Воронеж. 14.09.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" продолжает активно делить шкуру неубитого медведя. Сперва ОАК решила, что региональные самолеты Ан-148 производства ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (ВАСО) должен продавать не сам авиазавод, а корпорация (иначе зачем она нужна?). Теперь ОАК собирается передать право продажи своему подразделению "Иркут". При этом ВАСО никак не может выйти на серийный выпуск 36 самолетов в год, а 150 самолетов, между тем, заказчики хотят уже сейчас.
В понедельник был организован слив в СМИ сведений о том, что право управления проектом производства Ан-148 перейдет от лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" к подразделению ОАК - компании "Иркут", которая займется его эксклюзивной продажей. Тем самым, неназванный источник, хотя скорее всего это была сама ОАК, удивил участников рынка и саму ИФК, которая, собственно, и не занимается управлением проектом, а продажи самолета уже давно перешли от ВАСО к ОАК.
Информация об управлении проектом со стороны ИФК между тем не вызвала непонимания у авиастроителей, поскольку генеральный директор лизинговой компании Александр Рубцов, действительно, стал фактически локомотивом реализации проекта Ан-148 в России. Именно он занимался его лоббированием, убеждением руководства ВАСО взять Ан-148 в производство и даже тайным финансированием запуска. В результате у России сейчас есть единственный сертифицированный самолет, спрос на который превышает предложение.
Однако роль лизинговой компании заключается не в несвойственных ей функциях по спасению воронежского авиазавода, в обучении менеджмента и жестком контроле производства, что организации приходилось делать в прошлые годы. Компания специализируется на финансовом и операционном лизинге самолетов - то есть она занимается продвижением лайнера на российском и международном рынках, ищет заказчиков и передает им в лизинг готовый самолет. Это в идеале. Однако готовые самолеты, которые по идее должны своей работой зарабатывать деньги на лизинговые платежи, в наше время редкость.
ВАСО производит очень мало самолетов. И настоящая проблема заключается именно в этом, а не том, кто будет их затем продавать. В настоящее время пакет твердых и предварительных заказов ИФК на самолеты серии Ан-148 и Ан-158 превышает 150 машин, которые авиакомпании готовы брать уже сейчас. Однако почему-то ОАК сокращает рабочих на ВАСО, проводит оптимизацию производства так успешно, что авиазавод никак не может увеличить количество производимых самолетов. В результате лизинговая компания была вынуждена заказывать самолеты даже на украинских авиазаводах.
Между тем директор ВАСО Виталий Зубарев заявляет, что заводу нужно еще 7 тысяч рабочих для выполнения производственной программы. Минобороны закрывает проект Ил-112, так как конструкторы не способны его доработать, а ульяновский "Авиастар" вообще остался без заказов (благо рабочих можно трудоустроить в Воронеже).
В этой ситуации, логичным кажется, что ОАК должна все ресурсы направить на увеличение производства самолетов с помощью современного оборудования, чтобы снизить себестоимость и зарабатывать, зарабатывать. А ОАК практически устраивает слив, который в очередной раз путает заказчиков самолетов и всю общественность.
Мне кажется, что на месте ИФК уже давно стоит сместить акценты от отечественных самолетов в пользу иностранных. Авиакомпаниям России нужно летать сейчас, им нужно много самолетов, они готовы брать их в лизинг. И им не важно, российский это самолет или иностранный и через сколько посредников прошел, – лишь бы цена была адекватной.