить их энергию в созидательное русло. И нам это удалось. Уже через пару месяцев после того, как она была сформирована, создали Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе, началось осуществление программы «Свой дом». Немного позднее приступили к сплошной газификации области и успешно завершили ее. Вслед за этим началась реализация программы масштабного дорожного строительства и благоустройства населенных пунктов. Несмотря на трудности, в области никогда не прекращалось строительство школ, объектов здравоохранения, культуры.

В те годы меня называли политиком новой волны - прагматиком, реалистом. Кто-то говорил это и с долей негативной оценки, но я всегда был чужд либеральному романтизму, я знал, что надо работать, засучив рукава и четко планируя и прогнозируя будущее. Да, я был и остаюсь противником свободной купли-продажи земли, проведения реформ, приватизаций и передела собственности за счет народа. Не раз звучала критика в мой адрес и в связи с тем, что я был категорически против интервенции импортных продуктов питания, делал попытки защитить областной потребительский рынок. Еще в то время мы с единомышленниками в Совете Федерации выступили в защиту отечественного товаропризводителя, за продовольственную безопасность страны. Серьезное противостояние, лоббизм со стороны многих заинтересованных лиц и структур не позволяли принимать кардинальные меры. Между тем, жизнь подтвердила правильность наших оценок и действий.

Подтвердилась и правильность выбранных нами ориентиров в экономике области. Сделав упор на производство мяса и молока в АПК, на индивидуальное жилищное строительство – в строительном комплексе, на модернизацию горно-металлургической промышленности и активизацию малого бизнеса, мы заложили ту основу, которая помогает преодолевать трудности и развиваться».

Некоторые утверждения Евгения Савченко сходу подтверждаются статистикой и реальными достижениями в с/х и развитии инфраструктуры Белгородской области. Развитие же промышленности определялось, прежде всего, спросом на продукцию области, эффективностью собственников и менеджмента предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности. И не так уж существенно зависело от губернатора и его команды. Белгородской области сильно повезло с промышленным наследием от советской эпохи. Впрочем, как и Липецкой области.

В то же время Евгений Савченко избрал для приложения своих главных личных усилий АПК, где он был и остается профессионалом с богатыми опытом и знаниями. И у него все эти годы в части развития сектора АПК был надежный партнер-инвестор - банкир Александр Соловьев, руководитель ЦЧБ Сбербанка России с примерно такими же взглядами на экономику и жизнь.

Губернатор Евгений Савченко - доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Академии сельскохозяйственных наук РФ. Тема его кандидатской диссертации - «Социально-экономические основы реформирования регионального агропромышленного комплекса: На материалах Белгородской области». Защитил он ее в 1998 году. Тема докторской диссертации - «Экономическое регулирование агропромышленного производства (Вопросы теории и практики)». Защита состоялась в 2001 году.

Экономика Белгородской области

Экономика Белгородской области росла темпами, опережающими среднероссийские темпы роста. Так ВРП Белгородской области относительно 1998 года вырос за 10 лет в 2.3 раза в 2008 году. Соответственно, по ВРП на душу населения Белгородская область с 34 места в 1999 году поднялась на 22 место в 2008 году (209.6 тыс руб), немного уступив Липецкой области (18 место, 225.7 тыс руб). Выше расположились сибирские, уральские и северные регионы, а также Москва, Санкт-Петербург и Самарская область. И это, несомненно, - заслуга команды губернатора Евгения Савченко. Средние темпы роста ВРП области за 10 лет (1999-2008гг.) выше среднероссийских (107.3%), выше средних по ЦФО (108.5%) и составили 108.8%.

В области росли выпуски продукции во всех видах экономической деятельности, но особенно впечатляет рост производства продукции сельского хозяйства (таблицы 1,2,3).

Средний индекс производства продукции сельского хозяйства составил 113.2% за 8 лет (2000-2008 годы, за исключением 2001 года, по которому нет опубликованной статистики ФСГС, табл.1, источник ФСГС). Для Воронежской области этот показатель равен 109.9%, Липецкой – 108.9%, Курской – 108%, Орловской – 107.5%, Тамбовской – 105.5%.

Велика в развитии сельского хозяйства Белгородской области роль в качестве стратегического инвестора - ЦЧБ Сбербанка.

В итоге Белгородская область в 2008 году заняла первое место в РФ по выпуску продукции с/х на душу населения, 5 место по совокупному объему продукции (Воронежская – 9; Курская – 21; Липецкая – 24; Тамбовская – 25; Орловская – 34, табл.2). У Белгородской области очень высокое 4 место также в рейтинге по самому сложному виду производства в с/х - животноводству (Воронежская – 17; Липецкая – 28; Курская – 31; Тамбовская – 40; Орловская – 41, табл.3).

Быстрый рост продукции с/х Белгородской области вкупе с креативностью, федеральными связями и авторитетом губернатора Евгения Савченко обеспечили области существенные преимущества в бюджетной обеспеченности, в участии в федеральных программах развития, в развитии инфраструктуры, в росте качества жизни и человеческого капитала. С такими показателями роста с/х и общего роста экономики перед областью открывались любые федеральные программы, кредиты, инвестиции.

По поступлению налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ на душу населения Белгородская область занимает наиболее высокое - 32 место в РФ среди регионов ЦЧР (2008г.).

По инвестициям в основной капитал у Белгородской области 20 место в РФ, вслед за Липецкой областью (19). По обороту розничной торговли на душу населения - низкое 41 место в РФ и 3 место в ЦЧР после Липецкой (28 место) и Тамбовской областей (33).

Табл.1. Индексы производства продукции сельского хозяйства

(в хозяйствах всех категорий; в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Средний за 2000-08гг.

РФ

106,2

100,9

99,9

102,4

101,6

103,0

103,3

110,8

103.5

ЦФО

112,3

100,1

102,9

97,5

102,9

102,1

106,8

114,2

104.9

Белгородская

120,3

101,7

100,1

107,1

114,8

113,0

121,4

127,2

113.2

Воронежская

129,0

101,3

117,5

94,0

100,7

103,1

107,4

126,4

109.9

Курская

119,7

108,3

98,3

102,5

101,4

101,3

111,2

121,0

108.0

Липецкая

108,2

102,3

110,9

101,1

109,6

106,3

113,0

119,7

108.9

Орловская

136,9

104,2

99,6

97,4

99,8

91,8

104,4

125,6

107.5

Тамбовская

100,3

100,1

108,1

92,9

109,5

106,6

101,9

124,2

105.5

Источник: ФСГС. Расчеты автора.

Табл.2. Рейтинг регионов по совокупной продукции с/х

(в хоз. всех категорий; в фактически действовавших ценах; млн руб)

2007

2008

Рейтинг, 2008г.

РФ

1931629

2461355

-

ЦФО

417956

530986

-

Краснодарский кр.

142417

185342

1

Татарстан

93493

117339

2

Ростовская

79726

115833

3

Башкортостан

81643

105123

4

Белгородская

56290

78701

5

Ставропольский

69071

76415

6

Волгоградская

53308

70712

7

Алтайский край

57052

69243

8

Воронежская

52944

69020

9

Саратовская

54435

67453

10

Оренбургская

46004

64600

11

Челябинская

49346

62673

12

Московская

53060

62245

13

Красноярский

44570

57469

14

Омская

44664

54682

15

Новосибирская

37541

48295

16

Нижегородская

33762

45133

17

Тюменская

34461

44856

18

Самарская

34375

43610

19

Ленинградская

31561

41342

20

Курская

31443

41123

21

Дагестан

33545

40306

22

Свердловская

30852

40262

23

Липецкая

31442

39381

24

Тамбовская

28282

35552

25

Кемеровская

24712

33156

26

Удмуртская Р.

25379

32205

27

Иркутская

26685

31047

28

Пензенская

22276

29506

29

Мордовия

22738

29114

30

Тульская

21989

27984

31

Пермский край

20238

26971

32

Рязанская

18862

26506

33

Орловская

19320

24960

34

Кировская

17705

23406

35

Курганская

17397

22981

36

Чувашия

16539

21799

37

Брянская

16885

21279

37

Вологодская

16867

19994

38

Ульяновская

14837

19642

39

Кабардино-Балкария

16746

19459

40

Источник: ФСГС. Расчеты автора.

Табл.3. Рейтинг регионов по животноводству, продукция в млн руб

растениеводство

животноводство

животноводство,

рейтинг за 2008 год

2007

2008

2007

2008

Краснодарский

92894

122974

49523

62368

1

Башкортостан

36155

47455

45488

57668

2

Татарстан

50318

64018

43175

53321

3

Белгородская

22671

27654

33619

51047

4

Воронежская

33580

46716

19364

22304

17

Липецкая

19953

25506

11489

13875

28

Курская

21274

27807

10169

13316

31

Тамбовская

19559

25363

8723

10190

40

Орловская

12218

16317

7102

8643

47

Источник: ФСГС. Расчеты автора.

Отраслевая структура ВРП Белгородской области наиболее оптимально диверсифицирована в ЦЧР. На долю промышленности приходится в целом 43.6% ВРП. Причем и вклад в ВРП самой промышленности диверсифицирован: на долю добывающей промышленности приходится 18.3%, обрабатывающей промышленности – 22.2%, производства и распределения газа, электроэнергии, воды – 3.1%. На долю с/х приходится 12.7%, строительства – 8.9%, торговли 13.5%, транспорта и связи – 6.1%.

Диверсифицированная экономика на базе сравнительно новых основных фондов (общий износ – 32% - значительно ниже среднероссийского - 43.6%, в с/х – всего 17.1%, процент полного износа - 9.4% - самый низкий в ЦЧР, 50 место в РФ), современных технологий, оборудования и производств и обеспечивают экономике области стабильный рост и развитие.

Конкурентоспособные основные фонды обеспечивают Белгородской области лидерство в ЦЧР по росту промышленного производства. Средний индекс промышленного производства (ИПП) Белгородской области за десять лет (1999-2008гг.) составил 111.4% - значительно выше этого среднероссийского показателя (105.9%).

Средняя производительность труда в Белгородской области по российским меркам – высокая (469.3 тыс руб, 2008г.) – второе место в ЦЧР после Липецкой области (481.9), но разница между лидерами ЦЧР по этому важнейшему показателю - несущественная. Производительность труда в Белгородской области примерно в полтора раза выше среднемировой производительности труда, но уступает среднероссийской в 1.3 раза, которая выше за счет ценового фактора – высоких мировых цен на нефть и газ.

Средняя производительность труда в Белгородской области выше воронежской в 1.7 раза, курской – в 1.65 раза, орловской – в 1.9 раза, тамбовской – в 2 раза.

По средним темпам роста инвестиций в экономику за 2001-08 годы Белгородская область (средний темп прироста инвестиций за 2001-08гг. – 20.5%) занимает 3 место в ЦЧР, уступая Тамбовской (25.8%) и Липецкой (23.1%) областям. Однако, все эти области, включая еще Воронежскую, развиваются по этому показателю значительно быстрее России в целом (12.2%).

Абсолютное лидерство по средним темпам роста инвестиций Белгородская область уступила из-за провального 2002 года, когда приток инвестиций в область упал на 32.3% по сравнению с предыдущим годом.

Основной же первичный показатель развития – норма накопления инвестиций - в среднем за 2000-07 гг. у Белгородской области (23.8%) наибольший в ЦЧР и существенно выше среднероссийского (17.1%) и по ЦФО (15.2%).

Норма накопления инвестиций в Белгородской области - одна из самых высоких в России, отсюда и проистекают более высокие темпы роста ВРП и экономики по сравнению с конкурентами и партнерами.

Наличие мощной промышленности, развитого и современного с/х, невысокие доли в ВРП торговли и строительства определяют средний для РФ уровень неформального сектора (теневого) экономики Белгородской области – в нем занято 168 тыс. человек или 22.2% от общего числа занятых в экономике, по данным ФСГС. Область занимает по этому показателю среднее 40 место среди субъектов РФ.

Инвестиционная привлекательность и рейтинги Белгородской области

Рейтинговым агентством «Эксперт-РА» Белгородской области присвоен в 2009 году инвестиционный рейтинг регионов - 3B (средний потенциал - умеренный риск). Рейтинг был повышен 17.12.2009 с рейтинга 3В1 (пониженный потенциал - умеренный риск).

Повышение рейтинга области связано с увеличением ранга инвестиционного потенциала Белгородской области с 22 до 18 (табл.4). При этом ранг инвестиционного риска был понижен за год с 7 до 14.

Табл.4. Инвестиционный потенциал Белгородской области в 2008–2009 годах:

Ранг потенциала

Ранг риска, 2008–2009 гг.

Регион (субъект федерации)

Доля в общероссийском потенциале, 2008–2009 гг. (%)

Изменение доли в потенциале, 2008–2009 гг./2007–2008 гг. (%)

2008–2009 гг.

2007–2008 гг.

18

22

14

Белгородская о.

1,252

0,169

Источник: Эксперт-РА

Ранги частных инвестиционных потенциалов Белгородской области в 2008-09 годах по рейтинговому агентству «Эксперт РА» - в основном не слишком высокие из-за небольших размеров и численности области (табл.5). Но достаточно высоки ранги особо важных для инвестиционной привлекательности области потенциалов: производственного потенциала – 20 и инфраструктурного -11.

Низкий инновационный ранг (42), вряд ли, соответствует действительности. Только Белгородский университет в ЦФО и ЦЧР (помимо Москвы) получил статус национального исследовательского университета, и у науки и системы образования Белгородской области богатые перспективы. Финансовый потенциал области (ранг 26) примерно соответствует ее ВРП, а институциональный потенциал - низок (31) и его необходимо повышать. Трудовой (32) и потребительский (28) потенциалы соответствуют размеру экономики области и численности населения.

Табл.5. Ранги частных инвестиционных потенциалов Белгородской области

в 2008-09 годах по рейтинговому агентству «Эксперт РА».

потенциалы

трудо-

вой

потреби-

тельский

производ-

ственный

финан-

совый

институци-

ональный

иннова-

ционный

инфраструк-

турный

ранги

32

28

20

26

31

42

11

Источник: «Эксперт РА»

Частные инвестиционные риски в основном низки. Высок криминальный риск (ранг 40), что означает более высокое число зарегистрированных преступлений в области, в том числе экономических. Но при той статистике, что существует сейчас в МВД, это скорее благо, чем зло. В Белгородской области чаще регистрируют преступления и меньше отказов и их сокрытий. К тому же число наркоманов в области на 10000 тыс. населения в несколько раз меньше, чем, например, в Воронежской области. А это более объективный показатель эффективности борьбы с преступностью.

Очень велик законодательный риск (ранг 78), который и повысил интегральный инвестиционный риск области в 2009 году на 7 пунктов по сравнению с 2008 годом. И этот высокий негативный показатель исключительно на «совести» областной администрации.

Преодоление кризиса 2009 года

Высокая диверсификация экономики области, повышенная эффективность промышленности и других видов экономической деятельности, конкурентоспособность продукции, высокие налоговые поступления позволили Белгородской области достаточно успешно пройти кризисный 2009 год. Индекс промышленного производства (ИПП) Белгородской области составил 105,1%. Промышленное производство области даже выросло во время кризиса на 5.1% при падении российского на 9.3%, а ЦФО - на 13.3% (табл.7).

Но существенно упал индекс физического объема инвестиций в основной капитал Белгородской области (76.6%, средний для РФ - 83.8%, табл.8), что может сказаться на темпах роста ВРП области в будущем.

Табл.7. Индекс промышленного

производства (ИПП)

по субъектам РФ ЦЧР

(в % к предыдущему году)

2009г.

РФ

90.7

ЦФО

84.7

Белгородская

105.1

Воронежская

96.9

Курская

99.2

Липецкая

85.0

Орловская

72.2

Тамбовская

100.8

Источник: ФСГС.

Табл. 8. Индекс физического объема

инвестиций в основной капитал

по субъектам РФ ЦЧР

(в % к пред. году)

2009г.

Тамбовская

103,3

Липецкая

91,9

Белгородская

76,6

Воронежская

90,2

Курская

100,9

Орловская

75,6

РФ

83,8

Источник: ФСГС

Основные социально-экономические показатели Белгородской области за кризисный 2009 год приведены в таблице 9. Наиболее сильно упало производство неметаллических минеральных продуктов (ИПП = 67.7%), производство готовых металлических изделий (83.5%) и добыча полезных ископаемых (88.2%). Вытащили наверх промышленность во время кризиса металлургическое производство (107.7%), пищевая промышленность (120.8%), производство резиновых и пластмассовых изделий (рост в 5.4 раза), производство машин и оборудования (106%), химическое производство (113.8%), производство кожи и изделий из нее (126.6%).

Табл.9. Основные показатели экономического и социального развития

Белгородской области за 2009 год

Показатели

Единица

измерения

Отчет за

2009 год

Добывающие, обрабатывающие производства

и производство электроэнергии, газа и воды

Индекс промышленного производства

(в % к 2008 году в сопоставимых ценах)

%

105,1

в том числе по видам экономической деятельности:

Добыча полезных ископаемых

%

88,2

Обрабатывающие производства

%

110,4

из них:

Металлургическое производство

%

107,7

Производство готовых металлических изделий

83,5

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

%

120,8

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

%

67,7

Производство машин и оборудования

%

106,0

Химическое производство

%

113,8

Производство резиновых и пластмассовых изделий

%

в 5,4 раза

Производство кожи, изделий из кожи и обуви

%

126,6

Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность

%

104,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

%

96.6

Сельское хозяйство

(все категории хозяйств)

Выпуск продукции сельского хозяйства

млрд. руб.

94,7

в % к 2008 году (в сопоставимых ценах)

%

110,0

Инвестиции

Инвестиции в основной капитал

млрд. руб.

78,0

в % к 2008 году (в сопоставимых ценах)

%

76,6

Строительство

Ввод общей площади жилых домов

тыс. кв. м

1097,3

в % к 2008 году

%

98,7

в том числе:

населением за счет собственных и заемных средств

тыс. кв. м

758,5

в % к 2008 году

%

113,4

Индексы цен

Сводный индекс потребительских цен

декабрь 2009 года в % к декабрю 2008 года

%

108,9

Сфера услуг

Оборот розничной торговли

млрд. руб.

125,6

в % к 2008 году (в сопоставимых ценах)

%

100,8

Объем платных услуг населению

млрд. руб.

37,9

в % к 2008 году (в сопоставимых ценах)

%

110,2

Уровень жизни населения

Денежные доходы в расчете на душу населения

руб.

14022,8

в % к 2008 году

%

109,9

Величина прожиточного минимума в расчете

на душу населения за 2009 год

руб.

4167

Средняя номинальная заработная плата одного работника

руб.

14159,9

в % к 2008 году

%

104,7

Просроченная задолженность по заработной плате

на 1 января 2010 года

млн. руб.

22,2

Уровень зарегистрированных безработных

в % к численности экономически активного населения

на 1 января 2010 года

%

1,76

Источник: ФСГС, сайт администрации Белгородской области.

Бюджеты Белгородской области, Белгорода и Старого Оскола

Белгородская область в рейтинге по расходам консолидированного бюджета на душу населения (39.8 тыс руб) заняла в 2009 году 22 место в РФ – самое высокое среди областей ЦЧР.

Расходы бюджета на душу населения у городского округа Белгород в 2009 году (21.3 тыс руб) - также самые высокие среди столиц областей ЦЧР. Вдвое выше, чем у Орла, в 1.6 раза выше, чем у Воронежа, и в 1.5 раза, чем у Курска. Соответственно, у Белгорода самые высокие инвестиции в развитие человеческого капитала города. В том числе и поэтому Белгородский университет получил статус национального университета с повышенным федеральным финансированием. В Белгороде выше качество жизни и растет качество человеческого капитала. Сама область солидно инвестировала развитие Белгородского университета, что и было замечено федеральными властями.

В Белгородской области есть и другой важнейший для экономики город – Старый Оскол, сравнимый по экономическому потенциалу с административным центром области (табл.10, табл.11). И что характерно, бюджетная обеспеченность Старооскольского городского округа в 2009 была даже чуть выше белгородской и составила 21.4 тыс руб на душу населения.

Табл.10. Удельный вес Белгорода и Старого Оскола в экономике Белгородской области в 2008 году, в процентах

Белгород

Старый Оскол

Численность населения (оценка на 1 января 2009 г.)

23,5

14,5

Среднегодовая численность работников организаций1)

28,0

19,1

Наличие основных фондов организаций 2) (на конец года)

33,2

15,5

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, по видам деятельности1):

добыча полезных ископаемых

0,2

34,9

обрабатывающие производства

18,6

38,5

производство и распределение
электроэнергии газа и воды

80,8

6,3

Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство"1)

35,9

30,3

Ввод в действие общей площади жилых домов

25,6

15,3

Оборот розничной торговли1)

50,1

24,3

Инвестиции в основной капитал1)

24,8

16,6

1) По организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства.
2) По полной учетной стоимости; по коммерческим и некоммерческим организациям (без субъектов малого

Табл.11. Социально-экономические характеристики Белгорода и Старого Оскола

Белгород

Старый Оскол

Численность населения (оценка на конец года), тыс. человек

358,3

221,1

Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек

119,4

81,2

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата1), руб.

16171,9

16401,3

Средний размер назначенных пенсий

4548,0

4480,0

Численность пенсионеров, тыс. человек

95,9

54,6

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного городского жителя (на конец года), м2

22,2

22,7

Численность врачей, человек на 10 000 человек населения

75,2

49,6

Численность среднего медицинского персонала на 10 000 н.

162,8

137,9

Число больничных коек на 10 000 человек населения

143,0

67,8

Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену на 10 000 человек населения

287,6

152,7

Число зарегистрированных преступлений

6006

2838

Выявлено лиц, совершивших преступления, человек

1727

1327

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности, млн. руб.:

добыча полезных ископаемых

134,8

21615,3

обрабатывающие производства

48186,5

99774,2

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

13659,3

1062,0

Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство"1) (в фактически действовавших ценах), млн. руб.

8353,5

7061,1

Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), млн. руб.

18220,6

8857,2

Инвестиции в основной капитал (в факт. действовавших ценах), млн. руб.

20280,7

13591,6

Удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет бюджетных средств, в общем объеме инвестиций, процентов

25,6

4,8

в том числе за счет федерального бюджета

6,3

1,4

1) По организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства.

Уровень и качество жизни населения

По среднедушевым доходам Белгородская область была на 32 месте в РФ и на 1 месте в ЦЧР в 2008 году. По среднемесячной номинальной заработной плате - на низком для себя 43 месте в России (и первом в ЦЧР). По числу автомобилей на 1000 человек – на 34 месте в РФ. И на 3 месте в ЦЧР (выше Воронежская область - 20 место и Липецкая - 21).

По среднему рублевому банковскому вкладу - на 20 месте в РФ на начало 2009 года. Выше из областей ЦЧР здесь только Воронежская область – 18 место в РФ. По потребительским расходам на душу населения – на 45-ом, по прожиточному минимуму - на 77 месте (в области - одни из самых низких цен на продукты питания в РФ). По потреблению мяса и молочных изделий на душу населения - на достойном 19 месте.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 10.3% от общей численности населения при средней величине по РФ 13.1%.

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств на душу населения в Белгородской области в 2008 году было на низком 4 месте в ЦЧР, что связано в основном с меньшими масштабами теневой экономики в области по сравнению с некоторыми соседями (табл.12). Фактическое конечное потребление домашних хозяйств на душу населения отражает уравнительный характер системы оплаты труда регионов с существенно различной производительностью труда за счет неформального (теневого) сектора экономики и межбюджетной уравниловки. Средние доходы занятых в экономике в большинстве регионов РФ примерно одинаковы, за исключением Сибири, Урала и Северов.

Табл.12. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств

в областях ЦЧР в 2008г., руб

Фактическое

конечное потребление домашних хозяйств

в 2008г., руб

место

в ЦЧР

РФ

166880.0

Липецкая

119598.0

1

Тамбовская

112652,4

2

Курская

111461,3

3

Белгородская

110659,5

4

Воронежская

105933,8

5

Орловская

99679,2

6

Выводы

Белгородская область может служить положительным примером плавной трансформации советской элиты в постсоветскую, с относительно рыночным мировоззрением и характерными особенностями российской ментальности.

Основным достижением управленческой команды губернатора Евгения Савченко является создание лучших в России по эффективности сельского хозяйства и АПК.

Стабильность белгородской управленческой элиты, ее профессионализм и креативность, отсутствие крупных конфликтов способствовали опережающему развитию экономики региона.

В области вместе с ростом экономики росло качество жизни и человеческого капитала. Развивалась инфраструктура. Такие райцентры, как Новый Оскол, могут служить примером нормального обустройства и порядка, как и Белгород.

Белгородская управленческая элита не ставила палки в колеса рыночных процессов развития крупнейших предприятий области, где был и есть свой эффективный менеджмент. Напротив, способствовала ускорению этих процессов, согласившись, например, на переход крупнейших предприятий области под управление холдинга «Металлоинвест» со штаб-квартирой в Москве. Налоги в полном объеме эти предприятия платили и продолжают исправно платить в областной бюджет, и Белгородская область занимает в первое место в ЦЧР на душу населения по налоговым поступлениям.

С одной стороны, Белгородской области повезло с диверсифицированной и с относительно современной промышленностью (в частности, Оскольский электрометаллургический комбинат). Основные фонды области - с наименьшим износом. С другой стороны, стабильная ситуация и рационализм управленческой элиты способствовали приходу в область эффективных собственников и успешному развитию промышленности, АПК, инфраструктуры и экономики в целом.

Промышленность региона конкурентоспособна на внутреннем и мировом рынках, а ее доля в ВРП области - почти оптимальна для российских условий. В отношении развития с/х область выиграла жесткую конкуренцию за инвестиции и заняла на рынках, особенно в животноводстве, свою нишу.

Высокая диверсификация экономики Белгородской области с низким для России износом основных фондов и высокая доля эффективной промышленности повышают конкурентоспособность белгородской экономики.

Сравнительно невысокие доли в ВРП торговли, строительства, транспорта, эффективный и современный АПК снижают долю неформального сектора экономики и теневой экономики в целом, что увеличивает поступление налогов в бюджеты и снижает криминогенность региона.

Повышенная для России норма накопления инвестиций в основной капитал (относительно ВРП) обеспечивает устойчивое развитие экономики, обновление основных фондов и непрерывную модернизацию ведущих предприятий региона.

В соответствии с рейтингом Минрегионразвития за 2009 год по достигнутому уровню общей эффективности управления Белгородская область находится на высоком 7 месте в России, что подтверждает вышеизложенные выводы.

Пока некоторые губернаторы гонялись за дутыми цифрами инновационных миражей, губернатор Евгений Савченко сумел пробить статус «национального» местному университету, открыв, тем самым, хорошие перспективы для его развития за счет федеральных средств. Как и для развития систем образования, науки и инновационного сектора экономики Белгородской области.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0